50
51
новинки"СМАРТ" СДЕЛАЛ СВОЕ ДЕЛО"СМАРТ" должен уйти?До 2004 года на рынке должны появиться три новых модели "Смарта". Впрочем, "Смарта" ли? Как ни старались конструкторы обеспечить микроавтомобилю с заднемоторной компоновкой необходимую курсовую устойчивость - не получилось, и они решились на радикальный шаг: в новых моделях будет использована переднеприводная концепция "Мерседеса" А-класса! Итак. В 2002 году ожидается появление четырехместного (!) четырехдверного экипажа с варьируемым багажным отделением. Моторы - переработанные 1,4- и 1,6-литровые версии двигателей от А140/160, а позднее и особо экономичный 1,2-литровый вариант. Пассивную безопасность должны будут обеспечить фронтальные и боковые подушки, системы ABS и ESP. также заимствованные у А-класса. В 2003 году появится двухместный автомобиль "Смартстер" с ограниченным до минимума оборудованием этакий дешевый соперник "Опеля-Спидстер", 'ФИАТ-Баркетты" и "Мазды МХ-5". Оснащенный мощным силовым агрегатом и, как говорят конструкторы, "супер-шасси", он будет ориентирован прежде всего на молодежь, ценящую динамику и спортивный имидж. И наконец, 2004-й - год рождения "Смартеэна" - настоящего семейного автомобиля с относительно большим внутренним объемом. Пятиместный экипаж должен быть маневренным и скоростным и закрыть собой сегмент многоцелевых машин. Его изюминка варьируемый салон, когда простым движением рукояток можно превратить машину в двухспальную кровать, грузовой контейнер или детскую комнату на колесах. А что же многострадальный "настоящий" "Смарт"? Для него 2004 год станет последним, но, как заявляют разработчики новых моделей, все наследники будут нести в своем дизайне легко узнаваемые черты классического "Смарта". Это несколько напоминает историю с "Нью Битлом": машина-то совсем другая, а выглядит почти как классический "Жук". от 5 до 20 Гц борются традиционные пассивные элементы - пружины и газовые амортизаторы. Интересно, что активная подвеска получилась не тяжелее обычной. Более того, в ней нет стабилизаторов поперечной устойчивости ни спереди, ни сзади. Зато водитель может сам выбрать себе "спортивную" или "комфортную" характеристику подвески, изменить клиренс в пределах от -50 до +25 мм.ЭИ-БИ-СИ - АЗБУКА МЕХАТР0НИКИК подвеске добавили "мозги" и еще 200Представленная на Женевском автосалоне новинка от "Даймлер-Крайслер" купе "Мерседес-Бенц-CL", как и старший брат - новый "Мерседес" S-класса, напичкана электроникой от колес до крыши. Но есть в ней своя новинка. Это впервые примененная на серийном автомобиле система стабилизации кузова Active Body Control - ABC. Суть ее - активное управление амортизаторными стойками подвески, что дает возможность исключить колебания кузова при езде, его наклоны в поворотах, при торможении и разгоне. Для этого пружину подвески заключили в герметичный кожух и разместили внутри гидроцилиндр с поршнем-плунжером. Теперь, если подать в этот объем давление, машина приподнимется. убрать - опустится. Обычный пассивный амортизатор пришлось вынести наружу вниз. На рисунках показано примерное устройство активной стойки и гидравлическо-кинематическая схема подвески колеса. НаАмортизаторная стойка "Мерседеса-CL": 1 - трубопровод гидросистемы; 2 - кожух-сильфон: 3 - датчик положения плунжера; 4 - плунжер; 5 - пружина подвески; 6 - пассивный амортизатор.атм.9первый взгляд, схема как схема, ничего особенного. Но если вспомнить, в каких условиях работает подвеска на неровной дороге и массу автомобиля, станет ясно, сколь значительными потоками энергии необходимо управлять, дабы компенсироМы еще ничего не сказали о "мозгах" вать перемещения кузова. Специальный новой системы. Они состоят из двух микгидронасос создает и поддерживает в сисропроцессоров, соединенных с датчикамитеме давление на уровне 200 атм! акселерометрами, расположенными по всей машине: в пеЭтого, однако, редней и задней часмало. Сложный тях кузова, под пасклапанный блок по сажирским сиденьем команде процессои на центральной ра, получающего консоли. А еще есть сигналы от датчидатчик в каждом из ков скорости, ускогидроцилиндров, что рения, угла наклопозволяет контролина, должен мгноровать правильность венно открывать и выполнения подаваперекрывать необемых команд. ходимые магистрали (в каждой стойке Электроника все индивидуально!) и Схема системы ABC: активнее вторгается 1 - гидроблок; 2 - пропорциональные клапаобеспечить сохраны; 3 - кузов; 4 - плунжер; 5 - пассивный в такие узлы автомоамортизатор; 6 - пружина подвески; 7 - блок нение исходного биля, от которых неположения кузова. управления; 8 - сигналы датчиков. посредственно завиПоскольку перекачиваемое под таким давсит безопасность движения, достигая вылением масло изрядно нагревается, в сиссочайшего уровня надежности. Появился тему ввели специальный радиатор. В редаже новый специальный термин "мехазультате слаженной работы такой "комантроника" (Mechatronics) для обозначения ды" удалось погасить вертикальные, просистем с тесным переплетением электродольные и поперечные колебания кузова в ники и механических узлов. Активная поддиапазоне частот до 5 Гц. А с вибрациями веска ABC - яркий пример такого альянса.Ъ-50ЗР 6/99 ГАЗ НА КОЛЬЦЕЭто не экологическая катастрофа.Мы уже не раз писали, с каким скрипом пробивает себе дорогу к массовому применению в автомобилях сжатый природный газ. И это невзирая на большие преимущества в цене, эколоВзрывобезопасные газовые баллоны. гии и наличие огромных разведанных запасов этого альтернативного топлива. на 70 минут езды - существенно меньше, Видимо, надо как-то стимулировать интечем у бензиновых конкурентов.) Зато ударес потребителей: будет спрос, появится и ется в полной мере реализовать важнейпредложение. Скорее всего, с этой целью шее преимущество газа - октановое число конструкторы немецкой тюнинговой фирмы "Абт" из Алльгойера создали гоночный А вместо сердца - газовый мотор. болид на базе "Ауди-А4 Кваттро", работающий на сжатом природном газе. Итак, в нынешнем году на трассу в Нюрбургринге выйдут три гоночных "ауди" (они будут участвовать в 24-часовых гонках чемпионата STW) с огромными баллонами в багажниках. Выполненные из алюминия в углепластиковой оболочке, эти баллоны являются, пожалуй, основным и единственным недостатком машин: находясь в багажнике, они повышают расположение центра масс автомобиля, вмещая при этом лишь 39 кг газа под давлением 200 атм. (Этого хватаетв 130 единиц. Степень сжатия 1,8литрового турбодвигателя подняли до 13,5:1 и сняли с него внушительную мощность - 300 л. с. Расход топлива составляет при этом 27 л/100 км против обычных для таких болидов 35, а выброс вредных веществ меньше в 10 раз. Поскольку при расширении (а давление в специальном редукторе сбрасывается с 200 до 5-10 атм) метан сильно охлаждается, его "греют" охлаждающей жидкостью, что позволило существенно уменьшить радиатор системы охлаждения. Ну а чтобы максимально использовать в автомобиле различные газы, на машину установили газоразрядные ксеноновые фары от "АудиR8", и это, собственно, единственное ее внешнее отличие от бензиновой версии, если не считать, конечно, боевой рекламной раскраски. Но для нас важнее, естественно, не просто спортивные результаты новинки. Интересней, кто победит как моторное топливо будущего - газ, бензин или, может, дизтоплиео? Поживем - увидим.ПЛАСТМАССОВЫЕ ГРИБЫНа полимерном поле их выращивает фирма ЗМ.Известный лидер в производстве самоклеящихся пленок, светоотражателей и эмблем для автомобильной промышленности, фирма ЗМ предложила новый вид крепления пластмассовых деталей - Dual Lock, в переводе - "двойной замок". Внешне оно несколько напоминает всем известную одежную застежку - "липучку", но выполнено не из тонких петелек и крючочков, а из прочных грибообразных полиолефиновых стержней (см. рис). Такое соединение допускает многократный (до 5000 раз) монтаж-демонтаж и предназначено для крепления всевозможных крышек, обивки, панелей дверей и приборов. Прочность нового соединения не идет ни в какое сравнение с одежной "липучкой", ведь каждый грибок имеет диаметр ножки 0,5 мм. Полученные соединения не только технологичны, но и стопроцентно бесшумны, что высоко оценили, в частности, на ГАЗе, укрепив с помощью "Дуаль Лок" крышки блока предохранителей и кассетницы на "Волге". Как признались нижегородские конструкторы, при всех других решениях оставались скрипы во время движения авЗащитная пленка , Клеевой слой Грибки застежки "Дуапь Лок"'жать движение по конвейеру - стекло не сдвинется с места. Лента "Дуаль Лок" крепится к панелям все тем же испытанным самоклеящимся составом. Впрочем, правипьнее быпо бы сказать - составами, так как для каждого вида пластмассы и металла нужен свой клей, и это тоже "ноу-хау" фирмы. Ее специалисты берутся приклеить даже капризный в этом плане фторопласт. А если вдаваться в тонкости, простых решений в этой области и нет. Даже одноразовая маскировочная лента должна выдержать температуру сушильной камеры и лишь после отделиться, не оставив следов на лакированной поверхности! Кстати сказать, фирма давно присутствует на российском рынке. Ее пленка обязательно есть и на вашем, пусть даже стареньком, автомобиле - это световозвращающее покрытие номерного знака. Но пока это присутствие в виде экспорта, а не производства. Чтобы организовать выпуск необходимых автопрому изделий на наших простаивающих заводах, нужно одно - стабильно работающая экономика. Внедрение высоких технологий требует больших инвестиций, а терять деньги никому не хочется.томобиля. Новую застежку используют и при вклеивании ветрового стекла на "Газели" для фиксации стекла на время схватывания клея (вместо технологических упоров на саморезах, как у многих фирм), поскольку попная полимеризация идет почти сутки. С "грибной" застежкой кузов может продоп-ЗР 6/9951