56
57
ЕПОРТАЖЗР"Были у Минского автомобильного и на­ли цех только ночью, строго по графику, стоящие тайны... Об этом - в другой раз". согласованному с "компетентными органаЗР, 1997, № 4 ми", чтобы не уследили космические и земные шпионы. Но при этом Кремль мог, гроПОД ПОКРОВОМ ТЬМЫ В 1954 году по инициативе маршала зя Западу "кузькиной матерью", показать Жукова (в то время заместителя министра новейшие тягачи и ракеты во время параобороны СССР) при Минском автозаводе да на Красной площади. А специалисту было организовано специальное конструкмного не надо: сосчитав колеса, прикинул торское бюро. Посвященные знали его замассу перевозимой ракеты, а там уж один дачу в самом общем виде: создавать для шаг до ее мощности... армии большегрузную автомобильную техВ увесистом "Советском энциклопединику высокой проходимости. Гораздо меньческом словаре", изданном в 1988 году, я ше было тех, кто ведал, что речь идет об обнаружил биографическую справку о доярартиллерийском тягаче. И уж совсем неке. получившей звание Героя Соцтруда еще многие. в круге третьем, были знакомы со при Сталине, но не нашел фамилии главностранными требованиями заказчика к этому го конструктора тех самых ракетовозов тягачу. Преодолеваемые подъемы - до 30 Героя, лауреата высших премий СССР, заградусов, броды - до 1,3 метра, впечатляюслуженного деятеля науки и техники. щий запас хода по топливу (в полтора раза Чтобы хоть чуть-чуть восстановить больше, чем у легковой "Победы"). справедливость, назову его: Борис Львович Колесная формула 8x8 и полуметровый Шапошник (1902-1985). (Подробнее о его дорожный просвет укрепляли догадку, что творческом пути рассказано в очерке "За'артиллерийский тягач" предназначается не крытый конструктор Борис Шапошник" на для войны в Европе или же... не для артилстр. 96 - ред.). лерии. Мир еще не знал, что стоит на пороге МАРС ПОЧТИ НЕ ВИДЕН эпохи межконтинентальных баллистических После многих лет противостояния двух ракет (они же - будущие ракеты-носители в систем на политическом небосводе нежданкосмонавтике). Для их буксировки по сибирно взошла мирная звезда и Марс, покровиской да заполярной глухомани и нужен был тель ракет, стал почти не виден. Что улоМАЗ-535. Его первые образцы выехали с жить между кабинами "сороконожки" взазавода в 1956 году - за год до запуска на мен уничтоженных СС-20? Стрелу подъеморбиту первого спутника. ного крана? Такой автокран - все равно что Для серийного выпуска буксировщиков танк с плугом. ракет на МАЗе появилось "производство В новых условиях производитель ракеколесных тягачей" - по сути, завод в завотовозов смог, наконец, легализоваться и де. Атмосфера секретности вокруг него дополучил собственное имя - МЗКТ (Минский ходила до абсурда. В "Краткой хронологии завод колесных тягачей). Но заводчане вяМинского автозавода", составленной 30 ло восприняли это знаменательное собылет спустя, отражен даже такой знаменатие. Военные заказы составили в 1994 году тельный факт, как "вступление в строй всего полпроцента от уровня 1989-го. граждействующих заводской прачечной самоданских же заказчиков надо было где-то исобслуживания", а о производстве ракето- кать и чем-то соблазнять. Да еще растолковозов - ни слова. Готовые машины покида- вывать им, что МЗКТ - не какая-нибудь ско56 ЗРЛМ5 97 А УЕроспелая фирма, а бывший секретный завод, более 30 лет прятавшийся под "крышей" МАЗа. К этой работе на предприятии не были готовы и ностальгически вздыхали (да и по сей день вздыхают) о временах, когда спрос заменяло постановление ЦК. - Предлагали нам выпускать взамен тягачей то ли полуприцепы, то ли двигатели, то ли легковые автомобили, - сказал мне директор завода Владимир Волков. Но мы решили не покидать свою нишу специальных автомобильных шасси. В ней мы защищены от новоявленных конкурентов: осваивать мелкосерийное производство такой уникальной техники никто не возьмется. А уже существующие зарубежные аналоги серьезно уступают нашим машинам по проходимости и раза в полтора дороже. ВОЕНПРЕДЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ Одновременно со мной на МЗКТ приехала и, признаться, мешала мне общаться с главным конструктором Владимиром Чвялевым африканская делегация. На территории завода для нее выстроили целую колонну внушительных образцов продукции, в которой этаким отставным генералом смотрелся длиннющий ракетовоз: восемь ведущих осей, колеса трех первых и трех последних - управляемые. Если надо, завод вам сделает даже двенадцатиосник. На опытном спецшасси 7907 с колесной формулой 24x24 (!) ракеты поездить не успели, а вот речной катер массой 88 т перевезли на этом чуде-юде по дорогам общего пользования с Березины за 150 км на озеро Нарочь. Все в мире относительно. После знакомства с такими исполинами мелковатым кажется полноприводный четырехосник семейства "Волат" (по-белорусски - "богатырь") грузоподъемностью 22 т. Он пошел в серию в 1993 году как грузовик с бортовой платформой, а затем на базе того же шасси ^Л M3KT-75165 - самосвал 8x8 грузоподъем^ ностью 24 т.тшзавод начал выпускать седельный тягач и самосвал. Основной покупатель внедорожных машин МЗКТ - РАО Газпром", а в перспективе - также нефтяники России. Белоруссии. Румынии, для которых создаются шасси 6x6, 8x8 и 10x10 под агрегаты по ремонту скважин. - Что такое трубопровод построить в пустыне? - рассуждает Волков. - Там же проедешь только на автомобиле такого класса. Наша техника работает в непролазных местах, где альтернатива ей - один лишь вертолет. Но. во-первых, вертолет дороже. Во-вторых, он доставит груз - и что дальше? А от двигателя автомобиля может работать буровая установка! Военная тема в жизни МЗКТ ушла на задний план, но не заглохла: завод делает автопоезд для перевозки 60-тонных танков. (Кстати, многим кажется, что танки не идут своим ходом ради сохранности дорог, но это не совсем так. Просто у них небольшой ресурс, потому их и перевозят, где только возможно.) Для строителей завод выпускает самосвал МЗКТ-6515 (8x4). Он может возить из карьеров на стройплощадки либо к местам дорожно-строительных работ до 21 т груза (скажем, щебня). Читатель, у вас не закружилась голова от многообразия колесных формул9 У меня закружилась - еще там. на заводе, когда хотел и не мог выстроить их в какую-то систему. А потом понял: никакой системы нет. МЗКТ по силам построить автомобиль с любой колесной формулой Специальное большегрузное шасси под монтаж оборудования для бурения нефтегазовых скважин, а также большегрузных кранов.M3KT-79097 - специальный автомобиль для транспортного и технологического обслуживания нефтегазовых разработок.от 6x6 до 24x24 ис двигателем - хоть отечественным, хоть импортным - по желанию заказчика. Учтет и другие его требования, причем уникальная машина, какой еще нигде нет. будет готова не позже чем через полгода. Это возможно благодаря модульному проектированию: новые автомобили как бы складывают из готовых узлов-Чубиков".Цементовоз БЦМ-5642 Красногорского завода "Бецема" на шасси МЗКТ-751652 (8x8). Объем цистерны - 1 8 м3, грузоподъемность - 20 т.Многие узлы - от двигателей, кабин. мостов до подшипников и ступиц - унифицированы с мазовскими, что облегчает потребителю ремонт. А вообще задача эта не из простых: МЗКТ имеет на просторах СНГ. включая Сибирь и Среднюю Азию, всего 120 штатных ремонтников. В прежние времена их хватало: завод делал свои тягачи так. что смело давал гарантию на десять лет и потом обычно продлевал еще на пять. Нынче, конечно, качество уже не то. - Поэтому, - рассказал мне Волков. мы возобновили соглашение с военпредами. Подключаем их к контролю качества не только военных, но и народнохозяйственных машин Я спросил, выгодно ли устанавливать двигатели Мерседеса' или. скажем. "Катерпиллера' с учетом их высокого ресурса и надежности. И попал директору в болевую точку: у него только что был трудным разговор с представителем отечественного моторного завода, предлагавшим новые двигатели по цене выше мерседесовской". Скоро и традиционные воронежские шины обгонят по стоимости "Мишлен". Не потому, подчеркнул Волков, что производители российских комплектующих - зарвавшиеся нахалы, а потому. что их разоряет и вынуждает повышать цены "неразбериха с налогообложением". А ведь умеренная цена - одна из главных конкурентных позиции сороконожек на мировом рынке1 Палки, вставляемые в колеса своими же. страшны, даже если колес очень много... Леонид САПОЖНИКОВЗА РУЛЕМ 5 9757