52
53
шшшшшшшКОНДИШЕНЛЕНД" В ГАГАРИНЕОбогреть салон автомобиля или трактора несложно горячий двигатель рядом. А вот спастись от жары...Александр БУДКИН, Михаил КОЛОТот, кому довелось побывать в знойной степи и примерить на себя робу механизатора, никогда не задаст вопроса, зачем трактору кондиционер... Когда температура в тени 40-45°С, в кабине зашкаливает за 60°. Любое дуновение ветерка кажется манной небесной. Кондиционер? Да его даже на наших легковушках нет. Что уж говорить о тракторе - установка немецкой "Конвекты" или американской "Фрижетты" потянет на пару тысяч долларов. Да за каждую перезаправку - еще по $100. Значит, и мечтать не стоит? По-иному рассудили специалисты фирмы "Кондис" из Гагарина, что на Смоленщине. МЕЧТЫ СТАНОВЯТСЯ ЯВЬЮ Началась эта история в первой половине XIX столетия, когда французский физик Ж. Пельтье открыл термоэлектрический эффект, названный впоследствии его именем. Если пропускать электрический ток через спай двух специально подобранных материалов (назовем среди них висмут, сурьму или индий), один из них нагревается, другой - охлаждается. Это явление и побудило создать такой термоэлектрический модуль, у которого при пропускании тока одна сторона нагревается до температуры выше атмосферной, а другая - охлаждается ниже ее. Таким образом с одной стороны модуля можно отбирать тепло, а с другой - холод. Взявшись за разработку кондиционера нового типа, в "Кондисе" из этих модулей, как из маленьких кирпичиков, сложили ядро кондиционера - охладительный блок. А дальше, как говорится, дело техники. Вместо экологически опасного фреона, способного при утечках разрушать озоновый слой планеты, а вЭтот "Владимирец" (T-25) не совсем обычен... ...на его крыше размещена система кондиционирования.случае возникновения пожара образовать сильнодействующее ядовитое вещество - фосген, российские инженеры использовали обычный "Тосол". Забегая вперед отметим, что очевидную экономию на техобслуживании наверняка оценят не слишком богатые пользователи отечественной техники. Ведь первые образцы продукции предназначены для установки не на депутатские "членоеозы", а на изделия Волгоградского, Владимирского и Минского тракторных заводов: механизаторы работают сегодня в крайне тяжелых условиях. А там, глядишь, и владельцы легковушек вздохнут свободнее: вслед за трактористами наступит и их черед. ЛЕГКО СКАЗАТЬ Даже самая гениальная идея может быть сведена к нулю, когда "мелкие" про-Термоэлектрический модуль.Внутренности системы кондиционирования волгоградского трактора ДТ-75.52ЗР 6/99 блемы оказываются непреодолимыми. Об этом хорошо знают многие отечественные производители. В данном случае причина головоломки лежала на поверхности - выпускаемая ныне отечественная техника не была рассчитана на установку кондиционера. Находчивых инженеров это не смутило - объектом для "тюнинга" стала... крыша тракторов. Несколько сложнее обстоят дела с установкой на легковой автомобиль: ведь нельзя водрузить пусть даже элегантную конструкцию на крышу "Волги" или "Таврии". Для размещения системы приходится проектировать двухконтурный радиатор, врезаться в штатную систему охлаждения и не только. —ИСПЫТАНИЯ Не секрет, что многие "изобретения" нормально работают только у самих изобретателей, а в руках простых смертных начинают дурить. Поэтому ко многообещающим новинками невольно относишься с опаской. Создатели же гагаринских кондиционеров охотно демонстрируют возможности своих изделий всем, кого принято называть заинтересованными лицами, - приезжайте, измеряйте, делайте выводы сами. На эти испытания попали и мы. Зрелище, надо сказать, впечатляющее: загнанный в термокамеру волгоградский ДТ-75 надрывно ревет от жары и натуги. Зной на уровне 32-39° ССэкономив на фреоне и компрессоре для него, разработчики столкнулись с нехваткой электроэнергии - прожорливые термомодули "кушают" 600-700 Вт в варианте для "Таврии" и почти 3 кВт на тракторе ДТ-75. Ни один штатный генератор не выдаст нужного тока - приходится хитрить. Вместо "родного" генератора устанавливают специальный, вырабатывающий два уровня напряжения - 14 и 28 В - общей мощностью до 3 кВт. Первый обеспечивает поНа трактотребности бортовой сети, ре устанавливается второй - исключительно для кондиционер типа жидкостькондиционера. Повышенное воздух: сброс тепла в атмонапряжение позволяет снисферу - посредством "Тосола", доставка холода в кабину - воздухом:1 - генезить потребляемый ток, из- ратор; 2 - блок управления; 3 - пульт управления; 4 - охладительный блок; 5 - радиатор ^ # бежав применения проводов сброса тепла; 6 - насос; 7 - жгут проводов. толщиной в палец. У "Волги" пришлось внести сущестподдерживают специальные теплогеневенные изменения в систему охлаждения раторы, а нагрузку обеспечивает пятии вентиляции. При включении кондициодесятикипоеаттный тормоз. Приглашеннера в штатный отопитель подается хоные эксперты, в том числе специалисты лодный "Тосол". Это позволяет управлять НАТИ, измеряют температуру в кабине кондиционером, используя штатные оргатрактора. На выходе из кондиционера ны управления "печкой". Усложнение? от 10 до 16° С, в зоне дыхания - от 20 Безусловно, но игра стоит свеч - считают до 24° С. Результаты более чем убедиразработчики. Возможности новой системы шире, чем у обычного кондиционера. Ведь при работе термоэлектрического модуля выделяется как холод, так и тепло. Летом такая система может вырабатывать холод, зимой - помогать штатной "печке" в салоне автомобиля \ или кабины трактора.Сопутствующая продукция - холодильник для двух предметов типа "стакан" и маленькая холо дильная камера.тельные. Ведь ныне применяемые на некоторых моделях тракторов кондиционеры парокомпрессионного типа создают меньший перепад температур и близкую к 100% влажность. К тому же для выхода на режим им требуется до четверти часа, тогда как термоэлектрический облегчает страдания тракториста уже через пару минут после включения. Спустя несколько часов в той же термокамере мучили экспериментальную "Волгу". Здесь условия другие: двигатель не работает, но температура выше 50-57° С, что в России встречается, мягко говоря, не часто. Кондиционеру, конечно, тяжело: температура на выходе из него 37° С. Много? Но создаваемый перепад температур в 20° С - совсем не шутка. Вряд ли кто-то назовет кондиционер плохим или слабым. В общем, испытания признали состоявшимися, а идею жизнеспособной. ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ? Говорят, в разработке термоэлектрических кондиционеров мы обгоняем даже японцев. Может быть, но гпавное-то для любого изобретения - реализация, внедрение. И выпуск не мелкими партиями, а на конвейере. Поэтому вдвойне приятно сообщить, что уже в текущем году в Гагарине намерены изготовить более 2 тысяч систем для установки на тракторы Волгоградского и Минского заводов. Продолжается адаптация системы к легковым машинам, в первую очередь - к "Волге". А кроме того, разработаны небольшие холодильники для газированной воды или других напитков. В общем, работа идет полным ходом. Проблема, как всегда, в цене: один термоэлектрический модуль стоит около $10, кондиционер на автомобиль класса "Волги" около $1000, на трактор-$1450. Это, конечно, дешевле фирменных изделий, но по российским меркам дороговато. Можно надеяться, что при серийном производстве себестоимость снизится и достоинства гагаринских кондиционеров смогут оценить тысячи водителей. ЗР 6/99953