шшпшштрасположим цены, по вертикали - оценки. Точку за точкой нанесем сюда все попавшие в список модели. Верхней границей диаАркадии АЛЕКСЕЕВ граммы окажется максимальный Вот представьте - потреботатка) примерно соответствует достигнутый балл, границей вался вам, допустим, аккумулявашему - тогда результат окасправа - наибольшая цена, кототор. Или комплект ключей. Или жется для вас более актуальным: рую вы готовы заплатить. даже автомобиль. Как вы поступиразъезжая на стареньких "ЖигуИтак, предварительные опете - возьмете первый попавшийлях", неразумно при покупке тех рации позади. Теперь немножко ся, на который хватит денег? Коже аккумуляторов (а также шин, порассуждаем. Если на нашей дианечно же, нет. Скорее, обратитесь расходных материалов и т. д.) грамме провести диагональ, она за советом к друзьям и знакомым, соседям по гаражу. Возможно, среди них окажутся настоящие эксперты, знатоки интересующего вас вопроса. Но все-таки, ^.согласитесь - сколь ис7 Качество, баллы черпывающей ни была бы их информация, рас6 СООТНОШЕНИЕ "ЦЕНА-КАЧЕСТВО" крывать кошелек предДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ стоит именно вам... 5 АВТОМОБИЛЕЙПо цене ли качество? Самый простой метод это проверить - построить диаграмму.наилучший вариант обновы за свои деньги. "Но позвольте! - воскликнет серьезный читатель. - Как можно из субъективных оценок экспертов получить объективную картину?" Все очень просто. Когда мы выбирали экспертов, они, как пользователи той же продукции, отвечая на вопрос о ее качестве, в действительности сообщали нам, насколько она их удов-dPWftiСпециалисты по маркетингу с ловкостью фокусников жонглируют соотношением "ценакачество". Не нужно долго объяснять, что дешевое и хорошее предпочтительней дорогого и посредственного. Прекрасно, но только вот где та линейка, которая бы одновременно измеряла обе составляющие у кандидатов в "удачные приобретения"? Попробуем предложить вам совсем не сложный инструмент, спочвЬобный выдать вполне достоверные (а большинству - и достаточные для выбора) сведения. Для начала определимся с ценой. Без сомнения, вы знаете, какие - по максимуму - затраты потянет ваш личный (или семейный) бюджет, и таким образом верхнюю планку цен можно считать установленной. Теперь потребуется выяснить, какие из товаров искомой группы не выше этого потолка. Придется, конечно, посетить рынок или пятокдругой магазинов, и в ваших руках окажется таблица с марками, моделями и ценами. Ну а как с качеством? В наиболее простом варианте имеет смысл обратиться к тем самым знакомым, соседям по гаражу и другим знатокам. Важно только ф среди экспертов выбрать тех, чей уровень запросов (или дослетворяет, или. иными словами, соответствует ожиданиям, опла"Москвич" ченным определенной суммой <-ТЛР? денег. Субъективное соответствие субъективным ожиданиям уже приближает нас к точным ответам, но чтобы сделать метод практически научным, требуется по возможности увеличить число экспертов. Например, опросив 1000 2000 3000 4000 5000 6000 Приоритеты сотрудников редакции ЗР двадцать сотрудников редакции Для оценки машин мы использовали восьмибалльную систему. На диаграмЗР, мы без труда сопоставили ме хорошо видно, что российские автомобили можно отнести к трем ценовым групотечественные автомобили.пам. В первой-дешевая 'Ока", которая все-таки хуже, чем можно ожидать; во втоОстается одна проблема рой - своих денег стоят "Жигули" и АЗЛК, а ИЖ безнадежно отстает; в третьей как быть лентяям. Не каждый же лидирует "Самара", а остальные не дотягивают до приемлемого качества. соберется интервьюировать деКстати, если бы мы использовали для составления диаграммы, допустим. сяток-другой знатоков. Что же, ответы профессиональных таксистов, или жителей Крайнего Севера, или друесть выход ив этом случае. Отыгой какой-то группы - расположение машин было бы иным!ориентироваться на претензии владельцев новых иномарок. Впрочем, верно и обратное. Определившись с кругом советчиков, предложим им оценить каждый вариант покупки в баллах. Ясное дело, максимальная оценка для всех экспертов должна быть одинакова. Выберите сами, что по душе - школьная пятибалльная система, десятибалльная, а может, стобапльная. Сложим оценки для каждого вида товара, сумму разделим на число опрошенных экспертов, и в наших руках окажется еще одна таблица - средние оценки каждой модели аккумуляторов (или шин, автомобилей). Осталось последнее и самое интересное - построить диаграмму. По горизонтали на нейразобьет соискателей покупательского интереса на два лагеря. Те, что оказались выше, как нетрудно понять, превосходят уровень качества, которого стоило бы ожидать за такие деньги. Те, что ниже - напротив, не дотягивают. Совершенно очевидно, в этом случае продавцам придется предлагать покупателям нечто, восполняющее недостаток реальных потребительских свойств - ну, допустим, имидж "самого старого производителя качественных шин" или 1единственного по-настоящему спортивного автомобиля". Но ведь это рекламный трюк - хотите ли вы на него попасться? Таким образом, в любой ценовой группе мы способны выделить фаворитов и аутсайдеров и, соответственно, выбратьщите в литературе(или в прессе) сравнительный тест, авторы которого исследуют интересующие вас изделия. Нашли? Прекрасно. Теперь в графу "качество" вы сможете подставить любой численный параметр, проверявшийся в экспериментах, - напряжение на 40-й секунде разряда, высоту преодолеваемого сугроба, суммарный объем салона и багажника - да мало ли что еще покажется вам наиболее важным. Не запрещается использовать и итоговые оценки (не места, а именно оценки), выставленные специалистами, -эти приемы, конечно, повысят точность метода. В любом случае вы наверняка найдете новый, прежде ускользавший от вас взгляд на проблему выбора.ЗР 6/9977