РЫНОКПодделка!ФАЛЬШИВКА ПОДКОЛОДНАЯКоллекцию "левых" изделий пополнили тормозные колодки, прикрывающиеся ярославской маркой "ТИИР".Максим САЧКОВ Чуть меньше года назад (ЗР, 1999, № 7) журнал разоблачал подделки "под Егорьевск". Кустари специализировались на колодках вазовских моделей, обходя стороной запчасти других марок. "Под Ярославль" тачают любители ГАЗа и ЗИЛа: поддельных передних колодок к этим моделям на рынке хоть отбавляй. Первый экземпляр - тормозная колодка "Газели" и "Волги" ГАЗ-3110. Начнем с маркировки (фото 1). На оригинальной детали штамп нанесен через трафарет белой водостойкой краской. Клеймо "кооперативной" - синее или черное, не любит влагу и довольно быстро стирается. Приглядитесь - на подделке надпись: "ТИИР 221". Буквы правильные, а с цифрами, обозначающими материал накладки, кустари промахнулись. Колодки с таким штампом поступают на конвейер ГАЗа, а в запчасти - только "ТИИР 206" или 250 (для "Волги" или "Газели" соответственно; возможна замена первых на вторые, обратная не рекомендуется). Обратите внимание на маркировки изделий по каталогу: у "левой" детали - 33023501090, заводской - 3302-3501170. Случается, на подделке отсутствует сертификационный знак (у показанной он затерт), частенько выпадает надпись "без асбеста". Прежде чем рассматривать изделия с обратной стороны, два слова о креплении пружинок. В отличие от фальшивки, заклепка на "родной" детали имеет либо углубление (как на этом образце), либо сквозное отверстие; пружинка у оригинала блестящая и более аккуратная. Перевернув колодки, сравним накладки (фото 2). Заводская переливается из-за большого количества мелкой латунной и бронзовой стружки, зато для подделки отходы цветных металлов пожалели - чтобы найти блестки, надо рассматривать массу очень внимательно. Попробуем на ощупь:92 3/2000 зрФирменный логотип ОАО "НИИАТИ фирма ТИИР". Красным цветом отмечены подделки, зеленым - оригинальные детали.ТИИРнакладка "кооперативного" изделия гладкая и жирная (как будто замасленная), у фирменной колодки рабочая поверхность пористая и шершавая. Положим на руку каркас. Поверхность опорной пластины (иногда его так называют) фирменной колодки со стороны накладки обработана на наждаке или упрочнена "пескоструйкой". "Левак" этой операцией пренебрегает. Разница лучше всего видна на ушках, где закреплены пружинки. Ко всему прочему, "родную" колодку выдают красно-коричневые следы термостойкого клея, расплывшиеся от накладки по периметру. У продукции гаражного производства каркас (в отличие от репутации) чистый, незапятнанный (фото 3). А вот тормозные колодки "Бычка" ЗИЛ-5301, точнее, их копии. Но первые четыре цифры каталожного номера 33023501090 утверждают, что эта продукция предназначена "Газели" и "Волге", хотя вторая, семизначная часть индекса, действительно, ближе ЗИЛу (фото 4). Остальные признаки "левого" товара те же, что иу "газелевских" колодок: неправильные маркировки, необработанные каркасы, не соответствующие заводским условиям материалы накладок. Кстати, последние у двух представленных подделок отличаются по массе, составу и цвету и, естественно, далеки от оригинальных (фото 5). В основном, поддельные "тиировские" тормозные колодки досаждают владельцам "волг" и "газелей", реже - "бычков". Очевидно, если в перспективе появятся копии аналогичных деталей для других марок и моделей, отличить их можно будет по этим же вышеперечисленным признакам. Правда, существует еще один способ отличить подделку от оригинала, но опасный и дорогой - поэтому лучше его не применять. "Левая" колодка, представленная на фото 6, отходила на "Газели" всего две тысячи километров... и вот результат.а..