142
КЛУБАВТОЛЮБИТЕЛВажные мелочиДВОРНИЦКИЙ ИНСТРУМЕНТЧем отличаются фирменные щетки от дешевого ширпотреба.Анатолий СУХОВ Хорошую щетку ухитряются сделать мягкой, эластичной и одновременно износостойкой. Конечно, производители не раскрывают всех секретов, но основные методы обработки похожи. Для повышения износостойкости в состав резины вводят галоген - например, хлор, как делает известная компания "Валео", или бром - так поступает "Чемпион". Выбор между хлорированием и бромированием - вопрос чисто технологический, почти не влияющий на свойства изделия. Многие фирмы графитируют поверхность резинки. Графит - слоистая структура. Слои относительно слабо связаны и легко сдвигаются (графит "мажется"). Смазка на его основе широко используется в автомобилестроении, однако "пропитать" графитом поверхность резины - задача далеко не простая. Технология процесса - секрет производителя. У графитированной поверхности значительно меньший коэффициент трения по стеклу, поэтому щетки движутся более равномерно, исчезает эффект "дробления" (когда щетка начинает вибрировать). Но со временем поверхностный слой графита сотрется и щетка уже не сможет похвастать былой плавностью хода, поэтому в дополнение к насыщению поверхности создали графитсодержащую резину. Из названия понятно, что графит не только на поверхности, но ив самом теле щетки. Скорое истирание ей не грозит. А если еще за основу взят натуральный каучук, то щетке никакой мороз не страшен - она остается эластичной вплоть до -70°С! Таким путем пошла фирма "Валео". Мы побывали на ее дочернем предприятии - заводе "Поль Журне". Он расположен в 50 километрах от Парижа в городке Рейи по соседству с огромным средневековым замком. Предприятие, где работают всего 250 человек, ежегодно выпускает свыше 14 миллионов щеток, что покрывает потребности 98% автомобильно142 з/2ооо зр го парка Европы. Продукция завода идет на конвейеры БМВ, "Ситроена", "Форда", "Пежо", "Рено", "Ровера", а также продается под торговой маркой "Моторкрафт". Пройдем по технологической цепочке Линия изготовления каркаса. - от вязкого брикета сырой резины до изящно упакованной щетки. заказов есть две линии ручной сборки. Первое звено - загрузочный шнек и Несмотря на большие объемы выпуска, экструдер. На входе - комья сырой графизавод охотно берется за малые партии тированной резины (только на натуральщеток на заказ. ной основе!), Мы поинтересовались у инженеров на выходе - на завода, сколько в среднем служат высовид готовая кокачественные щетки. Ответ обескура(но еще сырая) жил - полгода, максимум год! Считается, резинка щетчто за этот срок даже самые лучшие изки, пока сдводелия теряют "боевые качества": резиноенная. Следувая кромка зазубривается, стирается ющий этап - графитовое покрытие (графитирование в массе хоть и улучшает картину, однако не заменяет поверхностного), разбалтываются и крепления. Что же тогда говорить о ширпотреИз экструдера выходит сырая резинка бе? А теперь вспомним, как для щеток. часто мы - с нашей солью и песком на дорогах зимой (и грязью круглый год) - меняем щетки? Ну никак не раз в шесть месяцев, разве что совсем плохие попадутся. Да иу тех можно крепления поджать, резинку на шкурке или на ближайшей бетонной С 1999 года часть изделий выпускают стене заточить - и почти как под собственным новые! Не убирают грязь со именем (с логотипом "PJ"). стекла - потерпим, поскоблим! А года через два "дворник" приляжет вулканизация. Затем дымящуюся ленту охлаждают и хлорируют. В очередном "черна бочок и начнет елозить по стеклу уже ном ящике" ее поверхность дополнительно каркасом. Такие натиры даже алмазной графитируют, и теперь лента может выйти пастой вывести непросто. Странная экоиз "подполья" - все секреты позади. Останомия получается. Не лучше ли просто лось нанести лазерный номер на стороне, менять щетки вместе, например, с возпротивоположной рабочей кромке (кстати, душным фильтром и не экономить на этот номер виден и на собранной щетке) и спичках. А жирную грязь, которая не подразрезать ее вдоль - надвое и поперек - дается мягкой фирменной щетке, удалять, добавляя в воду специальные препо длине рабочей части "дворника". параты - их сегодня в достатке. Ведь Смежный цех - производство каркас"дворники" - это слагаемое вашей безоной части и упаковка готовой продукции. пасности. В основном, "дворники" собирают автоматы, но для мелких серий и нестандартных