142
143
(воимийлами" О ИВА " : МЕНЯЕМ 11 ЧЕХЛЫ НА ШРУСах11 f |'V*liATsWii - " ~ -гL-Эту операцию приходится выполнять, когда повреждены (порваны) чехлы, защищающие шарниры равных угловых скоростей в приводах передних колес. Признак неисправности наглядный - появление смазки на внешней стороне чехла, чего не должно быть на неповрежденной поверхности. Чехлы "Нивы" имеют дополнительную защиту в отличие от "Самары" или "Москвича", тем не менее следить за ними следует тщательнее, ведь "Нива" автомобиль вседорожный. Если вовремя не заметить пореза или трещины, в ШРУС попадут вода и грязь и быстро выведут шарнир из строя. Для работы специнструмент не потребуется. Операции лучше выполнять на подъемнике или яме, хотя можно обойтись и без них. Штатным шестигранником "на 12" отворачиваем пробку в картере переднего моста (фото 1) и сливаем масло в предварительно подготовленную емкость (объем заправляемого в картер масла - 0,9 л). Приступаем к демонтажу правого привода. Вывешиваем колесо, снимаем его и опираем нижний рычаг на подставку, слегка сжав пружину. Очищаем от грязи резьбу болта, крепящего нижний конец амортизатора, смазываем соединение проникающей жидкостью и торцевым ключом "на 17" отворачиваем гайку крепления (фото 2). Вынимаем болт и отверткой выводим вверх из нижнего рычага конец амортизатора (фото 3). Поддев мощной отверткой или зубилом (с молотком) колпак ступицы переднего колеса (фото 4), снимаем его. Удерживая монтажной лопаткой ступицу от вращения за шпильки колеса, отворачиваем торцевым ключом "на 27" гайку подшипников ступицы (фото 5). Опускаем автомобиль, сжимая тем самым, насколько возможно, пружину подвески. Накидным ключом "на 13" отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры к нижнему рычагу, придерживая снизу болты другим ключом "на 13" (фото 6). Аккуратно сдвигаем на себя поворотный кулак вместе с опорой (фото 7). Отводим в сторону и назад ступицу и вынимаем из нее хвостовик наружного шарнира (фото 8). Достаем конусообразную шайбу, поддев ее отверткой с внешней стороны (фото 9). Отворачиваем ключом "на 13" три гайки крепления крышки подшипника к картеру редуктора (фото 10). Сверху (со стороны капота) торцевымЗА РУЛЕМ 5/97 Соимийламиключом "на 22" отворачиваем болт кронштейна, крепящего передний мост к кузову (на фото 11 показан стрелкой). Подступиться к нему будет несложно, если есть два больших удлинителя и карданчик, к о ­ торый обычно входит в комплект головок. Сборный ключ размещаем между брызговиком и приемной трубой. Поддев отверткой за специальный уступ на крышке подшипника, выдвигаем наружу хвостовик корпуса внутреннего шарнира вместе с подшипником (фото 12). Сжав амортизатор, руками аккуратно вынимаем привод из редуктора и снимаем его с автомобиля (фото 13). Чтобы не выскочила пружина подвески, вновь закрепляем амортизатор на нижнем рычаге. Подняв машину, вынимаем из-под рычага подставку и подводим ее под левый ры ­ чаг. Выполняем те же операции, что ис правой стороны. Работа здесь будет проще - на левой стороне нет кронштейна крепления редуктора, а все три гайки крышки подшипника можно отвернуть даже рожковым ключом "на 13" (фото 14). Далее приступаем непосредственно к замене чехлов. Тщательно очищаем весь привод от грязи. Плоскогубцами с регулируемой шириной захвата сжимаем за специальные уступы хомут чехла на корпусе ШРУСа. Поддеваем отверткой его конец и разъединяем хомут (фото 15). То же вы ­ полняем ис хомутом на валу привода. Аккуратно сдвигаем чехол в сторону. Закрепляем вал в тисках. Наставляем выколотку из цветного металла на обойму внутреннего шарнира и наносим по ней вдоль оси вала несколько крепких ударов увесистым молотком (фото 16). Обойма (шарнир) зафиксирована на валу упругим кольцом. От удара оно сжимается и попадает внутрь обоймы, которая потом легко сходит с вала (фото 17). Снимаем чехол с вала, отверткой помогая ему преодолеть барьер упорного кольца. Сжимаем плоскогубцами и снимаем хомуты чехла внешнего шарнира. Поддевая отверткой, снимаем защитный пластмассовый кожух внешнего шарнира (фото 18). Снимаем с вала и второй чехол. Осматриваем и оцениваем чистоту смазки и состояние деталей шарниров. Если все в порядке, ставим новые чехлы, добавляем немного смазки ШРУС-4 и все собираем в обратной последовательности. На нашей "Ниве" порванными оказались сразу три чехла. Случилось это на 25-й тысяче, причем сразу на двух внутренних шарнирах и, чуть погодя, на внешнем правом. Это обстоятельство нас обеспокоило и вот что выяснилось при осмотре. Разрыв чехла (фото 19) - это следствие износа резины с внутренней стороны (фото 20). Вероятно, при повороте колес до упора чехол касался деталей ШРУСа и постепенно истирался. На каждом внутреннем чехле мы увидели по три таких участка. Где тонко - там и рвется: во внутренних чехлах нашего автомобиля зияли дыры длиной по семь миллиметров. А в гибели чехла внешнего шарнира мы, похоже, были ви ­ новаты сами - порвали на охоте при очередном штурме лесной чащобы. Новые детали встречаются на московских рынках по следующим ценам: два ЗРЛМ 5/97 143 А УЕ внутренних чехла по 20 тысяч рублей, внешних - по 15, два стопорных кольца по 10, правый небольшой хомут чехла - 10 (он отличен от левого!), 100 г ШРУС-4 25 тысяч. Прокладки крышек подшипников не нашли, а потому вырезали их из плотного картона.