135
136
137
138
РЕМОНТСОДЕРЖРЕМОНТ "Таврия": разбираем коробку передач 3"ТАВРИЯ": РАЗБИРАЕМ КОРОБКУ ПЕРЕДАЧСергей ГОРБОНОСОВ. Технический центр ЗР "Тушино' Делать это приходится, если в коробке ощущаются повышенный шум и стук, затруднено включение и переключение передач (или они "самовыключаются"), обнаружена утечка масла. Однако к такой объемной работе приступают не сразу. При возникающих трудностях с переключением передач сперва надо отрегулировать привод управления коробкой, воспользовавшись руководством по ремонту и эксплуатации. Если это не поможет, то снять и разобрать сам механизм привода управления и лишь в последнюю очередь приниматься за коробку. Причем полная или частичная ее разборка диктуется характером неисправностей. У попавшей к нам "Таврии" подтекало масло в месте стыка картера сцепления с двигателем и слышался шум в коробке, когда рычаг переключения находился в нейтральном положении. К тому же не работал спидометр. Очевидно, течь была связана с негерметичностью манжеты (сальника) ведущего вала коробки передач, а вот источник шума предстояло определить вскрытием. Трос привода спидометра и сам прибор оказались исправны. Замена ведомой шестерни - вала привода - ничего не изменила. Оставалось одно: поменять изношенную ведущую шестерню, а заодно оценить износ деталей: подшипников, шеек вала, зубьев шестерен. Для этого требуются динамометрический ключ, ключи "на 10" "12" "13" "14" "17"; "27" отвертки - обычные и ударная, щипцы (для снятия стопорных колец), молоток, выколотка - медная или алюминиевая. Переборку выполняем на столе, оборудованном тисками; работать лучше вдвоем. Масло из коробки слили, перед тем как снять ее с автомобиля. Предварительно очистив коробку от грязи металлической щеткой, кладем ее на стол картером сцепления вниз.Сорвалась резьба12"Опель", "Дэу": меняем подшипники передних колес 24ДОВОДИМ ДО УМА"Волга": готовь "печку" летом8ЭКСПЕРТИЗАО пользе грамоты или держи кардан шире 14ОСНАСТКАСпециальный "на 38"16ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬ16ДИАГНОСТИКАКлючом "на 27" отворачиваем выключатель фоКлючом "на 10" отворачиваем гайку крепления нарей заднего хода... редуктора привода спидометра..."Ниссан-Алмера": система управления двигателем 18РАССЛЕДОВАНИЕА он все плавится, плавится... 22..и вынимаем шарик выключателя....и вынимаем его из коробки.СвоимиСиламиЗР 6/99135 Ключом "на 10" отворачиваем стопорный болт вилки пятой передачи.Снимаем с ведущего вала ведущую шестерню пятой передачи.'К •Чтобы шестерни полуосей не выкатились из коробки дифференциала, вста' вляем в одну из них подходящую по Вынимаем из ведущего вала шпонку.диаметру оправку (мы выстругали деревянную).Снимаем вилку пятой передачи.Последнюювключаем вручную, надавив на муфту ее включения до упора вниз (в сторону от гайки). Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки подшипников к картеру коробки...Теперь валы застопорены.Ключом "на 13" отворачиваем семь гаек крепления задней крышки...Ключом "на 27" отворачиваем гайку вала шестерни главной передачи и гайку ведущего вала. Момент затяжки гаек 12-18 кгс-м, поэтому, возможно, понадобится удлинить плечо ключа под„.и снимаем ее вместе с прокладкой. ходящей грубой.Чтобы отвернуть гайки ведущего вала и вала шестерни главной передачи (ведомого вала), необходимо застопорить эти валы, для чего:Ключом "на 13" отворачиваем пятнадцать гаек на шпильках, соединяющих картеры коробки и сцепления.Снимаем с вала шестерни главной передачи (ведомого вала) упорную шайбу, шайбу сухарей пятой передачи, ее ступицу в сборе с сухариками, пружинами синхронизатора и муфтой, а также ведомую шестерню. Чтобы снять картер коробки, Заворачиваем болт М8х1,25 длиной не менее 40 мм в резьбовое отверстие картера, расположенное в зоне дифференциала. СвоимиСилами 4Включаем заднюю передачу. При этом муфту включения пятой передачи перемещаем до упора в сторону гайки.Затем снимаем с ведомого вала игольчатые подшипники и распорную втулку.136ЗР 6/99 Такой же болт заворачиваем во второе отверстие, диаметрально противоположное первому. При дальнейшем заворачивании эти болты разъединяют картеры коробки и сцепления. Снимаем последний с картера сцепления, приподнимая одновременно ведущий и ведомый валы. ...и ступицу с муфтой включения первой и второй передач, сухариками и кольцами синхронизатора. 29 '.;•ш#^^^\ mВынимаем ведущий и ведомый валы из картера сцепления. Снимаем картер коробки с картера сцепления.ЛЬ_^:1}. ----, '"ЯН^чСнимаем шестерню второй передачи..Вынимаем магнит из полости картера сцепления. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода вместе с шестерней из картера сцепления. ...и игольчатые подшипники с проставочными кольцами.Для полной разборки ведомого ва ­ ла последовательно снимаем с него ос ­ тавшиеся детали, повторяя описанные выше операции.Ключом "на 12" отворачиваем четыре болта крепЗакрепив ведомый вал в тисках через мягкие ления корпуса механизма переключения передач. прокладки, снимаем с него упорную шайбу и ведомую шестерню первой передачи.Молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем дифференциал в сборе из картера сцепления. Для замены ведущей шестерни привода спидометра, расположенной под подшипником дифференциала, н е ­ обходимо снять подшипник - аккуратно, чтобы не повредить его.Подложив прокладки из ДВП или фанеры на фланец картера сцепления, двумя отвертками Удалив игольчатый подшипник и кольцо, с помосдвигаем вверх со штифтов корпус механизма щью щипцов и отвертки снимаем стопорное переключения передач. кольцо... 5 С_воимиСиламиЗР 6/99137 #[зб!,г(| 'к^тавт j^f Подвешиваем дифференциал на металлических LgP^ уголках за внутреннее кольцо подшипника и, ударяя молотком по валу через выколотку подВыпрессовываем и вынимаем ось вилки. ходящего диаметра, спрессовываем подшипник.Отверткой указан штифт оси ползуна переключения передач.Детали механизма переключения передач коробки были в хорошем состоянии и не требовали замены. Сборку механизма проводим в обратной последовательНо наша попытка не увенчалась усности. Усилие запрессовки штифта оси пехом. После нескольких очень сильных ползуна переключения передач должно ударов подшипник продолжал оставаться быть не менее 200 кгс, а штифтов, фиксина месте. Осмотрев сопрягаемые детали, рующих вилки первой-второй и третьейобнаружили трещину на торце вала четвертой передач на штоках - не менее возможно, при заводской сборке под500 кгс. Если усилие запрессовки штифшипник напрессовали с превышающим тов меньше, меняем их. норму натягом, что и вызвало появление трещины, а удары ее раскрыли. Источником шума оказался роликовый подшипник ведущего вала. ВыСнимаем вилку в сборе с регулировочным винпрессовали его из расточки картера сцепления, убедились в износе и заметом и ее полиамидный вкладыш. нили новым. Утечка масла из коробки шла через Установив штоки в нейтральное поизношенную манжету ведущего вала. Изложение, вынимаем из корпуса штоки нос рабочей кромки манжеты по ширине переключения пятой передачи и заднеоколо 1 мм. Выпрессовываем манжету и го хода, третьей и четвертой передач. заменяем новой, смазав рабочую кромку Удаляем из корпуса шарики и пружины "Литолом" и проследив, чтобы с манжеты не соскочила пружина. Коробка дифференциала со сколом металла фиксаторов. Сборку коробки проводим в обратной на валу. последовательности. Не забудьте об оправке (у нас - деревяшке), вставленДобраться до шестерни привода ной в одну из шестерен поспидометра теперь возможно, только луосей, чтобы шестерни не выкатисломав подшипник (например, надпилив лись из коробки дифференциала! его "болгаркой" и расколов). Но поврежОправку не вынимаем до полной дение вала оказалось незначительным сборки коробки и установки шари не влияло на работоспособность дифнирных валов на автомобиле. ференциала, подшипник не пострадал, Игольчатые подшипники и кольца поэтому решили оставить все как есть: подшипник не ломать, а значит, и не меВынимаем ось вилки заднего хода и ее пружинсинхронизаторов устанавливаем на прежнять шестерню спидометра. ные фиксаторы; шток включения пятой передачи ние места - переставлять их не рекоменДалее разбираем механизм переи заднего хода; шток включения третьей и четвер­дуется. Резьбовую часть винтов крепления ключения передач. той передач; шарики и пружины фиксаторов штокрышки подшипников рекомендуем смаков; корпус механизма переключения передач со зать герметиком УГ-6 или спецклеем для резьбовых соединений или застопорить штоком и вилкой первой и второй передач. кернением после затяжки. Так как прокладка между картерами коробки и сцепЧтобы снять вилки со штоков, выления конструкцией не предусмотрена, прессовываем мягкой выколоткой фикдля герметизации соединения используем сирующие их штифты. На фото 37 отТермесил" нанося его тонким слоем на верткой указан штифт вилки первой и одну из сопрягаемых плоскостей. Момент затяжки гаек крепления картеров коробки второй передач. Ползун переключения передач снии сцепления - 1,8—2,5 кгс-м. После сборки маем, выпрессовав мягкой выколоткой коробки проверяем четкость и легкость Снимаем два пружинных шплинта с оси вилки штифт, фиксирующий ось ползуна в включения передач и вращения ведущего и ведомого валов на каждой передаче. корпусе. включения заднего хода.•А9138ЗР 6/99Своими(л\а.ми