86
87
..ОКА» С МОТОРОМ МеМЗАНДРЕЙ СИДОРОВ. ОСТС АВТОРАЭНЕРГОНОСИТЕЛЬШестнадцать лет выпускают «Оку», однако проблем со сбытом нет. Весь тираж, а это 40 тысяч в год с завода микролитражных автомобилей КамАЗа и 20 тысяч Серпуховского завода, распродается вполне уверенно. Недорогая, легкая, компактная, экономичная и неприхотливая машина совокупностью качеств удовлетворяет своих покупателей - жителей больших городов с интенсивным движением, постоянными заторами и нехваткой автостоянок, молодежь, еще не успевшую заработать на более престижную машину, или тех, кому сложно передвигаться на общественном транспорте. Казалось бы, зачем что-то менять? Ведь модернизация, тем более смена модели, связана с огромными затратами. Но все же очевидно, что «Ока», достигшая совершеннолетия, морально устарела. Коробчатый дизайн кузова, довольно удачный для своего времени, покупателю порядком надоел. Двенадцатидюймовые колеса, уместные на ровном асфальте, на проселке кажутся весьма легкомысленными, а интерьер, положа руку на сердце, более подходит конуре друга человека, нежели современному автомобилю. Но главное двигатель. Половинка карбюраторной «восьмерки» уже не отвечает требованиям времени.86 За рулем 2/2004Маломощный двухцилиндровый моторчик, обеспечивающий сносную динамику в городе, на шоссе не позволяет высунуться из правого ряда, и обгон автопоезда по степени риска сродни военной операции. А уж про звук выхлопа важную деталь имиджа - и говорить не приходится: иная газонокосилка тарахтит благороднее. Прицеп для микролитражки - непосильная обуза, значит, потенциальные покупатели - дачники тоже пройдут мимо. И наконец, производственные мощности ВАЗа, поставщика силовых агрегатов для «Оки», исчерпаны, тогда как ЗМА КамАЗ способен выпускать 65-70 тысяч автомобилей ежегодно. Как ни крути, а с таким наследством надо прощаться, и на КамАЗе это знают не хуже нашего. С НОВЫМИ СИЛАМИ Попытки оснастить «Оку» более мощным двигателем уже делались: например, «Ока-Астро» с мелитопольским мотором МеМЗ-2451 объемом 1,1 л, мощностью 47 л. с. и моментом 77 Н-м (см. ЗР, 2000, № 9). Но идея признана бесперспективной. Уж если затевать столь серьезную модернизацию, то с прицелом на Евро И, а в перспективе и Евро III. Новая «Ока», у которой нет пока даже индекса, а дизайн-проект еще про-1 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ• Общие данные Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Время разгона 0-100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо исход топлива, л/100 км: 60 км/ч 90 км/ч 120 км/ч городской цикл • Двигатель Расположение, число цилиндров Число клапанов Рабочий обьем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент, Н м при об/мин Размер шин' Уточняется в процессе доводки720* 106016*140* АИ-92 4,2* 4,8* 7,0* 6,3 МвМЗ-2471Р» 810919,541/57 5500 85 3000 155/70R1311«ня1е£! «ОКА» С МОТОРОМ МеМЗЕе очертания повторяет выпуклый в средней части бампер. Некоторые изменения коснутся интерьера: его обещают облагородить. На этом первый этап модернизации закончится, и опытно-промышленная партия поступит в продажу уже летом. А еще через год машина получит новый кузов, узнать в котором нынешнюю «Оку» будет непросто. ДНИ «ОКА»ЯННЫЕ Тем не менее почувствовать, какой вскоре станет машина, вполне удалось уже сегодня. Несколько опытных экземДвигатель уже «выдавил» колеса за Люк в полике для погружного электропляров - носителей агрегатов перспекпределы арки. Чем ответит тюнинг? бензонасоса пока вырезают вручную. тивной машины бодро накатывают первые тысячи километров. Почти двукратный прирост мощности превратил тихоходную «окушку» в один из самых резвых отечественных автомобилей: динамика под стать «Самаре», а без пассажиров, пожалуй, и выше. Увеличившаяся на 60 мм колея передних колес и 13-дюймовые шины придали машине великолепную (по субъективным ощущениям) курсовую устойчивость, а мощный стабилизатор поперечного крена - способность «стоять» в поворотах. Шарнир тяги коробки передач расположен выше опоры рычага, так что первая и третья передачи включаются движением на себя. Впрочем, к этой особенности привыкаешь довольно быстро, а в серию пойдет традиционная схема. Новый двигатель почти не оставил под капотом свободного места. Гололед, к сожалению, охладил боевой пыл супер-«Оки», но там, где попадался чистый асфальт, превосходство этой малютки над «средним» классом не оставляло сомнений. Энергичный, с эффектной пробуксовкой разгон, «максималка», ограниченная длиной сухих участков дороги, но явно превышающая прогнозируемые 140 км/ч, и очень легкое управление оставили самые хорошие впечатлеДля компактного размещения запаски в стенке багажника сделали нишу. ния от машины. Что уж говорить о перрабатывается и уточняется, скорее всеувеличив место под педальный узел, спективном моторе МеМЗ-3071 объего получит 1,1-литровый впрысковый и сделали из ребра жесткости небольмом 1,3 ли мощностью 47 кВт/64 л. с, МеМЗ-2471 мощностью 42 кВт/57 л. с. шой тоннель в полу кузова под трубки: который рассматривается для еще бос крутящим моментом 85 Н-м, соответих в варианте со впрысковым мотором лее динамичной версии. Конечно, ствующий нормам Евро II (рассматристало пять (две тормозные, две топливстоль существенная модернизация подвается и более мощный МеМЗ-3071, ные и одна к адсорберу) - в прежней нимет и цену, но, как обещают заводчане, она останется вполне доступной 1,3 л, 64 л. с, 104 Н-м, Евро Ш). подштамповке они не помещались. По мнению заводчан, новые мелитоСущественно возросшие размеры иначе, подорвав платежеспособный польские моторы, доведенные с помои мощность двигателя повлекли измеспрос, можно лишиться одного из главщью корейских специалистов до весьнения в системе охлаждения - радианых козырей этой маленькой машины. ма высоких кондиций, «Оке» как нельзя тор (теперь оренбургский, медный) пеВместе с тем полностью сворачивать кстати. Переделки кузова под них хоть реместился вперед и встал с наклоном - производство «Оки» в ее нынешнем вии существенные, но не выходят за раминаче капот не закрыть. Свободного де не собираются - замены ей как социки разумного. Чтобы втиснуть в подкаместа в моторном отсеке почти не остаальному автомобилю пока нет. потное пространство «новые силы», лось, поэтому запаска переехала в баЕсли судить по жесткому и неукосраздвинули на 60 мм брызговики, усигажник. А чтобы компактно разместить нительно соблюдаемому графику подлили переднюю балку, расширили щит там 13-дюймовое колесо, в задней стенготовки производства, ждать новой мапередка и пол в передней части, заодно ке сделали под него небольшую нишу. шины осталось недолго.За рулем 2/2004 87