ШШ'УШ'АКизвестности и славе путь, как правило, долгий. Прикинем, сколько лет отделяют первую победу "Мерседеса" на пневматиках "Континенталь" в гонках, проходивших в Ницце, от побед "Континенталя" нашего времени. Он первым применил рифленый протектор, съемный обод колеса, бескамерные покрышки. Каков "по служной список"! Но это далеко не все.Первое место в Германии, второе в Европе и четвертое в мире - такова вершина, достигнутая шинным концерном "Континенталь" за более чем 125-летнюю историю. ШШШШШлШШси «песни» двух проносившихся мимо автомобилей. Один из них солировал явно громче - но в его песне выделялся единственный пик частотной характеристики, тогда как у более тихого автомобиля весь «горный хребет» имел довольно значительную высоту. Подобный неслышимый «голос» шин нередко создает подспудный дискомфорт, отчего водитель и пассажиры сильно устают в поездке, не понимая причины. Именно поэтому производители шин все больше внимания уделяют их шумности - субъективной оценкой покрышек (именно субъективной, как при дегустации духов и вин - без приборов и компьютеров) в «Континентале» занято 10 классных специалистов. Ходовые испытания шин проводят на фирменном полигоне «Контидром». С высоты птичьего полета в чаше скоростного круга, напоминающей гигантский стадион, видны несколько кругов и загогулин различных радиусов, причем часть из них - дождевые: небольшие фонтанчики на их обочинах непрерывно имитируют сырую погоду. Есть и дорожки для испытаний тормозных и динамических качеств автомобиля с «пятым» колесом, имитация различных видов покрытия булыжник и т.д. В распоряжении работников "Контидрома" - 60 автомобилей наиболее распространенных марок и моделей. Тесты зимних шин фирма проводит на другом полигоне - в Финляндии. Там снег все же более частое явление природы, чем в Ганновере. Производителю шин в наше время приходится балансировать на тончайших пиках - возможностях современных автомобилей разных классов, запросах различных групп покупателей, разумном соотношении высокой стоимости разработки исследования и производства с окончательной ценой продукции... Ну, совсем как молекулярная модель резины контактирует на экране компьютера с микронеровностями дороги. Есть контакт - значит, будет очередной, долговечный, экономичный и надежный «Контакт» - зимний, спортивный, дорожный, грузовой, специальный...Занимаясь шинами, инженеры концерна не могли не обратить внимания на другие системы автомобиля - хорошая шина должна гармонично сочетаться с работой элементов подвески, опор силового агрегата... Изменяя их параметры, можно достичь значительно большего, чем просто совершенствуя покрышки. Так родилось направление «Конти-Тех», которое ныне в годовом обороте концерна (свыше 10 млрд. немецких марок) составляет почти треть. Но главенствуют в программе всетаки шины: более 70 млн. легковых и свыше 4 млн. грузовых покрышек в год! Кстати, концерну принадлежат и другие марки: Uniroyal, Semperit, Gislaved/Viking, Barum, General Tire. Каждая из них - это целая гамма шин различного назначения, но есть и специализация. Скажем, Uniroyal - это преимущественно покрышки для спортивных машин, a GT - для джипов-вседорожников. Хотя шины концерна «пекут» в разных странах, место рождения у них одно - исследовательский центр в Ганновере. Зачатие каждой модели происходит буквально на уровне элементарных частиц: молекулярная модель смеси и микрорельеф дороги контактируют вначале на экране компьютера так происходит самый-самый первый тест в «жизни» шины. Материал покрышки должен обеспечивать наилучшее сцепление с дорогой, а потому его рецептура - строжайшая тайна. Известно лишь, что в последнее время технический углерод в шинной резине все чаще заменяют силиконом. Надежное сцепление шин с дорогой гарантирует автомобилю хорошую устойчивость, управляемость и высокие тормозные свойства - но очевидно вызывает рост сопротивления качению. Как это совместить? Проходя очередной тест, шина часами «бежит» по барабанам стенда со скоростью около 120 км/ч - крейсерской для машины на автобане. Кстати, «Континенталь» одним из первых ввел поня тие экономичности шины, рассчитав, сколько денег сберегут вла-дельцу грузовика высококачественные покрышки. Следующее испытание - на аквапланирование. И вновь начало его на компьютере: он наглядно демонстрирует, на каких участках пятна контакта давление воды выше и как следует скорректировать рисунок протектора, чтобы это давление снизить. И, наконец, последний из предварительных тестов - на шумность. Разновеликие шашки протектора, разбросанные с переменным шагом по окружности шины, далеко не единственное средство борьбы с резонансом. В лаборатории фирмы, располагающей сурдокамерой и огромным комплектом приборов, вычислили, например, что наиболее сильный шум от шин при движении автомобиля возникает... непосредственно перед началом пятна контакта, когда шашки протектора еще не вступили в «игру»!Кстати говоря, шум шуму рознь. Вот эксперимент, участниками которого стали приглашенные фирмой журналисты. В небольшой кабинке каждый из нас несколько продукция "Континенталя" сегодня (слева направо): раз прослушал в запи-КонтиЭкоКонтакт СР". "КонтиСпортКонтакт", "КонтиВинтерКонтакт TS 790".ЗР 4/9961