70
71
ишымШАРИЛО]Отдаленный потомок первого колеса подшипник качения унаследовал от своего знаменитого предка гениальную простоту, реализовав ее в условиях современных технологий. Действительно, в нем нет ничего лишнего наружное и внутреннее кольцо, тела качения (шарики или ролики) и сепаратор. Одно кольцо вращается внутри другого, а сепаратор помогает шарикам-роликам "держать дистанцию".Михаил КОЛОДОЧКИН Шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники 6-256907Е1С17 предназначены для передних ступиц "Самары", "десятки", "Таврии" и задних - "Москвича" и "Святогора". Спрос рождает предложение такие подшипники выпускают в Вологде, Саратове и Минске. Более того, в последнее время Волжский подшипниковый завод освоил выпуск роликовых конических подшипников типа 6У-537907С17, которые полностью взаимозаменяемы со своими шариковыми коллегами. Заграница также не оставляет нас без внимания - купить сегодня импортный ступичный подшипник так же просто, как и наш - вопрос только в цене. В общем, выбор есть - осталось его сделать. Для того, чтобы он был осознанным, мы приобрели подшипники всех перечисленных выше заводов - по две штуки каждого типа. Арию варяжского гостя исполнял солист из Швеции - подшипник фирмы SKF. Заметим, что внешне все изделия абсолютно одинаковы - различить их можно только по маркировке. Прежде чем начать испытания, вспомним ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ Подшипники должны быть завернуты во влагонепроницаемую бумагу и покрыты консервационной смазкой (дополнительно могут быть упакованы в коробки). На поверхности их не должно быть коррозии. Резиноармированные уплотнения должны иметь маркировку с условным обозначением подшипника и завода-изготовителя. Применительно к рассматриваемым образцам эти обозначения должны соответствовать табл.1. Если в условном обозначении отечественного подшипника на конце стоит индекс С17, это говорит о том, что в качестве его рабочей смазки использован "Литол-24". Смазка рассчитана на весь срок службы изделия. Внутренности шариковых и роликовых подшипников схематично изображены на рисунке. Уплотнения по внутреннему диаметру не должны выступать за торец кольца, а рабочая кромка уплотнения обязана бытьVJ POJ\!/\\(гладкой, без трещин. Вращение от руки внутренних колец подшипника относительно наружных должно быть плавным, без заедания, но с небольшим усилием. При этом резиноармированные уплотнения, установленные в канавки наружных колец, не имеют права проворачиваться относительно них. Усвоив, как выбирать подшипник, освежим в памяти ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ПОДШИПНИКОВ Подшипник устанавливают в узел с натягом по наружному диаметру. Про ударные усилия лучше забыть - узкий торец наружного кольца очень хрупкий и может легко отколоться. При запрессовке рекомендуется применять переходную втулку, которая должна опираться на торец наружного кольца. На роль втулки может подойти старый подшипник. Барабанить по внутреннему кольцу не следует - у подшипника зайдут | "шарики за ролики"... Следует помнить, что для обеспечения нормальной работы в подшипнике при поставке предусмотрен внутренний осевой зазор в пределах 0,060-0,085 мм, который после затяжки (с рекомендуемым моментом!) внутренних колец крепежной гайкой уменьшается до 0,04 мм.Подшипник ступицы взгляд изнутри. Вологда, Саратов и Минск предпочитают шарики, а Волжский ролики.70ЗР 6/99 Так какие же подшипники нам достались? Вот что показали РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ Все испытуемые подшипники были упакованы и смазаны должным образом. Если не считать шведов, лучше других выглядели минчане - их изделия были в фирменных коробочках с надписями согласно стандарту. У всех подшипников измерили "геометрию": габаритные размеры, биения дорожек качения и даже разноразмерность шариков... На "отлично" отстрелялся только швед - остальные получили по "четверке". В частности, в саратовских подшипниках осевой зазор оказался чуть выше нормы, а в волжских - чуть ниже. Внутренние кольца у всех шариковых конкурсантов оказались разной ширины, а у вологодских обнаружилось незначительное осевое биение. Зато шарики у всех были одинаковыми - это радует. От геометрии перешли к вибрации. Поскольку проверяемые подшипники двухрядные, то измерения уровня вибрации проводились для каждого из рядов шариков и роликов - нагрузка прикладывалась с разных сторон. Соответствующие показатели приведены через дробь в табл. 2.Формально говоря, для ступичных подшипников уровень вибрации не нормируется. (Коробка передач - другое дело, там и скорости повыше, и слышимость совсем другая...) И все же, чем он меньше, тем выше качество подшипника. Здесь-то и проявили себя обнаруженные ранее огрехи по геометрии у наших подопытных. Отрыв скандинавского лидера, имеющего безукоризненно правильную фигуру, не просто велик - огромен. А из остальных лучше всех оказались подшипники минского завода - за ними выстроились выходцы из Вологды и Саратова. Любопытно, что роликовые подшипники из Волжского шумят практически так же, как и шариковые, хотя в общем случае для них устанавливают более "свободные" нормы. Жизненное кредо подшипников - "хочешь жить - умей вертеться". Ступичным подшипникам не дают вертеться в свое удовольствие боковые уплотнения - это плата за пожизненную смазку и надежную герметичность. Измеренные моменты сопротивления боковых уплотнений вращению приведены в табл. 3. Все изделия проявили себя достойно из "наших" подшипников лучшие результаты опять оказались у белорусского. Это вновьпринесло ему второе место - на первом капитально обосновался швед, умеющий крутиться не только бесшумно, но и легко... По итогам многоборья эксперты дали "добро" на установку всех конкурсантов в ступицы колес. При этом отечественные подшипники напомнили нам отечественные же автомобили - пользоваться можно, но, покатавшись на "Вопьво", в "Жигули" пересаживаться не хочется... Поэтому единственный иностранец уверенно выиграл все этапы состязаний и заслуженно победил. Тем не менее нокаута не получилось - уступив в качестве, "наши" уверенно отыграются проверенным способом. Иначе и быть не может: их средняя цена составляет $2-3 против $10-15 для импортных... Какой купим для ремонта "41 -го"? Да, а как же сделать выбор между шариками и роликами? Продавцы с рынка отвечают на этот вопрос довольно уверенно: хочешь возить мешки с картошкой бери "ролики", любишь быстро ездить хватай "шарики". Народ, как всегда, прав. Действительно, преимущество роликовых подшипников по сравнению с шариковыми - повышенная грузоподъемность при тех же габаритах, а недостаток - меньшая возможность восприятия моментов боковых и вертикальных сил. Поэтому внутри ступичного роликового подшипника перекатываются не цилиндры, а усеченные конусы. Отметим, что шарику катиться легче, поскольку конус имеет пятно контакта в виде отрезка прямой, а шарик - в виде точки. Разницу между роликами и шариками наглядно демонстрируют французы в своих "Рено-9" и "Рено-11". Дизельные модификации этих автомобилей используют роликовые ступичные подшипники - учитывается повышенная нагрузка на переднюю ось. А поскольку двигатель с искровым зажиганием весит поменьше, то бензиновые варианты тех же машин довольствуются шариками - им ролики не нужны. Как говорится, яснее некуда. Что касается "Самары", думается, каких-то особенных потребительских свойств при смене "подшипниковой ориентации" она не приобретет - ни "Бычка", ни "Феррари" из нее не получится. Поэтому, определившись с проблемой "наш или импортный", постарайтесь в погоне за низкой ценой не нарваться на откровенный брак - покупайте подшипник не на рынке, а в солидном автомагазине. Об этом мы напоминаем всякий раз, когда речь заходит о запчастях. Остальное приложится. Редакция благодарит специалистов ВНИПП за помощь в подготовке статьи.Таблица 1 Изготовитель Волжский Минский ский Саратовский Вологодский подшипниковый подшипниковый подшипниковый подшипниковый ковый завод (ГПЗ-11) 13-23) завод (ГПЗ-23) завод (ГПЗ-3) эавод(ГПЗ-15) Фирма SKF (Швеция)Отличительная маркировка Тип подшипникаMPZVBFСПЗ-3ВПЗ-15 ВПЗ-15 Роликовый конический двухрядный 6У-537907С17SKFШариковый радиально-упорный двухрядный 309726DAШариковый Шариковый Шариковый вый •торный радиально-упорный радиально-упорный радиально-упорный ный двухрядный двухрядный двухрядный 6-256907Е1С17 6-256907Е1С17 =1С17 6-256907Е1С17Условное обозначение подшипникаИзготовитель 50-300 90/95 91/99 92/101 94/101 62/72Уровень вибрации дБ ли. Полосы частот, Гц 300-1800 88/91 91/97 90/97 92/97 56/72 1800-10000 О 88/91 90/97 9498 92/101 56/64 Общий уровень вибрации 94/97 98/101 97/103 97/104 6475Изготовитель MPZ VBF СПЗ-3 ВПЗ-15 SKFМомент трения, Н-м-10* 550-570 790-850 600-650 660-775 128-200MPZ VBF СПЗ-3 ВПЗ-15 SKFЗР 6/9971