АКТУАЛЬНОЖалуйтесь ГАРАНТИЯ НЕМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ Дума прошлого созыва успела на прощание принять закон "О внесении изменений и дополнений..." (вступил в силу 20 декабря 1999 года), который существенно расширил права потребителей. Читателей, разумеется, прежде всего интересует, что выгадают автомобилисты. Отныне (наконец!), если потерян кассовый или товарный чек или справка-счет, ваши претензии к качеству товара должны быть приняты. Это радует, ведь чеки легко теряются, причем еще до обнаружения недостатка в товаре. Не говоря о том, что во многих магазинах автозапчастей чека и вовсе не допросишься. Со справкой-счетом тоже истории случаются. Покупаешь автомобиль, например, в салоне с одним названием, а в справке-счете - другое (в ПТС - третье). В результате никто ни за что не отвечает. Теперь таким фокусам можно противопоставить лю бые доказательства того, что машина куплена именно в этом месте, хотя бы свидетельские показания жены и друга. Другое новшество в законе: если гарантийный срок на товар не установлен, то покупатель вправе предъявить претензии к качеству в течение двух лет после передачи ему товара, причем не только изготовителю, но и продавцу. Неплохо! Торговцам запчастями нынче сто раз придется подумать, прежде чем класть на прилавок детали "с переборки". Раньше-то легко было свалить недостатки "деланных" запчастей на безымянный завод. Еще одно радостное известие: отныне по закону гарантийный срок на комплектующие не может быть меньше, чем гарантия на товар в целом. Если раньше нужно было доказывать инженеру по гарантии, что сцепление - часть машины (и умолять заменить его бесплатно), то теперь это прямо установлено законом! Пусть инженер попробует доказать обратное. Более конкретно сказано в новой редакции закона ио так называемых навязанных услугах. "Продавец не вправе без согласия потребителя выполнять 14 3/2000 ЗР дополнительные услуги за плату". А ессвои законные права. Удручает одно: кроли такие услуги вы уже ненароком оплатиме словесной дубинки, у него, по сути, нили (их стоимость была попросту включена чего больше нет. Что может рядовой грав цену товара), то вправе потребовать жданин с потрепанной книжкой закона в возврата уплаченной суммы. Кстати, накармане? Скажем прямо - немного. Стоит вязчивый сервис встречается сплошь и пару раз "пнуть" этого гражданина, и он рядом в виде "обязательных" противоугонуже готов послать дело ко всем чертям. За нашего потребителя никто не стоных маркировок, антикоров и "улучшенит горой. Попробуйте выиграть крупный ной" резины. Важнейшим пунктом дополнений к заиск в российском суде, тем более - взыкону "О защите прав потребителей" стали скать ущерб! А многочисленные государновые сроки выполнения требований поственные инспекции, службы контроля за требителя. Если раньше устранить нерынком, сертификационные службы, надостаток товара вам обязаны были за логовые инспекции и управления по борь20 дней (будь то замена стартера бе с экономическими преступлениями? Нет, они, конечно, что-то предпринимают... Но, скажем откровенно, настоящего боевого рвения не проявляют. Результаты пожинаем мы все, когда, открывая сервисную книжку или инструкцию по эксплуатации автомобиля, натыкаемся на пункты, прямо нарушающие закон (см. ЗР, 1999, № 2). Когда прилавки наводняют несертифицированные запчасти неизвестных производителей. Когда в автосалоне нам пытаются сбыть не одобренную по российским стандартам иномарку! Когда требование взять брак обратно встречают искренним удивлением в многочисленных "серых" автосалонах и мелких магазинчиках запчастей.С14ЛЫНАЯ РУКА< ч ^^^a^lfi" 4Новые дополнения к закону "О защите прав потребителей".Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ или замена кузова), то теперь (присядьте, если стоите!) вы можете требовать, например, от СТО устранить "гарантийный" дефект немедленно! Если, конечно, иной срок не предусмотрен письменным соглашением. Вот это обещает сильнейшую встряску особенно для "нашенских" фирменных сервисных сетей. Глядишь, отучатся футболить клиентов. (Хотя, если честно, верится с трудом.) ОДИН В МАГАЗИНЕ НЕ ВОИН Итак, закон стал намного "сильнее", чем прежде. Потребитель получил в руки еще более мощное оружие в борьбе заДа, мы имеем сильный закон - один из самых жестких в мире по отношению к нарушителям потребительских прав. Теперь надо понять: чтобы он стал действенным, нужен сильный потребитель. Готовый защищать свои права, надеясь только на себя или (если позволяет зарплата) на своего адвоката. Культурный, далекий от потребительского экстремизма, но наделенный чувством собственного достоинства и требующий уважения к себе и закону. Наверное, кому-то ужесточение и без того достаточно строгого закона покажется чрезмерным. Но давайте рассматривать его как эффективный способ повернуть наши промышленность и сферу обслуживания лицом к потребителю. А значит, стимулировать повышение их конкурентоспособности, приближение к мировым стандартам. D