70
71
ЭКСПЕРТИЗАНА "ГАЛСТУКАБуксировка - дело непростое и весьма ответственное. Существует даже раздел в Правилах дорожного движения, посвященный этой процедуре. Но там сказано, как правильно буксировать. Мы же поговорим о буксирных тросах.Александр БУДКИНВ продаже встречаются разные буксирные тросы - выбирать есть из чего (см. фото и таблицу). Чем они отличаются? Наверное, стальной трос прочнее, но с ним велик риск оторвать буксировочную проушину; тканые тросы надо выбирать покрепче (иногда они рвутся) и с карабином (чтоб не мучиться с затянувшимися узлами). А теперь предложим приборам внести в эти суждения свои коррективы. Итак, две редакционные "девятки" едут таскать друг друга "на галстуке". Подключаем измерительную аппаратуру и пробуем проверить, что чувствуют при буксировке водитель и автомобиль. Для этого будем измерять перегрузки (ускоренияобразец № 7 (стальной без пружины) занял по усилию на разрыв второе место, его же стальной коллега (№ 8) со встроенной пружиной - лишь шестое. Дело, конечно, не в том, что сталь "слабее" синтетики. У одного стального троса лопнула крепежная проушина, у второго - кронштейн захвата пружины. Мы предполагали, что со стальным тросом рывки будут самые большие. Это тоже не подтвердилось. Максимальные перегрузки (ускорения) показал капроновый трос - № 3, а наибольшую силу на буксировочной проушине № 1, тоже синтетический. Три из восьми образцов оказались короче четырех метров - то бишь в требования ПДД не уложились. Красиво упако ванные тайваньскиеТАБЕЛЬ О РАНГАХ Теперь чуть подробнее о каждом из соискателей. Желтый плетеный трос (№ 1) показал один из худших результатов при рывке: самое большое усилие на проушине и довольно большие перегрузки (ускорения). Зато среди синтетических "тайваньцев" он оказался самым крепким: конец троса расплелся при усилии 1700 кгс. Трос № 2 разочаровал слабыми карабинами - они рвались уже при нагрузке 600 кгс. Благо, по причине высокойкоторые воспринимает своим вестибупярным аппаратом человек, и силы, действующие на буксировочные проушины (ученые мужи, наверняка, назвали бы это "изучением воздействий на человеко-машинный комплекс"). А для полноты картины завершим испытания проверкой тросов на разрыв. МИФЫ РАЗВЕИВАЮТСЯ Беспристрастные приборы смогли рассказать много интересного. "Стальной трос прочнее" - предполагали мы. Как бы не так! Участвующий в наших испытанияхсинтетические тросы уверенно... проиграли менее симпатичным российским образцам - не все золото, что блестит.податливости троса таких усилии во время буксировки достигнуть нелегко. По воздействию на человека и на про-Наша справка МНОГИХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ОДНОЙ ПРОУШИНЕ спереди и сзади, причем расположены они по диагонали. Это, конечно, не случайно. При диагональном натяжении троса жесткость системы из двух машин и буксира будет гораздо меньше (податливость - больше). На сухой дороге "косой" рывок приводит к боковой деформации шин, на не слишком скользкой (в гололед буксировка запрещена) - к небольшому смещению задней или передней части автомобилей. В обоих случаях усилия рывков оказываются меньше. Это следует принять во внимание владельцам машин, имеющих по две проушины.У'70ЗР 4/99 фТак выглядит процесс буксировки в городе. Верхний график: второй автомобиль катится на нейтральной передаче; нижний - со включенной третьей. Во втором случае трос постоянно натянут - здесь максимальные рывки получаются меньше. Это наводит на мысль о том, что в различных ситуациях буксировать можно по-разному. Если условия ^тепличные" - тронулись, проехали по прямойГосТ? новились - выгоднее буксировать на "нейтрали", притормаживая при необходимости рабочей тормозной системой. Если же предстоит преодолеть сложный маршрут, на второй машине лучше включить высшую передачу. Только прежде чем буксировать на передаче автомобиль с системой впрыска, загляните в инструкцию - это может быть запрещено.ушину автомобиля синяя лента показала весьма неплохой результат. Но, увы, оказалась коротка - в требования ПДД не уложипась.Третий образец - аутсайдер нашего теста. Хотя и зовется "резинкой", обладает большой податливостью лишь в руках. Стоит нагрузить его усилием 50-70 кгс, податливости как будто и не было. Отсюда и перегрузки 3,7 g - больше, чем у других. Но самое печальное, что уже при 580 кгс один из концов троса расплелся. Второй конец выдержал вдвое больше, но вряд ли это может служить утешением. Четвертый трос - родом из Америки - оказался честным тружеником, претендующим, скорее, на безотказность, чем на утонченные манеры. Не очень-то ласков к людям и буксировочным проушинам, зато самый прочный. Так и хочется порекомендовать его владельцам больших, тяжелых машин. Пятый и шестой образцы - тросы отечественного производства - заняли в нашей табели о рангах второе и первое места соответственно. Очень эластичные и достаточно крепкие. Правда, трос с круглым сечением (№ 5) не имеет на конце ни петель, ни карабинов. Поэтому владельцу такого буксира неплохо будет научиться вязать "хитрые" легкоразвязываемые узлы или использовать специальные кольца, как на сумках. Зато победитель теста (№ 6), помимо петель на концах, единственный из всех имеет красные флажки. Седьмой и восьмой стальные тросы. Один сплетенный из множест ва косичек, другой - соУсилие. *( с 600-sot«00-в~-•т / .0 11л/ч1' ,3*,5*»t„Уснм*. кгс М 400-sw300-/\ f\\i /0V_/~2 J*51и*Время, сАвтомобиль, "привязанный" тросом к неподвижной балке, снимается с тормозов на уклоне в 12%. Спустя пару секунд самописец фиксирует рывок троса и следующий за ним колебательный процесс. На верхнем графике - рывок стального троса, на нижнем - победителя теста. Чем острее пики на графике, тем больше ускорения, воспринимаемые человеком.встроенной пружиной. Несмотря на названные выше проблемы с кронштейнами, для буксировки автомобиля категории "В" их прочности хватит с запасом. Но рывки водитель будет ощущать весьма чувствительные. Показанные значения перегрузок - 3,26 gи 2,5 g соответственно. К тому же они короткие, а значит вне закона".1Образец Параметр Перегрузка,q % к худшему Место Сила, кгс % к худшему Место Усилие разрыва, кгс МестоДлина, мВОЗМОЖНОСТИ БУКСИРНЫ) Фото1 Тайвань Фото 2 Тайвань ФотоЗ Тайвань Фото 4ТРОСОВ Фото5 Россия 0,73 Фото 6 Россия 0,38 Фото 7 Тайвань 3,26IIФотовТайваньВыбор читателейКакой буксирный чрос вы возите с собой н машине?2,4 35 4 760 070,8 78 3 455 39 33,7 08580 (обрыв)-8США 2,9 22 6 750 16360080 2 410 45 2200090 1 360 52 1170012 7 460 39 43400 (заделка)2,5 32 5 535 29 51500 (пружина)1700 600 (расплелся) (заделка)580 (расплелся)4-5 4,04(7)7 3.5 46)81.5-4.0 5(8)1 4,6+ 3(4)3 5,82(2)4-5 5.31(1)2 2,8-(3)6 3,6-(5)фИз синтетической тканиСоотв. ПДД •/ !тоговое место'ф Стальной ф Крепкую бытовую веревку ф Никакогоучета rpetfcx ганий ПДД 1 ' В скобках место безЗР 4/9971