10
11
12
14
Ё1ШШР,САЛЯМ АЛЕЙКУМ, УЗАВТОПРОМ!Без малого полтора миллиарда долларов вложила Южная Корея в автомобильную промышленность Узбекистана.Елена ВАРШАВСКАЯ. Ф ото Вадима КрючковаЗнаете ли вы, что такое арба? Видели ли вы эту повозку, высокую, украшенную цветастыми занавесочками, с коврами на полу и кучей чумазых ребятишек рядом со степенными родителями внутри? На андижанский базар разнокалиберные, скрипучие, разноцветные арбы съезжаются со всех окрестностей, и из них высыпает наружу пестрое многоголосое "содержимое". Незабываемое зрелище! Увидев эту колоритную картину впервые, восторженно рассказала о ней кому-то из знакомых в Узбекистане. Реакция была прохладная. Местных "местная экзотика" не радовала. Арба для них, конечно, не была признаком высокой цивилизации и воспринималась как обидное свидетельство собственной отсталости. Было это всего четыре года назад. ПРОЩАЙ, АРБА! Лето. Шумный, пестрый, как все восточные базары, знакомый - нет, заново выстроенный! - андижанский базар. И ни одной арбы. "На смену деревенской лошадке пришел"... "Дамас"! Эти крошечные микроавтобусы здесь иронично прозвали "андижанским метро": они работают маршрутками и ходят друг за другом так часто, что и впрямь похожи на вагончики одного состава. На перекрестке в ожидании зеленого выстраивается десятка полтора "дамасов", среди которых теряется паратройка "жигулей" и одна-две "нексии". Предприимчивые люди покупают сразу по несколько "дамасов" и... открывают собственные маршруты извоза. Говорят, выгодно очень: машинка окупается через полгода и остается работать в семье (благо, в Узбекистане они большие). Вот она,ция его колесит не только по Узбекистану, но и по России, странам СНГ. Теперь выпущенные под Андижаном "дэу" собираются поставлять в Китай (отсюда до его западных провинций всего-то 300 километров), заинтересовались ими в странах Балтии и Кавказского региона. Приглядевшись за первые пару лет, многие поняли: качество узбекских машин ничем не отличается от корейских (контроль качества, который по-прежнему ведут специалисты из Южной Кореи, это гарантирует), зато они намного дешевле. За счет чего, понятно: пока у нас думали о концепциях развития автопрома, в Узбекистане делали дело. Построив современнейший сборочный завод, на этом не остановились. Сегодня в республике работают уже шесть предприятий - поставщи-обивки салона, глушителей и бензобаков, лаков и красок. А ведь инвестируют в автопромовские СП не только южнокорейские партнеры. Строится под Ташкентом узбекскоамериканский аккумуляторный завод, в следующем году войдет в строй совместное с итальянцами стекольное производство, подписано соглашение о строительстве шинного завода с германским концерном "Континенталь". Подумывают в Узбекистане ио собственных двигателях (очень кстати - пустует громада авиамоторного производственного объединения, площадей предостаточно). Уже есть проект и скоро начнется строительство предприятия мощностью 200 тысяч двигателей в год.Скоро здесь поплывет "Нексия-2". экзотика, новый "местный колорит . которого в нынешнем Узбекистане не только не стесняются, которым даже немного гордятся. И есть чем! Автомобильный завод "УзДэуавто" уже три года в строю, продукков "УзДэуавто". Все они - совместные, со смешанным капиталом. Шутка ли: Южная Корея вложила в узбекский автопром без малого полтора миллиарда долларов! В Андижане и окрестностях появились производства бамперов,сидений,внутренней ОБНОВЛЕННАЯ "НЕКСИЯ" Казалось бы. все идет хорошо. Да не просто хорошо, а отлично - на фоне "успехов" других бывших советских республик. В нынешнем году "УзДэуавто" собирается выпустить 120 тысяч автомобилей (в про-ЗР 6/9911 шлом, как и планировали. 80 тысяч рые расходятся на внутреннем рынке, как горячие пирожки: 8 процентов наличности, потраченной населением республики в прошлом году, пошло на покупку "УзДэу". Да ив России "нексии" самые продаваемые из иномарок. Можно только радоваться. Но это означало бы остановиться, что противоречит интересам стремительно развивающегося узбекского автопрома. И вот принято решение обновить модельный ряд. Новость, которую в апреле перво му из всех средств массовой информации доверили журналу "За рулем": готовится к производству "Нексия2". В полной своей красе она на рисунке Александра Краснова, что на обложке этого номера ЗР. Наша старая знакомая пре-ром полости в порожках). И наконец, очень важное: новая "Нексия" будет оснащаться 16-клапанным двигателем. Его получит и часть "старых" машин - ведь они не снимаются с производства. Обновление "Нексии" - умное, просчитанное до тонкостей решение узбекского автопроизводителя! Современные модели "Дэу" - "Леганза", "Нубира" и "Ланос" - слишком дороги для перенесшего удар кризисом российского (и не только) потребителя. А тут - компромисс, этакая косметическая оператерпела глубокий рестайлинг. Стала чуточку шире и короче, полностью преобразилась внутри: угловатые приборная панель и передняя полка приобрели плавные очертания и состоят не из двух частей, а из одной,полипропиленовой,стали более современными боковая обивка и сиденья. Машина обзавелась телескопической рулевой колонкой и складывающимися задними сиденьями. Внешний вид тоже несколько иной. Изменились очертания капота ("спустившегося" до бампера), облицовка радиатора, светотехника, форма багажника. Чтобы удовлетворять сегодняшним требованиям безопасности,усилили кузов, а для привлечения покупателей из стран с влажным климатом больший акцент сделали на антикоррозионной защите (теперь, например, будут обрабатывать антикоНа рисунках - изменения внешнего вида и интерьера "Нексии" (выделены цветом).12ЗР 6/99 ция, к тому же в модели меняется только то, что выпускается в Узбекистане, и себестоимость производства почти не вырастет. Что следует из этого? Покупатель получит похорошевшую "Нексию" по вполне приемлемой цене (какой именно - пока секрет). И еще - новая модификация предназначена для производства исключительно на "УзДэуавто", никакие другие дочерние предприятия "Дэу" ее не получат. Значит, у "Нексии-2" не будет прямой конкуренции на рынке (в отличие от новых моделей "Дэу", которые выпускают многие). "УЗДЭУ" В НАСТУПЛЕНИИ Почти одновременно с омолодившейся "Нексией" в продажу начнет поступать "Матиз" - самая юная из моделей южнокорейской фирмы. Его выпуск начнется в следующем году (подробнее об этом автомобиле - в одном из следующих выпусков "За рулем"). В сварочном и окрасочном цехах (а именно здесь требуется переналадить оборудование, внести изменения) уже идет подготовка производства "Матиза". Сокращается выпуск "Тико" и "Дамаса" (часть его линии будет расширена и отдана под сварку кузовов новой машины), готовится новая оснастка. А рабочие предприятия, увидев симпатичный автомобильчик, выезжающий из цеха испытаний на территорию, все, как по команде, держат на него равнение. Очень хорош! "Ну как, будут у вас брать такие? - интересуются. - А которые сейчас выпускаем, берут?" Все-таки успеха на внутреннем рынке им явно недостаточно, хочется покорить бывшего "старшего брата". Говорю, что россияне покупали бы "нексии" гораздо активнее, если бы не дорого-"дамасов" на андижанском базаре. "Матиз" - пока еще не узбекский.А что там внутри?визна обслуживания. Запчастей не найти, нормальных и дешевых сервисных станций тоже. Говорю осторожно, чтобы не обидеть. И слышу: "Да, это наша недоработка. Но скоро исправимся!" Оказывается, уже вот-вот вступит в строй упаковочный цех - и запчасти будут идти на рынок (в том числе и российский). Дешевые - те, что выпускаются в Узбекистане, подороже - "родные", корейские, производства которых в республике пока нет. Но в любом случае цена их будет значительно ниже, чем у тех, что продаются у нас сегодня. И насчет службы сервиса думают на "УзДэуавто". Готовы помочь тем, кто хочет открыть в России специализированные СТО "Дэу". Так что, если все пойдет как задумано, владельцы узбекских машин скоро смогут не беспокоиться о ремонте. ...Жалко, конечно, арбу - уж очень она была колоритной. Но на автомобиле, что тут говорить, ездить куда лучше. И хорошо, что в Узбекистане это поняли. Может, наступит и наша очередь?•14ЗР 6/99