116
МЫ И АВТОМОБИЛЬ Адвокатские историиНедобросовестная экспертиза чуть было не стала причиной осуждения невиновного.Владимир КАЛИНИЧЕНКО Загрузив свой "Вольво-940" продуктами, Алексей П. к вечеру выехал из Москвы навестить семью, которая отдыхала в деревне. Узкая, метров шесть, загруженная дорога Москва-Иванцевичи не позволяла разогнаться. Да водитель и не пытался: безлунное небо, темный асфальт без разметки - дорожные условия заставляли быть осторожным, При спуске к деревне Коски какойто встречный автомобиль светил дальним, и Алексей, призывая к вежливости, первый переключился на ближний свет. Страшный удар в ветровое стекло был настолько неожиданным, что экстренное торможение Алексей применил лишь мгновение спустя, осознав, что произошло столкновение. Остановившись через несколько десятков метров, он выскочил из машины, стекло которой было разбито вдребезги, а капот справа помят, и бросился назад. "Неужели лось?"- подумал на бегу, и тут в свете фар тормозившей машины увидел на обочине два неподвижных тела. Юноша и подросток были мертвы. Наутро следственным отделом Рославльского ГОВД было возбуждено уголовное дело в отношении Алексея П. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от четырех до десяти лет. Алексей, в шоке от происшедшего, отвечал на вопросы следователя, подписывал какие-то бумаги, все время прокручивая в голове случившееся, в котором отчетливо запомнил только дальний свет фар встречной машины. Об этом удрученно и сообщил следователю. Арестовывать Алексея не стали, и он уехал домой. Спустя три месяца пришла повестка. В Рославльском РОВД предъявили обвинение и "обрадовали": в лучшем случае можно рассчитывать на пять лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Немного раньше Алексей обратился к автору этих строк и адвокату Павлу Юшину. По его просьбе мы привлекли также специалиста Экспертно-консультационного центра по дорожно-транспортным происшестви-В дорогуПринципиальных отличий, конечно, нет. Но, как говорили в старину, дьявол кроется в деталях: тот, кто ездит по Украине, придерживаясь ПДД РФ, обречен на штрафы и малоприятное общение с инспекторами. Итак, о лукавых деталях. Обгон. Если в России он запрещен на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов, то на Украине - "ближе 50 м перед переходом в населенном пункте и 100 м - вне населенного пункта". Нельзя обгонять на Украине и по главной дороге на нерегулируемых перекрестках (в России разрешено). Остановка. Законопослушный российский водитель, соблюдая пункт 12.4 родных ПДД, смело остановится в 5-6 м перед пешеходным переходом или непосредственно за ним. И рискует стать "клиен11В 3/2000 ЗР том" украинского автоинспектора: у соседей нельзя останавливаться ближе 10 м от переходов с ОБЕИХ сторон. Будьте бдительны ив районе посадочных площадок маршрутного транспорта: на Украине запретная зона возле них не 15, а 30 м. А на эстакадах, мостах и путепроводах остановка не допускается даже тогда, когда они имеют больше двух полос в данном направлении. Расположение на дороге. В российских населенных пунктах водитель вправе использовать наиболее удобную для себя полосу движения (хоть ис определенными ограничениями - см. раздел 9 ПДД). На Украине же выезд на крайнюю левую полосу данного направления разрешается лишь тогда, когда остальные заняты - ну и, естественно,Н И ГВОЗДЯ ВАМ,Правила дорожного движения Украины отличаются от российских.Леонид САПОЖНИКОВ для поворота налево, обгона и разворота. Автора не раз пытались штрафовать на совершенно пустынных ночных киевских проспектах за езду по левой, лучше освещенной полосе... Применение специальных сигналов. В России красный проблесковый маячок на крыше автомобиля спецслужбы может служить дополнением к синему (п. 3.1), на Украине же он гораздо "круче" своего синего собрата. Последний велит всего лишь уступить дорогу, а красный требует от попутных водителей "Остановиться возле правого края проезжей части", причем, если дорога не имеет разделительной полосы, то же самое обязаны сделать и встречные. Приближаясь к стоящему автомобилю с включенным проблесковым маячком красным или синим, водитель должен остановиться и продолжать движение только с разрешения регулировщика. Знаки. Очень полезно запомнить знак, которого в России нет: в белом круге с красной кай-