20
21
Рычажок "зима-лето" на вашей машине давно уже в правом положении. А мы сегодня вспомним о соли, которой посыпают дороги зимой.В начале года немецких автомобилистов взбудоражило известие: сопь, которой щедро посыпали упицы из-за обильных снегопадов, опасна! Она увепичивает тормозной путь некоторых автомобипей чуть ли не в два раза! Специалисты клуба ADAC спешно провели дорожный тест. Их вывод был однозначен: некоторые солевые противогололедные растворы, въедаясь во фрикционный материал тормозных колодок, резко снижают коэффициент трения. Причем это зависит как от свойств фрикционного материала, так и от состава Чаще всего для борьбы с гололераствора. Результаты оказались столь пладом в России применяют обычную повачевны (см. график 1 - немецкий), что фирма ренную соль (NaCI). В некоторых региоАуди" раскошелилась на бесппатную замену нах в нее добавляют еще реагенты, коколодок у ряда своих моделей. торые препятствуют слеживанию. Для А не проверить пи и нам, наскопько Москвы на будущий год планируют часколодки отечественных автомобилей подтичный переход на препарат НКММ, созвержены такой опасности - в России снеданный на основе нитрат-кальциевога-то побопьше бывает? Объектом экспемагниевой мочевины. Это, в сущности, римента стало воздействие солей, испольобычное удобрение, которое, в отличие зуемых в наших условиях, на эффективот соли, не вредит природе. Правда, НКММ на порядок дороже и потому ность торможения.Денис БОРОВИЦКИЙвряд ли получит широкое распространение вдали от столицы. В некоторых наших областях в арсенал дорожников входит так называемый бишофит - природная смесь, где основную "антиобледенительную" роль играет хлорид магния MgCI2 та самая соль, которая так скомпрометировала себя в Германии. Для эксперимента в магазине были приобретены передние тормозные колодки переднеприводных ВАЗов двух отечественных - ТИИР из Ярославля и Егорьевского завода асбестовых технических изделий (ЕЗАТИ), а также двух зарубежных производителей ДАФМИ (Украина) и ICER (Испания). Противоголопедными составами поделились московские дорожники. Новые - гарантированного качества изделия мы, как и положено, сначала притерли к диску. Измерили тормозной момент (тест 1), а также усилие, при котором фрикционная накладка отрывается от стального основания при нагружении "на20ЗР 6/99 сдвиг" (тест 2). Как и ожидалось, в "неразмеченном" состоянии все они удовлетворяли требованиям стандартов, в том числе достаточно жесткого вазовского. Затем их на 48 часов поместили в 50%-ные растворы соответствующих солей. После купания "пловцов" разделили на две группы, каждая - для своего теста, повторипи испытания, и... Выводы немцев подтвердились! Хотя и не в полной мере. Что случилось с коэффициентом трения? Анализируя полученные данные, эксперты пришли к выводу: все препараты в среднем на 10-12% ухудшают фрикционные свойства всех колодок. При этом, в отличие от результатов, полученных ADAC, наиболее агрессивной показала себя самая распространенная сопь (NaCI). Она снизила коэффициент трения продукции марки ТИИР примерно на 35% для влажных колодок и на 25%, когда они уже высохли (график 2). Немногим лучше при встрече с поваренной солью повепи себя остальные "подопытные". Воздействие растворов солей отрицательно сказалось и на прочности соединения фрикционного материала с металлическим основанием (график 3). Впрочем, это относится топько к изделиям ТИИР и Егорьевского завода. У колодокICER и ДАФМИ прочность соединения не изменилась. Они "устояли" благодаря мощной клеевой подложке, прочным шипам и хорошей адгезии клея к фрикционному материалу и металлическому каркасу. Справедливости ради отметим, что даже аутсайдеры с запасом перекрыпи требования Правил № 90 ЕЭК ООН 2,5 МПа, но на сей раз уже не "вписапись" в вазовские (требования ТУ ВАЗ - 4,74 МПа). Эксперты обратили внимание на то, что у колодок каждого из отечественных производителей разброс показатепей бып достаточно велик - свидетельство нестабильности технологии производства (скажем, не всегда одинакова толщина клеевого слоя). Так что же делать с колодками, "попорченными" сопью? Стоит ли на них надеяться? Может быть, "зараженный" слой быстро сотрется? Эксперты советуют не драматизировать ситуацию, и все-таки на эти вопросы ответить однозначно трудно. Вопервых, мы проверяпи не все представленные на рынке колодки (хотя, уж если заведомо качественные ухудшили свои показатели, то что произойдет с "левыми"?). Во-вторых, условия эксперимента не полностью повторяют условия зимней эксппуатации: двое ЕЗАТИ суток сопеного "купания" это не три месяца зимы...График 2. Падение фрикционных свойств материала колодок, %. График 3. Прочность соединения металлического каркаса колодки с фрикционной накладкой, МПа.3юГ)] >* z ;1 х ° 2 ( « • го * • ашX лЁ1Шв°ВшИНАША СПРАВКА СПЫТАНИЯ проводились в лабаратории тормозных систем НАМИ на специапьном стенде, имитирующем тормозной механизм автомобиля ВАЗ-2108. Здесь инерционная масса (проще говоря, специальный маховик) разгонялась до скорости вращения, соответствующей нормативной скорости автомобиля 80 км/ч (испытания типа "0" по Правилам № 13 ЕЭК ООН), и затем тормозилась до полной остановки при давлении в тормозном приводе 8,0 МПа. Температура в зоне трения была постоянно +100°С. В отпичие от немецкого, наш эксперимент не учитывал влияние состояния дороги, колес и подвески автомобиля. Возможно, именно поэтому полученные цифры не выглядят так устрашающе, как на графике 1. Тем не менее задуматься они заставляют.I ' 1АФМИ]ICERТИИРНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ 1. В любом случае надо проверять состояние коподок после зимней эксппуатации. Если они заметно изношены, лучше заменить сразу, не дожидаясь предельно допустимых по инструкции миллиметров. 2. Следует заменить колодки и тогда, когда они сильно корродировали. Многим это покажется странным, но вместе с каркасом нередко ржавеет и сама накладка, поскольку в рецептуру многих фрикционных смесей входит стальная вата, призванная повышать термостойкость и прочность накладки. 3. Когда фрикционный материал начинает разрушаться под действием дорожного рассола, зачастую поверхность тормозного диска покрывается черной (или бурой) пленкой, в которую спекаются соль, дорожная грязь и остатки накладки. Если заметите что-то подобное - колодки замените немедленно, а рабочие поверхности тормозных дисков очистите металлической щеткой или мелкой шкуркой! 4. Если от соли сильнее страдают более открытые дисковые тормоза, первым "звоночком" к замене колодок можно считать исчезновение "клевка" машины при резком торможении. Затем постепенно растет усипие на педали, необходимое для блокировки передних колес. Вскоре она становится вовсе невозможна, а задние тормоза (если они барабанные) начинают "схватывать" ощутимо раньше передних. А тут и до заноса недалеко...ЗР 6/9921