52
53
ТЕХНИКА ОбозрениеКУЗОВ В ЗЕРКАЛЕПусть вам не кажется, что эта "железяка" намного проще современного двигателя. Создать "правильный" кузов ничуть не дешевле и не легче.Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ всем правилам столярного искусства (соединения "в шип" на клею - никаких гвоздей!) из прочного бука или ясеня делали каркас, который затем обшивали деревянными панелями. Вскоре панели стали стальными, их приколачивали к каркасу сотнями маленьких гвоздиков. По этому архаичному рецепту, кстати, поныне делают классические английские родстеры "Морган". Ну, кто теперь возьмется утверждать, что пространственная рама - изобретение последнего времени? К этому типу несущей конструкции мы еще вернемся, а сейчас задержимся на неметаллических кузовах. Дефицит проката в Германии 30-х породил к жизни "дуропласт" в сущности, пропитанные клеящей смолой опилки, из которого делали в том числе и машины ДКВ. В 50-е на "божественном" "CnTpoeHe-DS19" стояла пластмассовая крыша: конструкторы стремились понизить центр масс. В 80-х панели из пластика встречаются уже нередко - скажем, пятая дверь "ФИАТ-Типо", внешние панели "Рено-Эспас" и других мини-вэнов. Не говоря уже о гоночных и "формулах", появились и спортивные машины для обычных дорог с "пластмассовыми" кузовами; самый знаменитый из них - "Шевроле-Корвет". Конец века добавил новые необычные разработки - пластики, окрашенные в массе, да к тому же в необходимых местах прозрачные. Скажем, боковины с прозрачным участком - стеклом, без всяких там уплотнителей, герметиков, клея. И красить их не надо. Это просто находка для дешевых "народных" авто. И такие проекРама на рубеже веков: каркас алюминиевой "Ауди-А2".Это диалектика: одна группа исследователей, не жалея средств, совершенствует технологии изготовления стальных кузовов. Другая - не покладая рук разрабатывает возможные способы вытеснения железа из автомобиля. Это экономика: за одними стоят стальные короли, за другими - алюминиевые и химические магнаты. Оглядываясь на историю автомобиля, нетрудно заметить, что это противостояние началось не вчера. Уже более ста лет сталь лидирует; вероятно, сейчас ее противники как никогда готовы к перевороту. Что же они предлагают? В первую очередь, конечно, неметаллические материалы, традиция которых восходит к самым первым машинам ис тех пор практически не прерывалась. Первые кузова-'кароссери" делали из дерева и устанавливали на деревянные же рамы, обитые металлом. Их век был недолог, однако сегодня поучительно вспомнить технологию изготовления: сперва по 52 з/гооо ЭР"Крылатый металл автомобиле.60 кгШасси и колеса85 кгДвигатель130 кгОборудование I Кузов ПРОГРЕССты уже есть - "Экобазик" от ФИАТа, "крайслеровская" "газонокосилка"... История алюминия как кузовного материала несколько беднее. Хотя дос тоинств у него немало - он заметно (в 2,7 раза) легче стали ив привычном понимании почти не ржавеет. Из него делали едва ли не все детали двигателя, а кроме того, и тормозные цилиндры, и диски колес, и корпуса коробок передач, и всевозможные декоративные накладки. Из кузовных же достижений припоминают ся внешние панели вечного "Ленд-Ровера", приклепанные к пространственному каркасу. Собственно, сочетание "крылатого металла" с таким скелетом считается обязательным и сегодня, только последний стал куда сложнее. Из выпускаемых ныне машин с алюминиевым кузовом (их пока немного) стоит назвать эксклюзивную "Хонду-NSX" и более массовую представительскую "Ауди-А8".эта изящная конструкция на самом деле серебристая. Здесь цветом выделены технологически разные детали. Красные литье, их доля 22%. Синие получены методом экструзии (выдавливания), их поменьше - 1 8 % . И 60% (зеленый цвет) приходится на штамповку из листа (включая непоказанную обшивку). Если все это сделать из стали, общая масса кузова оказа-Сандвич-панели из пеноалюминия для "Опеля" будущего.гиИз гидроформовочного станка выползают самые хитрые профили.Но и это не "последний писк" автомобильной моды и технологии. В погоне за дальнейшим снижением массы конструкторы решили... снова нагрузить панели несущими функциями. Появились на свет так называемые сандвич-панели, похожие на хорошо известный всем гофрокартон. Между тонкими листами алюминия вклеивается еще более тонкая собранная в гофр алюминиевая же фольга. Такие панели получаются настолько прочными, что разработчики пытаются применить их для перегородок и пола (концепт "Опель-О90", например). Кроме прочности и малого веса, сандвич-панели отлично поглощают шумы, гасят вибрации и защищают от жары или холода. Впрочем, есть и "чернометаллическая" альтернатива: фирма "Крупп Тиссен Нироста" продвигает свой новый нержавеющий сплав с хромом и марганцем. При равной с алюминиевыми деталями шасси прочности узлы из него лишь на 1 % тяжелее, но заметно дешевле. Уже проходят испытания кузовные сандвич-панели из тонких листов нержавейки с вклеенной гофрированной фольгой. Однако - дальше, дальше... Буквально только что материаловеды предложили очередную новинку - пеноалюминий. Этот металлический "поролон", обладая всеми качествами сандвич-панелей, еще более прочен и технологичен. Из него можно делать не только детали кузова, но и весьма ответственные узлы шасси. В общем, мы живем в интереснейшее, динамичное время, и, возможно, лет через ...дцать на вывесках СТО слово "жестянка" исчезнет навсегда.Трудности сварки, обусловленные наличием прочной окисной пленки на поверхности, теперь преодолимы: есть недорогие защитные инертные среды, есть лазерная сварка. Да хотя бы и клей! В общем, обшить стальной каркас алюминиевыми панелями не проблема, но нельзя ли и его сделать из легких сплавов? Пример "Ауди-А8" и новейшей А2 убедительно показал - можно! Посмотрите на рисунок:лась бы на 40% больше. Многочисленные компьютерные и реальные крэш-тесты показали: алюминиевый кузов полностью отвечает современным требованиям, причем из накладных панелей на его поведение влияет лишь крыша. Кстати говоря, коробчатые профили из алюминия научились сегодня рассчитывать таким образом, что при ударе они вполне прогнозируемо сжимаются подобно мехам гармошки, поглощая расчетную энергию. Как раз то, что нужно для защиты пассажиров. В итоге более высокая цена алюминия, как материала, компенсируется возможностью сэкономить на сборочных операциях: например, боковина 'Ауди-А2" - одна готовая деталь от "носа" до "кормы"!ЗР 3/200053