82
83
Почему "самары" и "жигули", привезенные из-за границы, выглядят намного свежее своих сверстников, "живущих" в нашей стране? Только ли дороги и черты национального характера владельцев тому причина? На эти вопросы пытался найти ответы Борис СИНЕЛЬНИКОВ, побывавший в Германии, откуда идет к нам большой поток машин. Многие думают, что автомобиль, вышедший из ворот завода в исправном состоянии, уже можно эксплуатировать, заботясь только о своевременном техобслуживании. К сожалению, это заблуждение, и оно многим дорого обходится. Я имею в виду ржавление кузова, начинающееся у нас едва ли не со дня рождения автомобиля. Дело в том, что его антикоррозионная защита является как бы основой, достаточной, может быть, только для идеальных условий, когда дороги чистые, воздух постоянно сухой, температура стабильная и т. п. В нашей же стране, где все как раз наоборот (перепады температуры летом и зимой - в десятки градусов, дожди сменяются снегом, дороги посыпают песком или солью, воздух в городах ядовитый), заводской защиты явно недостаточно. Но причина, оказывается, не только в этих условиях. Главное, наверное, то, что продающиеся там машины (за редким исключением) проходят дополнительную (!) антикоррозионную защиту при предпродажной подготовке. Чтобы познакомиться с тем,, как это делают в Германии, я побывал на одном из терминалов компании "Хармс" в Бремерхафене. Сюда фирма доставляет со всего света всеми видами транспорта заказанные дилерами автомобили. Их десятки тысяч, и глаза устают распознавать марки и модели, когда объезжаешь несколько гектаров территории. Организация этого огромного хозяйства заслуживает отдельного рассказа. "Большинство автомобилей проходит здесь предпродажную подготовку в разных объемах по заявкам дилеров, - рассказывает управляющий, г-н Берг. - Она включает технический осмотр, расконсервацию, устранение дефектов, дополнительную антикоррозионную обработку внутренних, закрытых полостей и днища, покрытие окрашенных поверхностей защитным составом. Кроме того, выполняем и тюнинговые работы - заменяем колеса и шины, сиденья или их обивку, рули, панели приборов и т. д." Здания, где выполняют эти работы, похожи на цеха завода. В них светло, чисто, тепло и, что удивительно, просторно (на наших заводах это считается непозволительной роскошью). Как во всех цивилизованных странах, здесь чуть ли не самое большое 82 ЗРЛМ 5/97 А УЕ внимание уделяют экологичности производства и утилизации отходов. Где только возможно, применяют замкнутые циклы. Например, консервационное покрытие смывают горячей водой с добавлением моющих веществ. Из отработанной воды извлекают консервант (это обычно парафин), после чего ее фильтруют и повторно используют. Парафином же топят котел, нагревающий воду, а часть его снова используют для консервации. Невольно удивляешься - хотя работа, в общем-то, грязная, на линии - чистота, котельная с ее баками блестит краской. А вот и участок антикоррозионной обработки. На стенах знакомая эмблема - белый круг с красным ободком и надписью "WaxoyI". Это швейцарский концерн, который в России представляет фирма "Рубикон". По отзывам наших автомобилистов, выполняемая на ее станциях обработка кузова весьма эффективна, а долговечность, похоже, близка к гарантированным шести годам. Мы, к сожалению, на редакционных машинах ее не испытывали, поэтому интересно было познакомиться с технологией поближе. Г-н Берг, удовлетворяя наш интерес, предложил побеседовать с одним из руководителей "Ваксойла", находящегося сегодня в Бремерхафене. Связавшись с ним по мобильному телефону, он сообщил, что тот приедет через десять-пятнадцать минут. Тем временем рабочий в белом (!) халате открывает капот, багажник и двери очередной машины. Берет в руки пистолет со стволом-трубкой, которую поочередно вводит в отверстия всех полостей кузова. ^•Состав в виде тумана заполняет полость. Через несколько секунд вязкая пленка покрывает поверхности. После обработки сверху - капота, моторного отсека, крышки багажника и т. д. машину поднимают и работают снизу, продувая полости в дверях, лонжеронах, порогах. На днище и все что находится под кузовом наносят другой состав - почти черного цвета. Я спрашиваю господина Берга, почему они выбрали "Ваксойл" среди многих именитых фирм. "Во-первых. - говорит он, - в среде профессионалов "Ваксойл" очень известен. Его продуктами пользуются такие гиганты, как "Тойота". СААБ. ИВЕКО. "Мицубиси". "Хонда" и многие другие. Во-вторых. мы ценим их высокое и стабильное качество, превосходящее во многих отношениях препараты других фирм. В-третьих, экологичность. Вы чувствуете какой-нибудь запах? Нет, потому что основа препа-"Не бойтесь, я не отравлюсь - это же модифицированный воск со специями, а не вытяжка из нефти. Правда, он хорошо проникает во все щели, но у меня, слава Богу, язвы нет". Он готов был попробовать и другой. черный препарат - для днища - "Хардвакс", но мы его остановили. "Не беспокойтесь, в нем тоже нет ничего из нефти, только воск с минералами. Не боится ничего попадающегося на дороге - воды, соли. песка". Трудно было поверить, что такое нежное на вид покрытие может держаться несколько лет, не требуя, как нам привычно, возобновления через год-два. Г-н Кнорп пояснил, что "Ваксойл-120-4" почти бесцветен, а потому, чтобы определить, насколько сохранилась пленка в том или ином месте, в него ввели вещество, светящееся при облучении ультрафиолетом. По интенсивности света можно судить, надо ли повторять обработку. Проверку рекомендуется делать через два-три года. Переходим в цех, где автомобиль защищают снаружи и обрабатывают салон. Здесь тоже - банки с эмблемой "Ваксойл". "Это препарат "100 Плюс", - говорит г-н Кнорп и берет в руки тампон. Смочив его составом, легкими движениями трет участок крыла ближайшей машины. Это -Материалы "Ваксойл" пойдут на обработку автомобилей ВАЗ.Фрата не обычная, нефтяная, а восковая. Кстати, то. что это покрытие не пахнет и не пачкает, очень ценят покупатели". К нам подходит мужчина средних лет. "Эрик Кнорп", - представляется он и оживляется, узнав, что мы знакомы с фирмой "Ваксойл" и хотим узнать подробности о ее продукции. "Сорок четыре года мы сотрудничаем с различными автомобильными компаниями. - начинает он, - нашими препаратами пользуются более 70 тысяч сервисных станций во всех частях света. Представляющий нас в Москве "Рубикон". помимо своих трех станций, имеет дилеров в десятке городов России - Санкт-Петербурге, Кемерове. Саратове. Воронеже и других. Так что, благодаря расширяющейся сети все больше и больше россиян смогут надежно защитить свои машины от коррозии, а краску от старения". На наш вопрос, что отличает основные препараты "Ваксойла" от других подобных, он с улыбкой говорит: "А хотя бы это" и, окунув палец в бочку с розоватой жидкостью и надписью "Ваксойл-120-4" (для полостей), облизал его. У нас рот свело, потому что это не был трюк того профессора из анекдота.Работа с "Ваксойлом" безопасна и для человека, и для костюма.•наша "Самара". Результат впечатляющий обработанная поверхность блестит так, будто все остальное, казавшееся до этого вполне отлакированным, покрашено матовой эмалью. "До дня продажи сохранится?" - спрашиваю я. "Что? - почти возмущается г-н Кнорп. - Эта пленка так прочна, что выдерживает до ста моек. Это указано в названии. Кроме того, она защищает краску от старения, поскольку не боится грязного воздуха и даже кислотных дождей"."Кстати, - говорит г-н Берг, - у нас есть участок обновления подержанных машин, где краску обрабатывают препаратом "Вакспреп". После него старая краска выглядит нарядней, чем новая... на некоторых марках". Одной из "некоторых" оказывается "Самара", шагрень на которой здесь стараются заполировать. Отчасти это удается. К сожалению, это не единственный дефект наших машин. На "Ниве", например, меняют сиденья, руль, колеса, стартер, генератор, рычаги стеклоочистителей (уже ржавые) и т.д. Может, не на всех, но на большинстве - точно. Такой вот "тюнинг"... Что касается устранения дефектов, то их перечень занимает целый лист, а трудоемкость - 9-10 часов! Обходится это примерно в 800 долларов (для большинства марок подготовка длится 30-60 минут). Смотреть на все это больно, а за державу - обидно. И мало утешает тот факт, что есть машины, изготовленные еще хуже - "Протон" из Малайзии. С него снимают для перекраски бамперы, на многих - двери, капоты. Полуразобранный вид этих машин среди соседей-красавцев, попавших сюда лишь для косметической обработки, а никак не ремонта, производит тяжелое впечатление. А вот и упоминавшийся участок подержанных машин. Здесь их обновляют, коечто меняя по заказу дилеров. Немало хлопочут ив салоне: чистят, полируют... Используют, опять же, препараты "Ваксойл". Вот один с буквами "U.P.T." - им обрабатывают все мягкие материалы. Что он дает? "Состав проникает в волокна, - поясняет г-н Кнорп, - и отталкивает пыль. Благодаря этому ткань выглядит нарядной и на сиденьях меньше изнашивается, так как пыль это и абразив, истирающий волокна". К сожалению, мне тогда не пришла мысль, что этим составом полезно было бы обрабатывать верхнюю одежду наших горожан, поскольку она сильно изнашивается в общественном транспорте. Но спросить у г-на Кнорпа, допускает ли это одежда, я смогу, только когда он приедет по делам в Россию. А может быть, они этого не испытывали, нам самим надо попробовать? Но вот что не требует испытаний, так это антикоррозионная обработка автомобиля. В ней нуждается не только всякая новая, но и уже поездившая машина. Это давно уже поняли за рубежом и должны понять мы. И чем быстрее, тем лучше. Борис СИНЕЛЬНИКОВ Фото фирмы и Владимира СоловьеваЗА РУЛЕМ 5'97 83