18
20
21
22
23
ЕВ ять ДНЕЙ ОДНОГОГОДАJ VJJJДорог ' российской глубинки отличный плацдарм для тестирования автомобилей. В особенности зимой, Таких препятствий, что возникают по воле стихии на обычных шохсеГн?тетти ни на одном испытательном полигоне. Водители-дальнобойщики подтвердят: наши дороги совершеннонепредсказуемы. Обильные снегопады, метели, переметы, сильные морозы и оттепели по-прежнему застают врасплох дорожные службы. Иногда трассы вообще становятся непроходимыми, и на двухдневный по летним меркам путь может уйти неделя.ь10 mm УРАЛрнВадим КРЮЧКОВ.Ф ото автора и Игоря ТвердуноваЧЕМ СЛОЖНЕЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ Те трудности, что обычному водителю в тягость, - мечта для испытателя. Вот и мы в середине зимы снарядили в дорогу редакционный ВАЗ-21103, и не куда-нибудь, а на Урал. Там в нынешнем году зима выдалась снежная и морозная. Добавим сюда естественные для здешних мест перепады высот, перевалы, обледенелые уклоны, обилие поворотов - и поймешь: лучшего места для проверки автомобиля в целом, его узлов и агрегатов не придумать. К тому же "сто третью" ожидали холодные пуски двигателя после ночных стоянок и... отсутствие автосервиса. Обычных "десяток" на Урале уже много, а ВАЗ-21103 еще в новинку - ремонтировать его двигатель не научились, с запасными частями - проблема. План пробега делали по принципу: чем сложнее, тем лучше. В итоге нарисовали замкнутое кольцо протяженностью около 5 тысяч километров: Москва - Казань - Ижевск - Пермь - Соликамск - Екатеринбург - Уфа - Челябинск - Самара Тольятти - Пенза - Рязань - Москва. Преодолеть маршрут рассчитывали за девять дней, но капризы небесной канцелярии вынудили несколько скорректировать план, чтобы уложиться в намеченный срок. Покорять Урал решили на двух автомобилях - "сто третьей" и ее напарнице, новой "девятке". В одиночку - более чем рискованно. В экстремальных условиях (при сильном морозе) сколь-нибудь долгий ремонт просто невозможен. На поиск и устранение неполадок матушка природа отпускает минут пятнадцать, максимум полчаса, после чего окоченевший водитель не в состоянии сладить с грудой холодного металла. А в остывшем салоне автомобиля температура такая же, как на улице. В таких случаях без надежной технички не обойтись. В ней можно согреться, а если понадобится - использовать как буксир и притащить пострадавшую в теплый гараж. "Девятка" более чем пригодна для такой подстраховки: если уж что-нибудь с ней случится - переберем чуть ли не с закрытыми глазами, как автомат Калашникова. Оба автомобиля готовили к пробегу в лабораторно-техническом центре "За рулем". Заправили их всесезонными маслами, пригодными для эксплуатации в сильные морозы. Шестнадцатиклапанный двигатель "сто третьей" - маслом "Вальволин" 5W40 на синтетической основе, коробку передач синтетикой "Тексако" 75W90. Поначалу решили оставить в коробке заводскую смазку, но в холодные дни в Москве, когда температура опускалась ниже -20°С, "родное" масло заметно густело, а значит, на Урале могло осложнить жизнь. В мотор "девятки" залили18ЗР 4/99 отечественную синтетику - "Спектрол-Поларм" 0W30, а в коробку передач, как ив "сто третью", такое же - 'Тексако". Перед пробегом ВАЗ-21103 подвергли основательной ревизии. Проверили установку фаз газораспределения, натяжение зубчатого ремня и ремня генератора. Протянули все болты и гайки ходовой части, крепления штоков амортизаторов. Объектом нашего контроля стали не только все шланги и хомуты системы охлаждения, топливопроводов, дренажа бака, но и, конечно, резиновые чехлы шаровых опор, рулевых тяг, приводов, а еще опоры глушителя и резонатора. Заменили отказавший в первые дни эксплуатации машины датчик уровня топлива и загерметизировали разъемы датчиков скорости и угла коленвала: они расположены очень низко - вода и дорожная грязь обрабатывают их нещадно. Наконец. полностью зарядили аккумулятор и проверили уровень электролита в банках. Почти все то же сделали и на "девятке". Автомобили обули в шипованные покрышки: ВАЗ-21103 - в ярославские Я-438 размерностью 185/65R14, ВАЗ-21093 - в "Барум OR42" 175/70R13 Московского шинного завода. Штатные запаски дополнили двумя дополнительными - их загрузили в "девятку". Разумеется, взяли в дорогу побольше инструмента, диагностическое оборудование и гору запасных частей. Кстати, наша "девяносто третья" и по возрасту, и по пробегу сопостаМОСКВА вима с "десяткой' и может послужить "точкой от••яЯ|Б^г' счета", когда будем подводить итоги теста.минуем границу Чувашии и Татарии. Там, где были обочины, - высоченные сугробы. Дорожное покрытие - ледяная гребенка. Трясет так, что клацают зубы. Вместо осе-ют полностью - распределение потоков горячего воздуха в салоне оставляет желать лучшего. А вот в "девятке" с высокой панелью стекла обмерзают не так сильно. Около двух часов ночи, преодолев чуть больше 1200 километров, въезжаем в Ижевск. ДЕНЬ ВТОРОЙ. ИЖЕВСК - СОЛИКАМСК На улице -22°С. После ночной стоянки "сто третья" категорически отказывается заводиться. Стартер бодро вращает коленвал, вспышки в цилиндрах возникают, но, как говорится, "не схватывает". Двигатель заливает бензином. Продувка, новая попытка и снова ничего не получается. В результате на пуск ушло 40 минут и треть баллончика с эфиром. "Девятка" же завелась с полуоборота. (На ней, правда, пришлось сменить пробитое переднее колесо.)Гвой линии широкая полоса из смерзшейся снежной каши. При обгоне грузовиков наши машины мотает из стороны в сторону. За Казанью дорога несколько лучше и сугробы на обочинах ниже. Началась метель. Сильный ветер гонит снег поперек шоссе. Зрелище эффектное, но границу, разделяющую проезжую часть с бескрайними просторами Татарии, практически не видно. В районе Елабуги снова высокие сугробы на обочинах. Еле находим заметенный поворот на Ижевск. На улице -18=С с ветром. В "сто третьей" тепло - отопитель работает исправно. Однако боковые стекла автомобиля обмерза-День солнечный. Дорожное покрытие плотно спрессованный снег. Шины за него цепляются хорошо и, несмотря на извилистую трассу, ехать можно довольно быстро. Временами удается разогнаться до 130 км/ч. В сумерках подъезжаем к Перми. Переезд через плотину КамГХ закрыт, приходится объезжать по городу. Внезапно на диагностическом табло "сто третьей" вспыхивает лампа пониженного уровня масла. При доливе под машиной растекается темная лужа. До Соликамска еще 200 километров, а за бортом ИЖЕВСК ночь и 25 градусов мороза. Повезло, что еще не успели выехать из горо-НИЖНИЙ НОВГОРОДШИЗ ПУТЕВОГО БЛОКНОТА ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. МОСКВА - ИЖЕВСК Стартуем в темноте. Пере гон до Владимира проходим на одном дыхании. Светает. День солнечный. На подъездах к Нижнему Новгороду на асфальте появляется тонкая корочка льда, а перед городом уже очень скользко. Приходится ехать, прижавшись левой стороной к осевой линии. Там намерз рыхлый снег, за который хоть как-то цепляются колеса. Судя по всему, чистого асфальта теперь не увидим долго. Начинает холодать. В сумерках20ЗР 4/99ПОХВИСТНЕВО """уДорога до Соликамска напоминает бобслейный желоб. Узкая ленточка обледенелого шоссе зажата между сугробами высотой с грузовик. Повороты не просматриваются. Но уже глубокая ночь, встречных машин мало, и через три часа мы финишируем в Соликамске. ДЕНЬ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ. СОЛИКАМСК Отдыхаем и "зализываем раны" в гараже Соликамского магниевого завода. Отмываем оба автомобиля и - контрольный осмотр. Больше всего волнует заляпанный маслом моторный отсек "сто третьей". Отчистили его и вздохнули с облегчением: самодельная заглушка держится прочно и не пропускает смазку. Попутно обезжириваем и заклеиваем корпус воздухофильтра. Ночью "девятка" отдыхает в гараже, а "десятка" - на улице. Надо повторить холодный пуск и посмотреть, не выбьет ли заглушку снова. Термометр показывает -33°С. Запланированные фотосъемки на фоне местных достопримечательностей и поездки по зимникам едва не сорвались. "Сто третья" снова отказалась заводиться. Симптомы те же, что в Ижевске. Стартер вращается, вспышки есть, но не "схватывает". Закатываем автомобиль в тепло. Выкручиваем свечи. Они залиты бензином, а под ним - черный нагар. Сиуррстема впрыска откровенно "богатит" смесь. Посмотрим, что будет дальше. В гараже двигатель, конечно же, запустили и все, что было запланировано на день, сделали, но рисковать дальше не стали обе машины ночевали в тепле. ДЕНЬ ПЯТЫЙ. СОЛИКАМСК - ЕКАТЕРИНБУРГ Пасмурно, температура -15°С. Стартуем в Екатеринбург по старому шоссе в объезд Перми через Кунгур. Дорога все та же - бобслейный желоб. Только теперь она петляет по горам. За окном великолепные уральские пейзажи -склоны, поросшие могучим лесом. Но особенно не полюбуешься. Впрыск ВАЗ-21103 подкидывает очередные сюрпризы. При перегазовках двигатель детонирует, холостые "гуляют" от 400 до 1000 об/мин. Хорошо, что хоть ехать можно. За очередным перевалом температура воздуха... около нуля. Обочины раскисли, на дороге скользко. Чуть позже подул ветер и начался снегопад. На подъездах к Екатеринбургу дорожное полотно сузилось: намело длинными языками снег. Уже в темноте, как-то слишком уж буднично миновали границу Европы с Азией и въехали в Екатеринбург. ДЕНЬ ШЕСТОЙ. ЕКАТЕРИНБУРГ Осмотр машин, фотосъемка. С утра "сто третью" запустили сразу. Но при прогреве из выхлопной трубы идет черный дым, пахнет несгоревшим бензином. Снег валит весь день с короткими перерывами. Вечером советуемся с местными жителями, устраиваем совещание и решаем изменить маршрут. В районе Челябинска во время снегопада нередко случаются пробки, поэтому прокладываем путь на Уфу по Башкирии через Красноуфимск и Сим. Если позволит погода, пройдем до Тольятти без ночевок, пока дорогу окончательно не засыпало. ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. ЕКАТЕРИНБУРГ-УФА Стартуем в утренних сумерках. В Башкирии солнечно, оттепель, а дорога - одно слово - "кошмар". Там, где посыпали солью - грязь и рыхлая снежная каша. Где не посыпали - голый лед. Не просто скользко, а очень скользко. Одна радость - машин на местных трассах мало. В районе Сима сворачиваем на магистраль Челябинск-Москва. Впервые за несколько дней увидели асфальт, правда, залитый талой водой. С приходом темноты холодает и дорога прямо на глазах покрывается льдом. В районе Уфы ледяные надолбы. Автомобиль скачет по ним словно мячик. "Разговаривает" подвеска, скрипит кузов. Скорость не больше 40 км/ч. За Уфой выбираемся на гладкий асфальт, облегченно вздыхаем и... через 30 километров упираемся в длиннющую пробку. Грузовики и легковые автомобили стоят в два ряда. Где-то впереди заносы, и когда их расчистят, неизвестно. Уныло поворачиваем назад, снова трясемся по надолбам и останавливаемся на ночлег в гостинице местного аэропорта. ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. УФА - ТОЛЬЯТТИ Глубокой ночью повторяем попытку штурма. Пробки уже нет. Но после нее дорога напоминает утро после Куликовской битвы. По обочинам в самых разнообразных "позах" разбросаны перевернутые "фуры". Какие-то грузовики брошены прямо посредине проезжей части. По бокам пробитые шнеком снежные переметы, под колесами надолбы похлеще уфимских. Вот вам и номерная магистраль М5! В таких условиях ползем километров двести. "Девятка" и "сто третья" жалобно скрипят, но едут. Минуем поселок Октябрьский и упираемся в новую пробку. Дальнобойщики говорят, что стоят уже вторые сутки. Смотрим в атлас и уходим на местные дорожки в Оренбургскую область. Через Бугуруслан и Отрадный пробиваемся к Самаре. У "сто третьей" спускает заднее колесо. Вместо 14-дюймовогоСОЛИКАМСКУФА И»да. С великими предосторожностями добираемся до станции техобслуживания на окраине Перми. В теплом помещении открываем капот. Весь двигатель залит маслом. А вот и причина - вылетела заглушка в головке блока цилиндров. Мало того, попутно она пробила пластмассовый корпус воздухофильтра. Заглушек на станции нет. Выручает "мозговой штурм". Берем шайбу для регулировки зазоров клапанов двигателя ВАЗ-2108, обтачиваем ее, запрессовываем на место заглушки и уплотняем герметиком. Масло долили, можно трогаться в путь. Спасибо гостеприимным ребятам с автосервиса!ЗР 4/9921 ТЕСТ " У РАЛ " ВАЗ-21103 -6421 Общий пробег, км В период подготовки, км -1289 Из них: -1139 городские дороги, км -150 лед, укатанный снег, км Средний расход топлива (зимняя эксплуатация), л/100 км --10,08 -5132 В ходе теста "Урал", км Из них: городские дороги, км -495 загородные шоссе, зимники, км -4637 Средний расход топлива (зимняя эксплуатация), л/100 км -7,69 Эксплуатационный расход топлива за отчетный период (3028-9449 км), л/100 км -8,17 Расходы на бензин (цена 1 литра АИ-93 - 2. р 80 к.), руб. -1470 Расходы на запасные части, руб.: Масло моторное -753 Фильтр масляный -55 -800 Масло трансмиссионное Жидкость стеклоомывателя -80 Свечи -260 Масло моторное (долив после ремонта) -753 Колодки тормозные -150 -230 Регулировка схода-развала Датчик уровня топлива -200 Мотор омывателя -42 Патрубок системы охлаждения -100 Общие расходы на бензин и запасные части без учета стоимости работ, выполненных в лабораторно-техническом центре "За рулем", руб. -4893Место улетевшей заглушки заняла регулировочная шайба на герметике.ставим 13-дюймовую запаску от "девятки" - разгружать багажник нет сил. Очередной сюрприз поджидает на участке Самара-Тольятти. Четырехполосная скоростная магистраль засыпана рыхлым снегом. Увязая по ступицы, докатываемся до поворота на Курумоч, за которым, о чудо, шоссе очищено. При въезде в Тольятти у "сто третьей" появляется вибрация при торможении. ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. ТОЛЬЯТТИ - МОСКВА По сравнению с тем, что позади - легкая прогулка. Дорога хорошо знакома. За Сызранью скользкое покрытие сменяет очищенный асфальт. Все бы хорошо, только в мордовском селе Умет диагностическое табло "сто третьей" снова сигнализирует о падении уровня масла. Открываем капот - все чисто, заглушка на месте, подтеков нет. Больше литра масла ушло за неполные три тысячи километров пробега. Кстати, в период обкатки полщупа смазки бесследно исчезло за 1800 километров, но тогда мы грешили на течь одного из датчиков. Теперь, когда течи нет, остается одно: большие потери на угар, что недопустимо для нового двигателя.На днище, деталях подвески ни царапины. Кстати, трудную дорогу автомобиль преодолел со штатным брызговиком, без усиленной защиты картера. А вот контрольные замеры на стенде схода-развала огорчили - углы установки колес нарушились. Если помните, подобным недугом страдала и обычная "десятка", проходившая у нас испытания в 1997 году. Шестнадцатиклапанный двигатель, кроме дорожных, других сюрпризов не преподнес. Нигде ничего не подтекает, заглушка прижилась словно родная, зубчатый ремень и ремень генератора натянуты нормально. А вот с угаром масла и плохой работой системы впрыска предстоит разобраться отдельно. О результатах непременно сообщим. Пока же обросшие нагаром штатные свечи АУ17ДВРМ мы заменили на более горячие "Беру 14F-8DU4". Последние, как свидетельствует опыт, при сильно обогащенной смеси очищаются лучше. Не порадовало вскрытие передних вентилируемых тормозов увеличенного размера. Колодки изношены неравномерно. Впрочем. диски тоже. На их наружной стороне царапин больше, чем на внутренней. Продавцы запасных частей подтвердили - деНеравномерный износ колодок вк ден невооруженным взглядом. *ВАЗ-21093 Пробег в ходе теста "Урал", км -5136 Из них: городские дороги, км -499 загородные шоссе, зимники, км -4637 Средний расход топлива (зимняя эксплуатация), л/100 км -7,69 Расходы на бензин (цена 1 литра АИ-93 - 2 р. 80 к.), руб. -1106 Вылетевшая заглушка пробила корпус Расходы на запасные части, руб. фильтра. масло моторное -700 фильтр масляный -55 масло трансмиссионное -800 1 жидкость стеклоомывателя -80 1 регулировка схода-развала -230 1 Общие расходы на бензин и запасные части без учета стоимости работ, выполненных в лабораторно-техническом центре "За рулем", руб. -2971 |ТРОЕЧНИК И ОТЛИЧНИК Теперь самое интересное: как отразился Слишком богатая смесь - свечи пробег на здоровье автобыстро покрываются нагаром. мобилей. Попробуем выставить им оценки. Начнем с более интересующего нас - ВАЗ-21103. Осмотр ходовой части показал: все болты и гайки на месте, чехлы шаровых опор и шарниров равных угловых скоростей целы.22ЗР 4/99 мощью пластмассовой крышки от баллончика с аэрозолем. Крышку надели на моторчик, а провода пропустили через прорезанное сбоку отверстие. Но пока не будем радоваться. Если через несколько Несколько слов о тысяч километров пробега "девятке". За всю дороИЗМЕНЕНИЕ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПО ХОДУ ИСПЫТАНИИ вибрации снова усилятся, гу автомобиль потреРазвал, Продольный угол оси град поворота, град Схождение, займемся тормозами всерьез. вожил лишь дважды Примечание град правое левое правое левое Подложила свинью и система замерз замок багажниколесо колесо колесо колесо охлаждения - в Москву автока, да от тряски на леВАЗ-21103 +030' +049 +036' Замер при пробеге 2200 км +029' -0=01' мобиль въехал, обильно полидяных ухабах вывали+0°14' +0°36' Регулировка при пробеге 2200 км +1°06' +0°53' +0°Э5' вая дорогу Тосолом". Пришлась ручка управления Замер при пробеге 9500 км -0°20' +Г55' +0°04' +Г02' +0°4Г лось заменить два шланга. гидрокорректором после теста "Урал' Один из них - головная боль +0°40' +0"38' Регулировка при пробеге 9500 км +0 06' фар. В остальном авто+Г29' +Г37' ВАЗ-21093 * для всех владельцев "десямобиль работал безу+0°02' +0°36' Замер при пробеге 7000 км +0 18' +Г20' +0°4Г ток". Патрубок отопителя с пречно. Не возникло Регулировка перед тестом "Урал' +0°48' +0°14' +1°15' +0°38' +Г06' пластмассовым тройником каких-либо нареканий +041' +0°54' +0°58' +1°20' +0°00' Замер при пробеге 12 5000 после теста УриС явно короткий и часто обрыи во время контрольно+0°47' +0 42' +1 14' +0 21' Регулировка при пробеге 12 5000 вается. Его замена трудоемка го осмотра. Вот вам и Заводские регулировочные данные (для обеих моделей) - требуется разобрать добустаревшая конструк0'+Г00'|0°+Г00'|-0°10' +0°50'|-0°10' +0°50'|+0°05' +0=25' I Для снаряженного автомобиля рую половину моторного отция! Можно сказать: по сека. Мы, конечно же, поставили новый, результатам теста "Урал" наш ВАЗ-21093 И последнее. Моторчик стеклоомывано тот край, что присоединяется к двителя расположен слишком близко к аккузаслужил оценку "отлично". Шестнадцатигателю, удлинили с помощью стальной мулятору. За неполные 10 тысяч км пробеклапанная "сто третья" получила "троечку" трубки, двух хомутов и обрезка от стага пары кислоты сделали черное дело - - слишком уж много проблем. Как новых, рого шланга. Теперь патрубок при пересгнила контактная группа и кислота попатак и тех, с которыми сталкивались раньмещении двигателя на опорах натягивала внутрь мотора. Пришлось приобрести ше. Но, думаем, летом у нее еще будет ется не так сильно. новый. Контактную группу защитили с пошанс реабилитироваться.С Сфект не единичен. В последнее время детали к тормозам "сто третьей" пользуются повышенным спросом. У нас же биение заметно уменьшилось после установки новых колодок венгерской фирмы "Рона".МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВВАДИМ КРЮЧКОВ тогда можно покупать, а пока останусь веДействительно, удобная посадка водителя и пассажира, лучшая организация рен Итак, "девятка" или "десятка"? Мой "девятке". Вот глас народа, знающего и компоновка органов управления, привазовскую технику не понаслышке. выбор однозначен - старый друг лучше боров, переключателей и сигнальных АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ. новых двух. Несмотря наряд неоспоримых ламп, в сочетании с неплохим отопитеинженер-испытатель преимуществ автомобилей "десятого" селем, Резюме можно выразить кратко: ком- меньший шум в салоне обеспечивамейства, когда пришла пора поменять ют выигрыш 21103 по сравнению с 21093. (рорт взамен остального. личный автомобиль, купил ВАЗ-21093 сВ то же время плохо карбюратором в системе питаоптимизированные ния. Пусть устаревшая констЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-21103 параметры силового рукция, пусть убогий салон, ноДетали (комплектующие) Номер по каталогу Цена, руб агрегата (недостаточвысокая надежность, удивиЗубчатый ремень 2112-1006040 400-500 Ремень привода генератора 2110-3701720 150 ная эластичность) вытельная живучесть, простота 2110-8101202 Патрубок системы охлаждения Шланг отопителя с тройником 100 зывали необходиобслуживания и низкая стоиДатчик уровня топлива 150-200 Монтируется к корпусу тот же мость частых перемость запасных частей стали злектробензонасоса 2110-5208009-01 Насос стеклоомывателя 40-50 ключений передач при решающим аргументом. Контроллер управления систе движении по засне ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ 2112-1411020-01 800-900 ЭБУ •Январь-УГ, ППЗУ J4V07W15 мой впрыска топлива женным дорогам даже Лучшее, что есть в "сто с небольшими перепатретьей", - удобное сиденье, дами высот. Кроме то регулируемая рулевая колонка, го, ВАЗ-21103 уступа относительно просторный и тиет 21093 более низ хий салон, импортная комбикой траекторной ус нация приборов. Остальное? тойчивостью (рыска Было бы хорошо, если бы рание при движении ботало, как надо. Лучше всепо прямой) и чувст го про ВАЗ-21103 сказал сервительностью к по щ висмен из Перми: "Через павороту руля. Т ру лет все "сопли" подберут,ЗР 4/9923