116
117
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Адвокатские историиНедобросовестная экспертиза чуть было не стала причиной осуждения невиновного.Владимир КАЛИНИЧЕНКО Загрузив свой "Вольво-940" продуктами, Алексей П. к вечеру выехал из Москвы навестить семью, которая отдыхала в деревне. Узкая, метров шесть, загруженная дорога Москва-Иванцевичи не позволяла разогнаться. Да водитель и не пытался: безлунное небо, темный асфальт без разметки - дорожные условия заставляли быть осторожным, При спуске к деревне Коски какойто встречный автомобиль светил дальним, и Алексей, призывая к вежливости, первый переключился на ближний свет. Страшный удар в ветровое стекло был настолько неожиданным, что экстренное торможение Алексей применил лишь мгновение спустя, осознав, что произошло столкновение. Остановившись через несколько десятков метров, он выскочил из машины, стекло которой было разбито вдребезги, а капот справа помят, и бросился назад. "Неужели лось?"- подумал на бегу, и тут в свете фар тормозившей машины увидел на обочине два неподвижных тела. Юноша и подросток были мертвы. Наутро следственным отделом Рославльского ГОВД было возбуждено уголовное дело в отношении Алексея П. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет. Алексей, в шоке от происшедшего, отвечал на вопросы следователя, подписывал какие-то бумаги, все время прокручивая в голове случившееся, в котором отчетливо запомнил только дальний свет фар встречной машины. Об этом удрученно и сообщил следователю. Арестовывать Алексея не стали, и он уехал домой. Спустя три месяца пришла повестка. В Рославльском РОВД предъявили обвинение и "обрадовали": в лучшем случае можно рассчитывать на пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Немного раньше Алексей обратился к автору этих строк и адвокату Павлу Юшину. По его просьбе мы привлекли также специалиста Экспертно-консультационного центра по дорожно-транспортным происшестви-В дорогуПринципиальных отличий, конечно, нет. Но, как говорили в старину, дьявол кроется в деталях: тот, кто ездит по Украине, придерживаясь ПДД РФ, обречен на штрафы и малоприятное общение с инспекторами. Итак, о лукавых деталях. Обгон. Если в России он запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, то на Украине - "ближе 50 м перед переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта". Нельзя обгонять на Украине и по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (в России разрешено). Остановка. Законопослушный российский водитель, соблюдая пункт 12.4 родных ПДД, смело остановится в 5-6 м перед пешеходным переходом или непосредственно за ним. И рискует стать "клиен11В 3/2000 ЗР том" украинского автоинспектора: у соседей нельзя останавливаться ближе 10 м от переходов с ОБЕИХ сторон. Будьте бдительны ив районе посадочных площадок маршрутного транспорта: на Украине запретная зона возле них не 15, а 30 м. А на эстакадах, мостах и путепроводах остановка не допускается даже тогда, когда они имеют больше двух полос в данном направлении. Расположение на дороге. В российских населенных пунктах водитель вправе использовать наиболее удобную для себя полосу движения (хоть ис определенными ограничениями - см. раздел 9 ПДД). На Украине же выезд на крайнюю левую полосу данного направления разрешается лишь тогда, когда остальные заняты - ну и, естественно,Н И ГВОЗДЯ ВАМ,Правила дорожного движения Украины отличаются от российских.Леонид САПОЖНИКОВ для поворота налево, обгона и разворота. Автора не раз пытались штрафовать на совершенно пустынных ночных киевских проспектах за езду по левой, лучше освещенной полосе... Применение специальных сигналов. В России красный проблесковый маячок на крыше автомобиля спецслужбы может служить дополнением к синему (п. 3.1), на Украине же он гораздо "круче" своего синего собрата. Последний велит всего лишь уступить дорогу, а красный требует от попутных водителей "Остановиться возле правого края проезжей части", причем, если дорога не имеет разделительной полосы, то же самое обязаны сделать и встречные. Приближаясь к стоящему автомобилю с включенным проблесковым маячком красным или синим, водитель должен остановиться и продолжать движение только с разрешения регулировщика. Знаки. Очень полезно запомнить знак, которого в России нет: в белом круге с красной кай- ям Московского государственного автомобильно-дорожного университета, кандидата технических наук, доцента Е. Осепчугова. Мы знакомы с Евгением без малого 20 лет, с тех пор, как вместе занимались расследованием 'ДТП века", в котором погиб первый секретарь ЦК Белоруссии Машеров. Алексея обвинили в том, что, будучи ослеплен фарами встречной машины, не снизил скорость движения до безопасной, грубо нарушил пункты 1.1, 1.3, 1.5, 10.1 и 19.2 Правил дорожного движения и совершил наезд на двух граждан, имея техническую возможность предотвратить ДТП. Как ни удивительно, свидетелей происшествия не оказалось (хотя такие были - их не сочли нужным записать сотрудники ГИБДД), а прочитав материалы дела, мы обнаружили странные несовпадения. Фотоснимки с места происшествия, да и протокол его осмотра были сделаны значительно позже дня ДТП. осмотр и проверку технического состояния машины проводили без обвиняемого (хотя его фамилия указана в протоколе). Нигде не зафиксировано. что в "Вольво", кроме водителя, был груз - более 300 кг. Еще больше вопросов вызывали результаты автотехнической экспертизы. Судя по всему, эксперт принял от следователя так называемое промежуточное постановление,установочную часть которого и изложил как свое собственное описание! Эксперт умудрился по якобы известным ему телесным повреждениям на трупах определить скорость двигоре-эксперт даже не явился на процесс жения автомобиля (в науке не существует дать показания. Результат - дело возвращено на дослетаких методов!). Мы легко уличили его во лжи, тем более что его заключение было дование. а спустя восемь месяцев вынесено сделано намного раньше, чем появился постановление: прекратить уголовное дело акт медицинского исследования трупов по обвинению Алексея П. за отсутствием в (кстати, погибшие были в состоянии сильего действиях состава преступления. Невинный человек остался на свобоного алкогольного опьянения). Горе-эксперт внес неизвестные ему данные в матеде, справедливость и закон восторжествоматическую формулу расчета скорости аввали. Я и мои коллеги можем гордиться томобиля, использовав устаревшие метоудачной работой. Но не дает покоя мысль: дические рекомендации, отмененные ГОСсколько подобных историй закончилось неТы и при этом допустил еще элементарные благополучно! Только потому, что ошибарифметические ошибки. Заключение его лась (была недобросовестной или просто было: Алексей П. ехал со скоростью 71 не проводилась) экспертиза. По существукм/ч (поразительная точность, до одного ющему Уголовно-процессуальному кодексу километра!) и имел техническую возможправом назначения любых экспертиз (причем исключительно в государственных учность предотвратить наезд. реждениях) наделены только правоохраПришлось ехать в Рославль и провонительные органы. Как часто адвокаты ходить собственные эксперименты. И первое, датайствуют о проведении следственных что увидели: даже место происшествия экспериментов и экспертиз, но получают Коски - в деле указано неверно! Наезд слуотказ! А ведь речь идет о судьбах людей, о чился в трех километрах от населенного восстановлении истины, о правосудии. пункта, где дорога пролегает через лес. В Необходимость внесения изменений в полной темноте потерпевшие, изрядно выКодекс назрела. Адвокаты должны иметь пив, шли по проезжей части в деревню. право назначать консультативные эксперЭтот и прочие многочисленные "лятизы, причем привлекать к ним не только пы" наш эксперт Е. Осепчугов сумел аргугосударственные (зачастую ведомственментированно показать суду. И хотя ные) учреждения. И дело Алексея П. - напредставители потерпевших и их знакоглядное тому подтверждение. мые, присутствовавшие в зале, были наМатериал предоставлен фирмой строены крайне агрессивно по отноше"Правозащита "За рулем". нию к Алексею, судьи не могли не прислушаться к нашим пояснениям. Местный же•НИ-£Ж ЕЗЛАмой надпись STOP и под ней "Контроль". Он запрещает проезд без остановки перед милицейскими и другими контрольными пунктами (за исключением разве что таможенных - у них свой знак). На стационарных постах ГАИ, которые встречаются на украинских дорогах "часто-густо", его любят прикреплять к сдвижному шлагбауму. Днем шлагбаум может перекрывать только правую полосу, оставляя вашу, левую, свободной, но не делайте отсюда опрометчивый вывод, что остановка необязательна. Пешеходы. Украина старается выполнять заповедь одесВертолет Запорожской ГАИ патру лирует участок трассы Харьков Симферополь.***т,ПДД Украины требуют, чтоситов Ильфа и Петрова: "Пешебы на механическом транспортходов надо любить". Главное право пешехода на Украине - ном средстве иностранца были номерной "преимущество при переходе "регистрационный знак, буквы которого соответстпроезжей части по обозначенным нерегулируемым пешеходвуют латинскому алфавиту, а ным переходам". Другими словатакже отличительный знак госуми, в этих местах водители обядарства. в котором оно зарегистзаны его пропускать, чего в Росрировано". Обратите внимание: сии не требуется (см. п. 4.5 ПДД "А ТАКЖЕ"! Поэтому украинский РФ). "Из-за этого различия наши автоинспектор вправе считать водители, привыкшие к бесцеревас нарушителем при отсутствии монному обращению с пешехона автомобиле белого овала с будами, часто попадают на Украиквами RUS. Ваше объяснение, не в неприятные ситуации", - что эти буквы есть на номерном просит передать читателям ЗР знаке, вызовет снисходительную Александр Иванов, зав. консульулыбку: "Номерной знак - это вам не "Твикс", где два в одном!"... ским отделом посольства РФ. Так что не давайте инспекХорошо, что украинские штрафы не назовешь драконовтору повод блеснуть остроумием. скими - в пересчете с гривен, Наклейте "P.US", захватите с соот полутора до трех долларов бой эти советы - и в дорогу. Как за превышение скорости в пренапутствуют на Украине водитеделах 20 км/ч и от трех до шеслей, "ни цвяха вам, ни жезла"! П ти - за более лихую езду. ЗР 3/2000 117