134
135
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙЭволюцияВПРЫСК В ДЕТАЛЯХБольше пяти лет с конвейера ВАЗа сходят автомобили с электронным управлением двигателя.М аксим САЧКОВ Разрабатывая и осваивая системы впрыска, тольяттинцы выбрали партнером концерн «Дженерал моторе». Впрыском, адаптированным к российским условиям (в первую очередь, этилированному топливу), командовал контроллер «Январь-4» отечественной разработки. Спустя несколько лет с момента выпуска первого автомобиля с буквой «i» немецкая фирма «Бош» предложила заводу сотрудничество (ЗР, 1998, № 2). Европейцы выиграли тендер на строительство в России совместного предприятия «Бош-Саратов» и начали постепенно вытеснять конкурентов с конвейера. Сегодня на большинство переднеприводных моделей устанавливают впрыск с контроллером «Бош М 1.5.4» и российскими комплектующими. Компьютер может быть и отечественным - «Январь-5» способен заменить немецкий. Модификации блоков управления предназначены для восьми- и шестнадцатиклапанных моторов - как с каталитическим нейтрализатором и лямбдазондом, так и для впрыска без обратной связи. Все современные системы в обиходе получили устойчивое название «бошевские», прежние именовали «джи-эмовскими» - не совсем точно, но по сути верно. Взаимозаменяемость (см. таблицу). Контроллеры идентифицируют по каталожным номерам. Все блоки невзаимозаменяемы, кроме модификаций М 1.5.4 Nи «Январь-5.1». Датчики массового расхода воздуха различаются не только формой корпусов, но и выходными сигналами (ЗР, 1998, № 5). Для систем под управлением М 1.5.4 Nи «Января-5» разработан новый датчик - «Бош» HFM-5SL. По сравнению с предшественником, HFM-5, он больше заботится об экологии, но замена одного на другой возможна. Датчики содержания кислорода в отработавших газах (лямбда-зонды), обеспечивающие обратную связь, устанавливают только на автомобили с нейтрализаторами. «Джи-эмовский» AFS-62 редко попадается на прилавках магазинов, его заменят родственник AFS-79 или «бошевский» аналог LHS-24. Впрысковые модели завод комплектует шестиимпульсными датчиками скорости (карбюраторным машинам «десятого» семейства предназначены 10-импульсные). На первых автомобилях устанавливали датчики с круглыми разъемами, на более поздних колодкиОТЛИЧИТЕЛЬНЬ IE ПРИЗНАКИ И ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМ ХТЬ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ Восьмиклапан ный ВАЗ-2111 Шестнадцатиклапанный ВАЗ-2112 М 1.5.4 N или М 1.54N или М 1.5.4 Мили М 1.5.4 N или "Январь-4' "Джи-Эм" м 1.5.4 "Январь-4. Г MP 7.0 "Январь-5.Г "Январь-5. Г 'Январь-5.1.2" "Январь-5. Г 2111-1411020-60 или 2111-1411020-70 или 2111-1411020-40 2112-1411020-01 2112-1411020-40 или 2112-1411020-70 или Маркировка 2111-1411020-20 2111-1411020-22 2111-1411020-00 2111-1411020-71 2112-1411020-71 2112-1411020-41 2111-1411020-61 контроллера Нет Нет Нет Нейтрализатор Нет Есть Есть Нет Есть Есть Датчик расхода GM. квадратный GM квадратный корпус BOSCH, круглый корпус BOSCH, круглый корпус корпус воздуха Датчик детонации Резонансный Широкополосный Резэнансный Широкополосный Прямоугольный Круглый разъем или круглый Круглый разъем Прямоугольный разъем Датчик скорости Прямоугольный разъем разъемы GM AFS-62. Нет Нет Нет Нет BOSCH LHS-25 Датчик кислорода иги AFS-79. или Нет BOSCH LHS-25 BOSCH LHS-25 BOSCH LHS-24 Распредвал 2112 2108 2110 и ресивер Двигатель Контроллер1343/2000 ЗР Форсунки разных производителей взаимозаменяемы по посадочным местам, но лучше менять их комплектом - распылители топлива разные. Топливные рампы для 8- и 16-клапанных двигателей различают по расположению отверстий под форсунки: в детали для более мощного мотора они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Восьмиклапанные двигатели с разными системами отличаются распредвалами, а также формой и длиной канала ресивера: 2108 - 370 мм, 2110 - 300 мм. У «бошевского» впрыска иной верхний полукорпус воздушного фильтра (подробнее ЗР, 1998, № 5).инжекторы самарского завода имени Масленникова (ЗИМ). Кроме «бошевских» электробензонасосов, на прилавках можно встретить американские «Джи-Эм» и отечественные из Старого Оскола. Первые партии российских впрысковых деталей явно уступали в надежности зарубежным аналогам. В основном проблемы доставляли дроссельный патрубок с датчиком положения заслонки и регулятором холостого хода: часто выходили из строя датчик положения коленвала и модуль зажигания. По словам вазовских специалистов, недостатки выявлены и устранены, и сейчас отечественные детали не менее надежны, чем импортные. Поездим - увидим. Перспективы. «Классика» и вседорожники ВАЗа до настоящего момента довольствовались одноточечным впрыском: в очень небольшом количестве таким мотором 1,7 л оснащали экспортные «четверки», «семерки» и «нивы». Чтобы уложиться в современные экологические нормы, ВАЗ планирует перевести «жигули» и «нивы» на распределенный впрыск. Первые будут комплектовать полуторалитровыми двигателями, родителем которых послужил популярный ВАЗ-2103. Вседорожники получат модернизированные моторы 1,7 лс распределенным впрыском. Большинство деталей в системах управления этих двигателей позаимствовано у переднеприводных моделей. В перспективе АвтоВАЗ предполагает разработать для всех машин новые электронные блоки управления, быстродействие которых приблизительно в два-три раза выше прежних. Значит, система станет умнее, а двигатели - экономичнее и экологически чище. Впрочем, еще будет повод о них рассказать...стали прямоугольными. Попадаются узлы с разъемом прямо на корпусе, так называемые беспроводные, которые не подходят «самарам» - нет входа для троса спидометра. Сегодня применяют два вида электробензонасосов, отличающихся датчиком уровня топлива: 21083 - для «самар» с высокими панелями приборов и 2112-для автомобилей с «торпедо» 2108, 2110 и 2115.Свечи зажигания у восьми- и шестнадцатиклапанных двигателей собственные: размер шестигранника у последних меньше, под ключ «на 16». Заводом рекомендованы отечественные свечи А17ДВРМ и АУ17ДВРМ соответственно. Производители. В Саратове выпускают пять «бошевских» компонентов: форсунки, бензонасос, контроллер, датчики массового расхода воздуха и кислорода. Из остальных составляющих системы впрыска значительную часть производит Калужский завод автоэлектронного оборудования. В Арзамасе освоили один из наиболее сложных компонентов системы датчик положения дроссельной заслонки. На Уральском электромеханическом заводе делают широкополосный датчик детонации - в отличие от «бошевского» аналога детали, он не черный, а рыжий. Помимо импортных форсунок, в продажу поступаютМнение читателейАвтомобиль с какой системой питания вы бы предпочли ?•Впрысковый # КарбюраторныйЗР 3/2000135