РЫНОКСилы, действующие в рулевой трапеции "Жигулей" при вращении руля на месте или наезде с небольшой скоростью на препятствие высотой 5-6 см, как правило, не превышают 150-200 кгс. При этом на ось маятникового рычага действует сила, раза в два меньшая. При таких нагрузках и скоростях скольжения втулок менее 1 м/с износостойкость подшипника скольжения должна быть более чем достаточной. А если учесть, что подобные нагрузки возникают эпизодически, а большую часть времени действуют силы в несколько раз меньшие, рычаг мог бы пережить автомобиль. В реальной же эксплуатации он редко выхаживает более 50-80 тыс. км, а иной раз и того меньше. Причина до обидного проста - абразивный износ, несмотря на все попытки сделать узел герметичным. Внутренняя полость корпуса рычага изолирована от внешней среды двумя резиновыми кольцами 7 на рисунке, о торцевые поверхности которых трутся стальные прижимные шайбы 6и 10. Даже при погружении в воду узел должен оставаться герметичным, но... Поскольку на дорогах хватает грязи, она при движении покрывает места стыка уплотнительных колец со стальными шайбами (указаны на рисунке стрелками). А когда автомобиль выезжает на ухабы, под действием вибраций грязь "затягивает" внутрь рычага. Происходит это следующим образом: вибрации рычага заставляют его колебаться в осевом и радиальном направлениях и одновременно слегка поворачиваться. В результате каждая точка металлической шайбы совершает движение по спирали, захватывая мелкие частицы абразива с поверхности резинового кольца и увлекая их в недра узла. Результат - неизбежная, рано или поздно, замена втулок рычага.Ось маятникового рычага может опираться на втулки или на подшипники качения. Что предпочесть?Александр БУДКИН Начинающие автолюбители - владельцы "жигулей" узнают о существовании маятникового рычага, как правило, ощутив повышенный люфт в рулевом управлении. Его причиной часто оказывается зазор во втулках маятникового рычага обычной конструкции (с подшипниками скольжения). Как он возникает?1. Изготовлен вМоскве Цена - 200 руб. Шариковые подшипники с защитными шайбами, в корпусе нет сквозного отверстия, снизу ось имеет торцевое уплотнение со стальной шайбой и резиновым кольцом. Корпус герметичен. Материал корпуса не указан. 86 3/2000 ЗР2. Изготовлен во Владимире Цена - 1 90 руб. Шариковые подшипники с собственным уплотнением, сверху на корпусе - резиновый колпачок. Корпус негерметичен. Материал корпуса - АЛ35. Отверстие для внесения смазки не предусмотрено.3. Изготовлен в Тольятти Цена - 1 80 руб. Открытые шариковые подшипники, уплотнения отсутствуют, грязезащита - стальными шайбами - отражателями сверху и снизу. Имеет заглушённое отверстие для внесения смазки. Корпус негерметичен. Материал корпуса не указан.