ЭКСПЕРТИЗАНА НОЖАХАвтомобильные плавкие предохранители всегда входили в тот счастливый круг изделий, которые не залеживаются на прилавках - их покупают как при необходимости, так и на всякий случай - пусть лежат...Михаил КОЛОДОЧКИНСо временем маленький сверточек обязательно теряется в недрах багажника, после чего покупается новый. Начавшийся у нас переход с древних цилиндрических предохранителей на современные "ножевые", давно свершившийся в иномарках, лишь усилил спрос на маленьких охранников - наконец-то они стали разноцветными и такими симпатичными... Хочется думать, что вместе с новой формой ножевые предохранители получили достойное содержание. Предыдущая экспертиза их цилиндрических коллег (ЗР, 1999, № 1) выявила немало отклонений от стандарта, главным из которых было стойкое нежелание "погибать за хозяина". Для проверки мы выбрали пять наборов, представленных в таблице. Посмотрим, будут ли они "на ножах" с охраняемой машиной? ХОРОШИЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ ДОЛЖЕН: Быстро сгорать при возникновении токовой перегрузки. Время на раздумья 5 секунд при двойном номинальном токе и 0,5 секунды - при 3,5-кратной перегрузке. ХОРОШИЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН: 1. Отбирать слишком много напряжения у тех, кого защищает. Допустимая величина падения напряжения на его контактах зависит от номинального тока и составляет: 150 мВ для 15 А, 115 мВ для 30 Аи т. д. 2. Обугливаться даже при токе 100 А.А ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ? В нормальном режиме работы все предохранители поначалу казались паиньками: нагрузку держат, не греются - чего же боле? Предупредительный звоночек затренькал с появлением вольтметра - оказалось, что все изделия на 20 и 25 А, при внешней благопристойности, отличаются излишним аппетитом и забирают себе по 200-250 мВ вместо положенных 125-130. Оптимист отметит, что на яркость фар и энтузиазм стеклоочистителей подобная жадность практически не повлияет, и будет совершенно прав. Однако пессимист при этом недовольно забрюзжит это, мол, только цветочки, давайте-ка увеличим ток. Так мы и сделали... Первый же предохранитель из набора ТХ - самый младший из собратьев - преспокойно выдерживал удвоенный 15-амперный ток в течение минуты. Последующие 26 ампер его также не напугали. Только при 40 А коричневая фитюлька "пшикнула" и отключила воображаемую нагрузку. Зато ее желтому 20-амперному коллеге этот ток понравился - в результате, не дождавшись "срабатывания", испытания прекратили через пару минут. Безымянный набор № 2 оказался барахлом иного рода. Предохранитель на 5А согласился уйти из жизни только при девятикратной (!) перегрузке, зато в рядах 20-амперников началась смута. Один из них продемонстрировал "класс" и сгорел за полсекунды - прекрасно, зато другой сладко зевнул и опомнился только через 12 секунд.Некрасивая упаковочка № 3 с чужим именем "Бош" тоже прокололась на первом же экземпляре - 5-амперник сгорел только при токе 33 А. Ради интереса проверили красный предохранитель на 10 А он оказался получше и задержался со своим срабатыванием "всего лишь" в полтора раза дольше по отношению к стандарту... Еще один "Бош" - тоже поддельный, судя по форме логотипа, оказался почти хорошим. Подвел фиолетовый 5-амперный предохранитель, сгоревший через 7 секунд вместо 5. Положение спасли итальянцы, чей набор № 5 импортирует и продает нам... Польша. Все проверенные предохранители сгорали через 1,5-2 секунды - после предыдущей серии провалов это воспри-, нимаешь не как норму поведения, а как подарок судьбы. Проверку на обугливание 100-амперным током выдержали все наборы, кроме первого. Проверяемые 30-амперные предохранители фирмы ТХ сработали через 9 секунд, расплавив корпус до неузнаваемости - барахло и есть барахло. НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ Групповой портрет наиболее отличившихся "защитников" электрических цепей приведен на фото. Грустно... Победителем мног оборь я стал польский набор итальянского происхождения № 5 - е го ^ предохранители знают, как "гореть на работе". К сожалению, даже ему нельзя поставить выше "четверки" - падение напряжения на 20-амперниках должно быть чуть меньше. Псевдо-"Бош" № 4 получает "тройку", однако на автомобиль его ставить, в общем-то, можно - пожара не будет. Остальные наборы получают "единицу" - эти помощнички берегут не машину, а себя. Тем, кто имел несчастье купить эти "изделия" про запас или, не дай бог, уже поставил на машину, настоятельно рекомендуем немедленно их выкинуть! Автомобиль хоть и железный, а горит очень быстро... Редакция выражает благодарность испытательному центру "ЭТАЛОН" Научно-исследовательского института автомобильной электроники и электрооборудования % за помощь в подготовке статьи.Биографические сведения Комплектность Стоимость. руб.1Ш^шШкМЭ 21 ЕмБеспородный 2по7,5А;2по10А; 2 по 15А; 2 по 20 А: 25А;30А 10-15ШжШНабор BOSCH PLUG-IN-FUSE 5А; 7,5А; 2 по 10А; 2по15А;2по20А; 25А;30АШ^АНабор BOSCH 24-30667-000 2 по 5А; 2 по 7,5А; 2поЮА;2по15А; 2по25А 25-30 Набор BEZP1ECZNIKI FUSIBILI AUTO TECNOPART 5А; 7,5А; 2 по 10А; 2по15А;2по20А; 25А;30А 25-30Набор ТХ AUTO CAR FUSE 2по7,5А;2поЮА; 2 по 15А; 2 по 20 А; 25А;30А15-2015-2076ЗР 6/99