46
47
ИСПЫТАНИЯНаше знакомствоотомокПомните муровский автобус ЗИС-8 из легендарного фильма "Место встречи изменить нельзя"? Недавно на свет появился его правнук.Сергей КАНУННИКОВ. Анатолий КАРПЕНКОВ. Давненько московский завод не представлял капотных автобусов. По месту рождения и компоновке 15-местный ЗИЛ32501 - прямой потомок заслуженного "Фердинанда", 65-летнего старичка ЗИС-8. Понравится ли пассажирский "Бычок" наследникам дела Жеглова и Шарапова? Впрочем, мирной работы тоже хватает. Можно по-заокеанскому примеру подогнать компактный автобус к школе. А еще поговаривают, что именно такие машины станут московскими маршрутками. Покатаемся, попробуем, прикинем... Яркая красная кнопка, которой можно открыть или закрыть двустворчатую дверь снаружи, доступна любому прохожему. "Зато" внутри кнопки аварийного открывания двери мы так и не нашли. Светлый салон показался уютным благодаря матерчатой обивки сидений. Для езды стоя автобус не приспособлен, инструкция по эксплуатации перевозку стоящих пассажиров запрещает - потому-то, очевидно, сверху нет поручней. Высокий потолок понравится 46 з/гооо ЭР всем: и детям, и особенно взрослым - спешащей группе захвата или добропорядочным пассажирам городской маршрутки: перемещаясь по салону, не надо сгибаться в три погибели.Пока знакомились с интерьером, автономный обогреватель быстро и уверенно "протопил" просторный салон. Забраться с улицы на место водителя или сидящего рядом с ним пассажира непросто - поручень не под рукой, ступенька слишком утоплена. Шести регулировок водительского сиденья хватит любому, адлина подушки маловата даже для коротконогих. Отрегулировать рулевую колонку не удалось - затягивал ее кто-то очень сильный. Завели... Ой! Старина 'Фердинанд" работал тише! Рычание минского дизеля отчетливо напоминает о первоносителе агрегата - тракторе "Беларусь". О приближении "скул баса" ученики узнают задолго до въезда "Бычка" в школьный двор, да и милиционерам не удастся подкрасться к "малине" незаметно. Пассажиры маршрутки минуток пятнадцать- двадцать, конечно, потерпят неприятный шум. Особенно те, кто сидит сзади - вдалеке от мотора. Но каково будет водителю? Характеристики двигателя плохо, вернее, никак не согласованы с параметрами трансмиссии. Отсюда необходимые шоферу "Бычка" и неожиданные для дизе- "<рЕРДИНАНДА"ля приемы езды. Даже на пустом автобусе надо стартовать, вопреки "грузовой" традиции и схеме переключения передач, с первой (научиться ее "втыкать" - отдельная наука), раскрутить мотор и, быстро прогнав рычаг справа налево, включить вторую. Пренебрегшие этой операцией неизбежно сожгут сцепление. Чтобы хоть как-то держаться в городском, в основном легковом, потоке, приходится постоянно давить педаль газа в пол и быстро действовать рычагом. С такой динамикой за преступниками не погоняешься: "Не отставай, Копытин!" - "Как же, не отставай! У "Студера" мотор - втрое!" Добавить машине резвости, а шоферу уверенности помогут регулировки топливного насоса и хода педали газа, обязательные к исполнению даже на совсем новой машине. Управлять автобусом не то чтобы очень легко. Речь не о чрезмерных усилиях: рулевое управление малоинформативно. Да еще после поворота приходится торопливо возвращать тонкую, пружинящую в руках баранку в исходное положение. К слишком большому свободному ходу педали тормоза ик хитрой связи между перемещением педали и замедлением, наверное, можно привыкнуть. Но водителей, вынужденных целый день колесить по запруженным улицам, эти особенности не обрадуют. Явный плюс ЗИЛа - наличие АБС. Она поможет справиться с неудобным приводом тормозов, особенно на скользкой дороге. Напоследок еще один неприятный сюрприз. При попытке закрыть водительскую форточку раскололось... обычное оконное (!) стекло. В автомобиле, тем более автобусе, такому стеклу не место! Совет будущим пользователям: форточки лучше не трогать. Их крепления ненадежны - это подтверждают опытные шоферы "бычков". Потеснит ли ЗИЛ-32501 прописавшиеся в городах "газели"? В непритязательном нижегородском вагончике только на два места меньше, зато он более юрок и динамичен.Общие данные: число мест -15: полная масса 5935 кг; радиус разворота - 7 м; максимальная скорость - 95 км/ч; контрольный расход топлива -12 л/100 км. Размеры, мм: длина - 6670; ширина - 2210: высота - 2900: база - 3650. Двигатель: дизельный, рядный четырехцилиндровый Д-245.12; Я мощность - 77 кВт/105 л. с ; максимальный крутя_щий момент- 357.6 Нм при 1400 об/мин. Тормоза: передние - дисковые, задние - барабанные.Конечно, дизельный двигатель позволит экономить на эксплуатационных расходах. Но ведь московская новинка стоит 320 000 рублей - почти в три (!) раза дороже ГАЗа. В городе правнуку 'Фердинанда" тесно и неуютно. Легче представить "Бычок" на загородных маршрутах, где можно долго пилить" без манипуляций рулем, разгонов и торможений. Там, на просторе, такой автобус пригодится и детишек в школу возить, и бригаду на дальнюю делянку доставить. Его стихия так называемые дороги с усовершенствованным покрытием. Обслужить и отремонтировать машину смогут в любой мастерской. В этом плане отечественные комплектующие и дорогой, но известный любой МТС минский тракторный двигатель достоинство. Работы у автобусов, особенно в России, хватает. Окончательную судьбу московской новинки решат покупатели. Им взвешивать все "за" и "против".DЗР 3/200047