150
151
КЛУБАВТОЛЮБпэтшПо тормозамДЕРЖАТЬ НАМЕРТВО!Лицензии фирмы "Лукас"используютдаже изобретательные японцы.Антон УТКИН ки в стране были, в основполовинки, как в оппозитном суппорте, ном, трофейные или антикгде жидкость, нагреваясь от стенок, моварные, хозяин латаной-пе- жет закипеть. И снова идея (разумеется, релатанной "сборной солянс опозданием) была заимствована тем ки" гордо говорил: "Зато геже АЗЛК: на "Москвиче-2141" применили нератор "родной" - "Лукас"!". "Аннетту" в упрощенном варианте - блок Впервые оценить английоднопоршневых цилиндров плавает вмеское качество мне довелось сте с ярмом. в мотоциклетной юности. Главный недостаток такой конструкПолучив в приданое к очеции - открытые всем ветрам направляюредному "лендлизовскому" щие. Со временем детали ржавеют, что аппарату кучу железного затрудняет ход ярма и вызывает неравнохлама, я откопал в ней маг- мерный износ колодок. Впрочем, это не дино "Лукас". Поблескиваюмешает "Москвичу" выпускать устаревшие щая золотистыми обмоткатормоза и по сей день. ми машинка показалась тогА при дворе короля Гирлинга фрейда венцом инженерной мыслейн Аннетта недолго была фавориткой ли. Использовать ее по наее сменила красотка Колетта (Colette), значению было просто жалкоторая в любой день надежно защищена ко - поставил в сервант... от влаги, соли и грязи, поскольку плавает Второе по важности на смазанных цилиндрических пальцах, направление после электзакрытых резиновыми чехлами (рис. 3). рооборудования - автомоНа сегодняшний день это самый распробильные тормоза. Немностраненный в мире тормозной механизм гие знают, что старейшие - лицензии на его производство купили английские "тормозные" многие производители автомобилей и их фирмы "Бендикс" (Bendix) комплектующих. Перед творением инжеи "Гирлинг" (Girling) принеров из Кобленца сняли шляпы даже надлежали "Лукасу" еще японские коллеги - большинство их автополвека назад. Завод "Гирмобилей сходят с конвейеров с лицензилинг" в Кобленце был пущен в 1961 году по договоренности с концерном "Форд", немецкий филиал которого, расположенный неподалеку (80 км) в Кельне, требовал все больше и больше комплектов мощных дисковых тормозов. На тот момент считалась передовой конструкция тормозного механизма с оппозитными поршнями (рис. 1). К середине 70-х она морально устарела и... дошла до России - четырехпоршневые скобы по лицензии "Гирлинг" внедрили на "Москвиче-2140". В Кобленце тем временем освоили новый механизм, названный женским именем "Аннетта" (Annette) (рис. 2), с плавающим ярмом 3, неподвижным суппортом 7и двумя раздвижными поршнями в одном цилиндре. По сравнению с предшественником он не боится перегрева 2 даже после многократных торможений - Рис.31. Механизм оппозитного типа: 1 - диск; - - поршни; и 5 - половинки корпуса; 4 - колодки; 6 соедив нем нет тонкого канала, соединяющего нительные каналы.Старинный немецкий город Кобленц на слиянии Рейна и Мозеля знаменит не только гигантской статуей Вильгельма I здесь делают тормоза "Лукас". Это имя в автомобильном мире звучит не менее громко, чем, скажем, "Ай-Би-Эм" в компьютерном. И та, и другая фирмы в своем деле стояли у истоков. В прошлом году "Лукас" вошел в состав американского концерна TRW - это была крупнейшая в истории ($7 млрд.) сделка производителей автомобильных деталей. Началось все в 1875 году, когда англичанин Джозеф Лукас решил делать электрические фонари для морских судов. Впоследствии к нему и обратились конструкторы первых английских мотоциклов и автомобилей с заказами на приборы электрооборудования. Нашим автомобилистам фирма больше известна отличными генераторами. Еще в те времена, когда иномар150 3/2000 ЗР онными узлами "Колетта". На этот раз не прогадали и наши - ВАЗ приобрел лицензию "Лукаса" на тормоза для всех переднеприводных машин, а ГАЗ - для канувшей в небытие представительской модели 3105. Сегодня такими оснащают все легковые и грузовые автомобили Горьковского завода. Всего в мире за 20 лет выпущено 300 миллионов (!) механизмов "Колетта": одно-, двухпоршневых, с механизмом стояночного тормоза и без оного - в общем, когда нужен легкий, компактный и недорогой узел, применяют именно его. И лишь на особо мощные и скоростные машины ставят дорогие многопоршневые конструкции. Но и здесь "Лукасу" есть чем ответить итальянцам из "Брембо" и японцам из "Акебоно" - его здоровенный узел модели НР-2 (High Power, то есть "высокомощный") содержит четыре поршня и четыре тормозные колодки. Такие идут на серийную комплектацию 360сильных "ауди" - А8 и S8. Завод поразил рациональностью ничего лишнего, зато предусмотрена каждая мелочь. Никаких капитальных сооружений, все цеха - одноэтажные ангары, Тотальной автоматизации не предусмотрено - роботы выполняют лишь отдельные операции, например сборку гидроцилиндров, а в основном станки и линии работают под управлением людей. Система приемки очень жесткая - бракованная деталь неминуемо застрянет по пути на сборку. Все узлы тормозов, которые здесь делают (суппорты, главные и рабочие цилиндры, вакуумные усилители, диски, барабаны, колодки и шланги) отвечают более высоким нормативам, чем это предусмотрено европейскими стандартами. Например,новейшая директива ЕСЕ R90, определившая требования безопасности к тормозным колодкам и вступившая в сипу всего лишь в октябре прошлого года, заметно мягче собственной программы испытаний "Лукаса". К тому же она не учитывает таких обязательных здесь критериев, как долговечность, комфортность, скорость приработки. Но самое интересное - заводской исследовательский центр. Около полусотни абсолютно новых машин, в основном немецких марок, застыли на подъемниках огромного ангара. Фирма "Лукас" регулярно покупает автомобили "на растерзание" снимает родные узлы тормозных систем и ставит взамен экспериментапьные. В 50 километрах от Кобленца есть полигон, где все это испытывают в запредельных режимах, не щадя ни машин, ни оборудования. Вот ждет своей участи сверкающий вишневым "металликом" "Мерседес-А160". Передние колеса сняты, и в арках сверкают свеженьким литьем какие-то необычные, "секретные" суппорты XXI века, может, их пока всего одна пара. Удержат ли они эту машину или только следующую, после доработки? Кстати, знаменитую систему стабилизации А-класса делает не кто-нибудь, а именно "Лукас" - вон в том цехе, через дорогу...привода в ближайшие 10 лет, зато "электрический ручник" в Кобленце уже запустили в серию. Показали мне и лабораторию АБС, где, как в музее, собраны узлы этих систем, начиная от самых первых, интегрированных с главным гидроцилиндром, до новейших, вполне способных заменить умелого водителя. Кое-что из новинок мне довелось опробовать в деле, например, прокатившись на БМВ-740 с двухсекционным вакуумным усилителем. Ощущение педали неподражаемо: ведь при обычном, служебном торможении работает лишь одна камера, вторая подключается, только если педаль хорошенько прижать. Иными словами, достигнув высот в надежности и безотказности, фирма может заняться мелочами, например решая так называемую проблему "защиты от дурака" - это позволит без опасения доверять мощнейшие, почти "гоночные" тормоза любым, даже самым неопытным водителям.Рис. 2. Тормозной механизм "Аннетта": 1 - диск; 2 - колодки; 3 - ярмо; 4 - наружный поршень; 5 - трубка подвода жидкости; 6 - внутренний поршень; 7 - суппорт.В общем, настоящая цитадель передовой науки, причем все, что придумали конструкторы, оперативно воплощается в металле и идет на испытания. Ну а конечные результаты труда инженеров и рабочих мне показали на огромном складе: 17 тыс. наименований суппортов, колодок, А вот БМВ-528 с поднятым капотом. цилиндров ждут покупателей. Именно сюВместо главного цилиндра - непонятная да приезжают за товаром дилеры "Лукакоробочка, от которой отходит разноцветса", в том числе и российские. Кстати, почный жгут. "Без комментариев, - пресекает ти любые узлы тормозов для "волг", "самое любопытство гид. - Смотреть можно, мар" и "москвичей" можно заказать здесь. а спрашивать не нужно". Все ясно - это и А, скажем, передние тормозные колодки есть "торможение по проводам", идеей ко"Лукас" имеет смысл покупать всем, кто торого сейчас озабочен не только "Лукас", много и быстро ездит - они почти не изнано и его маститые конкуренты. Никто не шивают диски. обещает полностью отказаться от гидроВпрочем, на складе "автомаркет" лишь малая доля продукции - в основном "Лукас" работает на конвейеры автозаводов, почти полностью закрывая потребности БМВ, "Ауди" и частично "Мерседеса", "Форда", "Опеля", "Фольксвагена". И это только немецкие - в Англии, Франции и других странах у "Лукаса" тоже есть заводы, снабжающие тормозами местных автопроизводителей . В заключение - цены, по которым некоторые запчасти "Лукас" можно купить в Москве в розницу. Для ВАЗ-2108-2112: тормозные колодки передние (комплект) 360 руб., задние - 500 руб. Для "Ауди-80" 1990 года выпуска: тормозные колодки передние - $26, задние - $25, диск тормозной передний - $33/шт., суппорт передний - $100/шт. Для "Тойоты-Королла" 1998 года: тормозные колодки передние - $41. Рис. 3. Механизм "Колетта": 1 - диск; 2 - рама; 3 - корпус; Да, дорого. Но ведь это "Лукас"! 4-колодки: 5-поршень; б-защитный чехол; 7-направляющий палец.ЗР 3/2000151