38
39
40
ИСПЫТАНИЯРаботягиКОНКУРЕНТЫКамский автозавод после тяжелой и продолжительной болезни понемногу встает на ноги. Комплекс проектной мощностью 150 тысяч автомобилей в особо тяжелом 1998 году сумел построить лишь 3400. А из 130 тысяч работников осталось меньше половины.Андрей СИДОРОВ Но, кажется, лихие времена уходят в прошлое. Третья (!) с 1997 года команда управленцев сумела вдохнуть жизнь в полумертвого автогиганта, и к концу 1999 года дела наконец-то пошли в гору. Зарплата стала ежемесячной, выпуск автомобилей поднялся до 14 500. а модельный ряд наметил какое-то движение вдогонку стремительно уходящему вперед прогрессу. Не секрет, что в особо сложных природных условиях (а в России других почти нет) на любой крупной стройке предпочтение отдавалось импортной технике. Увы, бизнес и патриотизм при подсчете сметы плохо уживаются между собой. Машина должна работать надежно и безотказно, а не служить работяге местом ежедневного подвига. Потому-то все реже встречались на "северах" или в сибирской глуши отечественные самосвалы - ненадежны. Вместо них трудились "татры", "магирусы", "мерседесы" и другой импорт. Но сколько же можно упускать столь лакомый кусок от богатых заказчиков нефтяников и газовиков? Вот КамАЗ и предпринял атаку на нишу, занятую чужестранцами, подготовив для этого целую гамму грузовиков. Сегодня наш рассказ о самосвалах КамАЗ-65115 с колесной формулой 6x4 и 65111 (6x6). Первый из них - дальнейшая модернизация хорошо известной модели 55111. С увеличением грузоподъемности до 15 тонн вместо прежних 13 он перешел в следующий класс, о чем говорит цифра "6" в индексе. СИЛОВОЙ АГРЕГАТ И ТРАНСМИССИЯ. Двигатель КамАЗ-740.20-260 - дальнейшее развитие базовой модели КамАЗ740. Теперь он соответствует нормам токсичности Евро I. Турбонаддув, измененные организация процесса сгорания и параметры системы питания дали прирост мощности до 260 л. с. вместо прежних 210. Воздушномасляный радиатор заменили жидкостным теплообменником - в нем масло отдает лишнее тепло в систему охлаждения двигателя. Такое решение позволило гораздо эффективнее поддерживать оптимальный температурный режим. Увеличенная мощность и требования высокой надежности повлекли другие, не заметные с первого взгляда, доработки. К примеру, изменена термообработка шатунных болтов, а вместо обычных гаек на них теперь двенадцатигранные омедненные такие меньше деформируются при затяжке. Встречавшийся раньше обрыв шатуна из-за раскрытия стыка ныне практически изжит. Вместо болтов головок блока - шпильки. Они надежнее противостоят увеличившемуся эффективному давлению в цилиндрах. Улучшенный состав резины уплотнительных колец для систем охлаждения и смазки наконец-то решил проблему их герметичности. Если раньше к 70 тысячам километров пробега редкий двигатель обходился без их замены, то теперь, как утверждают заводские специалисты, гарантия от протечек "пожизненная". Возросший крутящий момент двигателя повлек изменения в конструкции сцепления и коробки передач. Вместо периферийных пружин нажимного диска теперь одна диафрагменная, как на "жигулях". Проще, надежнее, менее склонна к перегреву и потере упругости. Механизм регулировки положения среднего ведущего диска пока3/ЭООО ЗР С КАМЫпрежний, с поворотными рычагами, но вскоре уступит место другому, более надежному, с цилиндрическими пружинами. Хотя коробка передач КамАЗов неплохо зарекомендовала себя, изменения коснулись и ее. Шестерни промежуточного вала установлены на вал с натягом, без шпонок. Это позволило уменьшить радиальное биение, а значит, облегчило условия работы зубьев, снизило шум и увеличило надежность. К слову, на всех новых самосвалах коробка передач с делителем. Поэтоциала. Тот через сателлиты оказывается жестко связанным с другой полуосью. Теперь, заблокировав три дифференциала (межосевой и два межколесных), водитель получает дополнительные шансы в борьбе с бездорожьем. Конические подшипники дифференциала в новых мостах закреплены более мощными гайками с увеличенным до 2 мм шагом резьбы. Прежние, 1,5-миллиметровые, случалось, выдавливало - после этого приходилось менять редуктор в сборе.Полноприводный КамАЗ-65111 - самосвал для бездорожья.му, несмотря на то, что номинальные обороты двигателя снижены с прежних 2600 до 2200 об/мин, максимальная скорость машины - 90 км/ч. Для этого передаточное число главной передачи выбрали наименьшим из стандартного ряда - 5,43. Кроме того, увеличили ширину ее цилиндрических шестерен, а вместо 18 шлицев на полуосях стало 20. Возросшая рабочая площадь позволила снизить удельное давление в пятне контакта, а значит, замедлить износ. Главное же нововведение, о котором давно мечтали водители, - межколесная блокировка ведущих мостов. Для этого на шлицы одной полуоси установили скользящую муфту, которая торцевыми зубьями входит в зацепление с чашкой дифферен-Сами мосты подвешены к раме попрежнему на реактивных штангах, только вместо шаровых шарниров, требующих неусыпного внимания, появились неприхотливые резинометаллические. Долговечность такова, что на испытаниях в НТЦ их пришлось устанавливать в специальные тяги - стандартные трубчатые рвались, не выдерживая и половины ресурса шарнира. ТОРМОЗА. Вместо штампованных появились литые суппорты, гораздо большей жесткости. Прежние, бывало, гнулись, не выдерживая усилия тормозных камер. Скоро появятся и новые тормозные рычаги с автоматической регулировкой, а чуть позже - дисковые тормоза с АБС - таковы современные требования к грузовикам. Ушел в прошлое спиртовойЗР 3 '2CXXI Работягипредохранитель против замерзания конденсата в тормозной системе. Вместо него - влагомаслоотделитель и сменный силикагелевый патрон осушителя. Нет конденсата - нечему и замерзать. КОЛЕСА. Теперь они с дисковыми ободьями, закреплены на ступицах по старинке - гайками. Прежние клиновые прижимы не обеспечивали возросших требований безопасности, хотя заменять колесо с ними было легче. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Новый гидроусилитель руля перекочевал на самосвал с модели 4310 - полноприводного грузовика. Больший диаметр рейки-поршня и шкворни поворотных кулаков на игольчатых подшипниках создают водителю дополнительный комфорт, облегчая управление тяжелой машиной. КАБИНА. Изменения, коснувшиеся ее, не столь существенны, но все же весьма заметны. Стал выше потолок, обивка у него - как в легковом автомобиле. Над ветровым стеклом штатная полка с местами для магнитолы и акустической системы. Шестеренчатые стеклоподъемники в дверях уступили место более практичным тросовым, а замки дверей теперь роторные. Они надежнее прежних, с собачкой, и гораздо легче открываются. На передней панели появился блок управления отопителем "Вебасто" - входит в штатную комплектацию самосвала. Им можно разогреть перед пуском промороженный двигатель и поддерживать заданную температуру на стоянке. Прежний пусковой подогреватель ПЖД-30 хоть и мощнее, но разогревал лишь двигатель, служил всего два-три года, а затем нуждался в замене котла. К тому же ставили его по спецзаказу, в основном на армейские грузовики. САМОСВАЛЬНАЯ УСТАНОВКА. За метно изменился внешний вид кузова. Традиционно прочный, он стал на 20% вместительней. Система подогрева, уменьшающая в мороз налипание грунта, тоже несколько изменена - отработавшие газы отбираются для подогрева платформы не после, а до глушителя, где их температура намного выше. А при поднятом кузове они автоматически направляются в глушитель. Гидроцилиндр подъема кузова, благодаря жесткому контролю качества изготовления, обрел, наконец, должную герметичность и не оставляет после каждой разгрузки лужи масла под машиной. ных осях, а то и отламывались (!). (Разделение педалей вызвано переносом пневмокрана тормозов с лонжерона рамы на передний щит кабины, что, на наш взгляд. вполне оправданно - так надежней.) По-прежнему шум от двигателя в кабине великоват, но, говорят, укладывается в норму 80 децибел. Видимо, способ борьбы с ним у водителей останется прежним - телогрейку на мотор, а рычаг коробки передач - в ее ватный рукав. Не столь эстетично, зато заметно тише.Внешняя скоростная характеристика двигателя КамАЗ-740.20-260 (Евро I).ВПЕЧАТЛЕНИЯ С МЕСТА ВОДИТЕЛЯ. На новом самосвале довелось поездить по зимним пригородам Набережных Челнов. Не скажу, что впечатления разительно отличаются от его предшественника 55111. Разве что заметно мощней и тяговитей двигатель, а потому бежит машина охотней. Блок педалей "газ-тормоз" заменили раздельными, более надежными. Прежние, алюминиевые, часто "закисали" на сталь11 ХНИЧ1 СКИЬ ХАРАКТЕРИСТИКИ Модель 65115 6x4 Колесная формула Снаряженная масса, кг 9300 Масса перевозимого груза, кг Полная масса автомобиля кг Двигатель Максимальная мощность. кВт л с. Максимальный крутящий момент Н-М'КГС м Угол преодолеваемого подъема. % не менее Максимальная скорость. шм Колеса дисковые Шины 05ъем шэва . м* Угол подъема кузова, град. Направление разгрузки 15 030651116x610390 1400024 500 24 500 КаыАЗ-740 20-260 V8 (Евро!) 191 260 191 260 1076/110 107611030 9070-20 1000R2030 9070-20 10.00R20Благодаря межколесной блокировке дифференциалов, риска застрять в снегу стало меньше - машина уверенно "гребет" всеми четырьмя колесами задней тележки. И уж совсем покорил внедорожными возможностями полноприводник 65111. Такой "храбрости" от привычного самосвала трудно было ожидать. Здесь он на голову выше предшественника 55111. Однако пока это лишь самые поверхностные впечатления о новых автомобилях. Посмотрим, что скажут те, кому доведется на них работать, - первая партия из 300 автомобилей уже трудится на Самотлоре в Нижневартовске. Удастся ли КамАЗам отвоевать себе место под солнцем, занятое серьезными конкурентами с Запада, - увидим в скором будущем. А с учетом нашего трех-, четырехкратного выигрыша в цене (заводская - 550 тыс. руб.) такая перспектива вполне реальна.403/2000 ЗР6.5 60назад8.5 60назада