154
РАССЛЕДОВАНИЕ*А ОН ВСЕ ПЛАВИТСЯ, ПЛАВИТСЯ...между торцом калибра и опорной плосПри длительной эксплуатации автомобиля после одного-двух серьезных ремонтов двигателя владелец может столкнуться с непривычными костью головки не должен превышать проблемами. Корни одной из них -вскрывает" Валентин ГРИГОРЬЕВ. 0,25 мм, иначе последнюю полагалось заменить. В нашем случае оказалось, что Итак, почему же все-таки поршень ...К нам доставили почти антикварный ВАЗ-2106 (один из первых!), влаоплавлялся? Наш клиент не из числа сильнее всего был уменьшен объем каделец которого сразу же озадачил "гонщиков" - человек вполне уравновемеры сгорания именно второго цилиндра "простым" вопросом: почему вот уже шенный - и в обоих случаях неприятность - пересчет по известным формулам подважды на этой машине оплавляется случилась при сравнительно небольших казал, что степень сжатия для него увепоршень - притом в одскоростях движения, около личилась до 9,5. что в "классических" двигателях ВАЗа для бензина АИ-92 ном и том же втором ци100 км/ч. линдре? Картину прояснила просто недопустимо. В результате имен"история болезни" двигано после памятного ремонта однажды + Вот он, перед нами (фото). Поврежденная теля, изложенная влаоплавился поршень. Его заменили, резона - со стороны свечи, дельцем. Автомобиль кушив, что он сам каким-то образом винопричем капли алюминия пил далеко не новым - и ват. Но следующий через некоторое врезабрызгали ее электровскоре после этого отдал мя тоже оплавился. Так выглядел оплавившийся ды. Алюминий был и на На рис. 2 показан полезный для двигатель в ремонт. Маспоршень. клапанах, и во впускном тера выявили некоторое "умельцев" график зависимости степеколлекторе. Интересно, что хотя свеча коробление головки блока цилиндров и, ни сжатия двигателя ВАЗ-2106 от толработать уже не могла, процесс сгоракак это нередко у нас в России делают, щины Б слоя металла, снятого с посания в цилиндре очень интенсивно продочной плоскости головки. Дотошные должался - чем не яркий пример того могут спросить, почему зависимость не 079 самого "калильного" зажигания, о котострого линейная - казалось бы, степень „ЛМ, ром можно прочитать в книгах, но сжатия зависит только от того, выше столкнуться на практике, к счастью, даили ниже установлена головка, наприJ ? но не каждому. мер при добавлении прокладок. На деле это не совсем так. поскольку при об9 иВ поисках его причин мы отбрасываКАЛИБР 2 работке головки (см. рис. 1) меняется ли одно "объяснение"за другим. Ясно бы,А непосредственно объем камеры сжало, например, что качество материала В» Д А тия, имеющей сложную клиновидную Рис. 1. Контпоршней ни при чем - они были от разформу. А добавив или убрав прокладку, роль камеры ных изготовителей, куплены в разное мы не должны забывать о том, что плосгорания каливремя и так далее... Не виновата в прощадь отверстия "под цилиндр" в ней • бром: 1 - гоисшедшем оказалась и система охлаж00 J см 1 больше площади днища поршня. ;Н ловка блока дения двигателя (каналы и отверстия в1 цилиндров; 2 прокладке нормальные, производительДругой "эффект ; сопровождающий калибр А 36212; ность насоса вполне достаточная). подобный ремонт головки блока, - это Б - толщина некоторое изменение фаз газораспредеТемпература плавления алюминиеR25.5 слоя удаляеления (в сторону более поздних), что то9, вого сплава, из которого выполнен пор,1М. - 079 же может существенно влиять на рабошень, около 650°С, тогда как температучий процесс в цилинра газов, омывающих днище поршня, в дре. Наконец, в тех конце сгорания может достигать 2500°. восстанавливая плоскоРис. 2. Зависимость степени сжаслучаях, когда головИзвестно, что в этих тяжелейших услостность нижней стороны тия двигателя ВАЗ-2106 от толка сильно покороблевиях поршень может работать, только головки, смело сняли с щины слоя удаляемого металла. на, ее ремонт восстакогда избыток тепла, накопившегося в нее слой металла толщиновлением нижней нем за время сгорания "заряда" и расшиной примерно 1 мм. В А плоскости не избаврения газов при рабочем ходе, отводится разных местах головки А ляет от искривления во время тактов выпуска, всасывания и эта величина, естественгеометрической оси сжатия. Главный путь отвода тепла от но, была разной. Тут мы 'Аш "постели" распредвапоршня к стенкам цилиндра и далее, в вспомнили о том, что в rj •I ла, а это усиливает систему охлаждения - это узкие "мостистарых изданиях книг по износ соответствуюки" поршневых колец. Они здесь, кстати, "Жигулям" рекомендоваА 89 щих деталей. Поэтому * были в порядке, и хотя по мере развития лось после ремонта гол 8.8 мы считаем, что при оплавления их заметно "заволокло" алюловки блока проверять 87 86 короблении головки минием, подвижности не потеряли и, виглубину камер сгорания более чем на 0,3 мм • димо, отдавали цилиндру столько тепла, специальным калибром 2.0 она подлежит замене. сколько могли. Но... поршня не спасли. А.96212 (рис. 1). Зазор БЯ^__J•*А • •••SS••Б, ГОМЦИИа CHWMMMOTQ СЛОЯ М # Г * Л Л »154ЗР 6/99СзоимиСвлами