Многие наверняка замечали: стоит включить фары или обогреватель заднего стекла, как обороты холостого хода ощутимо падают. Удивляться не приходится: мощность, необходимую для работы электрооборудования, можно взять только у двигателя. Но задумывались ли вы, во что это в конце концов выпивается? А "выливается", попросту говоря, в выхлопную трубу вместе с дополнительно сожженными литрами топлива. Более конкретно? Пожалуйста: каждые 100 Вт электроэнергии равнозначны увеличению расхода бензина на 0,17 л/100 км. Для конструкторов, разрабатывающих новые модели, не менее интересно и другое тождество: сэкономленные 100 Вт электрической мощности равнозначны (в смысле экономичности) снижению массы автомобиля на 50 кг! Но что поделать: погоня за комфортом заставляет оборудовать машину все новыми и новыми потребителями. Тут и обогрев сидений, и подогрев зеркал заднего вида, и стеклоподъемники, и всевозможные бортовые электронные системы: впрыска топлива, АБС, ESP, навигация. Не будем уж говорить об электроподогреваемом катализаторе. Поставленный по инициативе "зеленых", он может заставить владельца позеленеть на очередной заправке: мало того, что потребляет 1,5 кВт мощности, так еще столько же теряется в проводах по пути к нему! Конечно, не вся жизнь сводится к экономии и ради нее вряд ли стоит отказываться от комфорта, удобств, охраны среды, но что делать с бессмысленнымипотерями в проводах? Напомним: каждый проводник обладает некоторым электрическим сопротивлением R, а выделяющаяся на нем мощность равна про2 изведению l -R. Со вторым множителем практически ничего не поделаешь, разве только заменить медь серебром, а толщина проводов и так уже велика. Зато "поиграть" силой тока I весьма заманчиво - ведь она входит в формулу "в квадрате", а значит, снизив потребляемый ток в три раза, мы уменьшим потери в девять раз! От чего же зависит эта величина? Мощность любого потребителя электроэнергии определя-мый тем же стартером ток во столько же раз уменьшится и можно будет использовать батарею емкостью всего 20 Ач . Только вот банок в ней будет уже не шесть, а восемнадцать! Переход на повышенное напряжение тем более актуален, что некоторые новые системы весьма прожорливы и потребляют (при 12 В) от 100 А (электрокомпрессор кондиционера) до 320 А (электромеханический тормоз). Да и вообще, если сегодня современный автомобиль среднего класса обходится 800-1500 Вт потребляемой электрической мощности, то на 2005 год специалисты прогнозируют... 3000-7000 Вт!Еще один аргумент в пользу нового стандарта - внедрение сисспособен "накормить" тем управления по проводам Drive by wire, самое прожорливое электрооборудование вторгающихся в святая автомобилей ближайшего будущего. святых - рулевое управление, тормоза и манипуляцию газом. ПосАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ кольку от их надежности ется как произведение UI , где U - навпрямую зависит безопасность движепряжение бортовой сети. Значит, при ния, решено было иметь два независимых той же мощности, например, обогреватеисточника электроснабжения - как это ля стекла он станет потреблять в три принято в авиации. Есть идея, сохранив раза меньший ток при утроенном напрядвенадцативольтовую сеть, питающую жении питания. Если взять три аккумуотносительно маломощные приборы, долятора по 12 вольт, то в сумме они дадут бавить к ней новую, 42-вольтовую. Потрелишь 36 вольт, но это только на стоянке. бителю это удобно - не придется траПри работающем же двигателе напряжетиться на новые адаптеры к имеющимся ние в сети равно, как известно, 14 вольавтотелевизорам, компьютерам, сотовым там, что дает при утроении 42 В - таким телефонам... и предполагается сделать новый стандарт напряжения в бортсети автомобиля. Кстати, не надо думать, что три аккумулятора займут втрое больше места и будут втрое тяжелее. Ведь потребляеВы скажете, что все это, наверное, дело далекого будущего. А вот и нет: новая "семерка" от БМВ, которую ожидают не позже чем в 2001 году, уже будет с "высоковольтной" бортовой сетью!ВТОРАЯ ЖИЗНЬ "СТАРОГО ВОЯКИПодушки безопасности уже давно перестали быть диковинкой и на практике доказали свою эффективность. Однако все до сих пор выпускавшиеся "эр-бэги" имели для российских условий два существенных недостатка: высокая цена и невозможность повторного использования. Согласитесь, обидно тратиться на новый комплект подушек после каждой пустяковой аварии! Решить эту проблему вызвались специалисты бывшего "почтового ящика" - НПО "Космос-Авт". Новое изделие отечественной "оборонки" называется "Удар" (не путать с одноименным средством самозащиты). Подушка сшита из прочной скафандровой ткани, а пиропатроном для наполнения ее газом служит обычный холостой патрон от винтовки Мосина (их до сих пор выпускают для винтовок СВД, станковых пулеметов и охотничьих карабинов). Для повторного использования подушку достаточно аккуратно уложить в ступицу рулевого колеса (места сгиба указаны пунктиром) и, передернув рукоятку затвора (под рулевой колонкой), дослать новый патрон в патронник. Если вы случайно зарядили "эр-бэг" боевым патроном (то есть с пулей в дульце гильзы), на приборной панели загорится лампа самодиагностики, а срабатывание подушки станет невозможным. В настоящее время завершаются сертификационные испытания пробной партии "ударов", информацию о первых итогах которых вы найдете на стр. 202. На серийных же автомобилях они появятся лишь к апрелю следующего года.ЗР 4/9945