125
127
В "жигулевских" редукторах нередко ослабевает затяжка гайки хвостовика, вследствие чего образуются зазоры в главной паре.Контровочная шайба для редуктора и фланец хвостовика с пазами.JлДо наших дней дожил только один экземпляр легкового "Руссо-Балта".Сергей КАНУННИКОВ"Руссо-Балт К 12/20", 1911 г.2 пазаЧтобы исключить эту неприятность, я стопорю гайку самодельной стальной •шайбой, показанной на рисунке. Для лепестков в буртике фланца карданного вала выпиливаю два паза. Если при контровке они не совпадают с двумя какими-нибудь лепестками, шайбу достаточно перевернуть - поставить другой стороной. Два других свободных лепестка можно отогнуть. Когда в местах крепления задних амортизаторов к кузову на моих "Жигулях" появились усталостные трещины, я усилил крепление, установив дваА ведь в начале XX века Русско-Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге считался крупным, хорошо оснащенным предприятием. Когда там задумали начать производство автомобилей, из Бельгии был приглашен молодой талантливый инженер Жюльен Поттера, работавший в фирме "Фондю". Он и спроектировал первую модель - "Руссо-Балт К 12/15", выпуск которой освоили в 1909 году. По конструкции и параметрам "Руссо-Балт" не уступал именитым европейским моделям тех лет. Четырехцилиндровый мотор с боковыми клапанами рабочим объемом 2211 см 3 развивал 15 л. с. Картер двигателя и коробки передач отливали из алюминиевого сплава, система охлаждения была термосифонной, зажигание - от магнето. Оси подвешивали к раме на полуэллиптичеСхема устройства конусного сцепления: 1 - маховик; 2 - кожаная накладка; 3 - ведомый диск; 4 - подшипник скольжения; 5 - центрирующий вал; 6 - пружина; 7 - упорный шариковый подшипник.ских рессорах, а тормоза действовали на задние колеса. Как иу большинства машин начала века, у "Руссо-Балта" стояло ныне совершенно забытое конусное сцепление. В маховике имелось углубление в форме конуса, на ответную часть - ведомый конус приклеивали кожу, выполнявшую роль фрикционной накладки, и центрировали его на валу подшипником скольжения. Вилка сцепления упиралась в выступы втулки, прикрепленной к ведомому конусу, а внутри втулки помещали отжимную пружину. Главным достоинством этой конструкции были простота и дешевизна, но чтобы конусы прижимались достаточно плотно и сцепление не пробуксовывало, пружину делали очень мощной. Для управления сцеплением, особенно больших автомобилей, водителю требовалась недюжинная сила, а еще изрядная точность работы педалями, так как время буксования требовалось свести к минимуму. В любом случае срок жизни фрикционной кожи был невелик. Тем не менее эта конструкция сохранилась и на последующих моделях завода. В 1911-м "Руссо-Балт К" модернизировали: увеличили базу (с 2655 до 2855 мм), мощность подняли до 20 л. с. В 1914-м сделали версию "К 12/24" с 24-сильным двигателем. Когда фронт стал приближаться к Риге, автомобильное производство здесь свернули. Общее количество выпущенных РБВЗ автомобилей (в том числе грузовых и специальных) доподлинно неизвестно. В некоторых источниках называют 600, в других 1100. Так или иначе, но больше всего (около 300) было построено машин серии К. Такой "Руссо-Балт" находился даже в гараже последнего российского императора. Показанная на фото машина "К 12/20" (модель 1911 года) до 1942-го служила частному владельцу, а в 60-х попала на киностудию имени Горького. Позже ее отреставрировали в НАМИ, и сейчас "РуссоБалт К 12/20" хранится в коллекции Московского Политехнического музея.Усиление крепления амортизатора: 1 - кронштейн (уголок 40x40); 2 - поп багажника; 3 - накладка.уголка (см. рис.). Размер а следует определить по месту - он зависит от типа установленного амортизатора. Если предполагаете ездить по плохим дорогам с грузом, лучше такое усил ение сделать сразу на новой машине. Новосибирск С. ХРУЩЕВЗР 4/99125 4/1999<»шЁЯРМШжСТАНЕТ ЖАРКО- к ВКЛЮЧИМ ВЕТЕР!