68
69
70
СОВРЕМЕННОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТМАКСИМ САЧКОВИстория колеса насчитывает более 5000 лет, но поворотные оси появились на конных экипажах лишь в начале ХХ века. Г Эта конструкция перешла и на первые автомобили. Позднее родилась рулевая трапеция... В те далекие годы, конечно, никто не предполагал, что рулевое управление станет таким сложным: механика вступит в союз с гидравликой и даже электроникой.К АК ПО МАСЛУ Сегодня усилителями рулевого управления оснащают подавляющее большинство автомобилей. Даже маленькие машинки, как правило, получают легкие штурвалы уже в базовых комплектациях. И не только для комфорта. Невидимый помощник, уменьшая усилие на руле, позволяет сократить передаточное отношение в рулевом механизме и, соответственно, количество оборотов. Значит, и усмирить взбрыкнувший после резкого маневра автомобиль проще. До недавнего времени существовали два варианта рулевых механизмов со встроенными гидроусилителями: реечные и «винт - шариковая гайка - сектор». Последние ставили на большие авнасос гидроусилителятомобили и вседорожники (например, «волги», «соболи», УАЗы. Подробнее об их конструкции - см. ЗР, 2003, № 9). Сегодня и на тяжелых машинах все чаще появляются компактные «рейки». Вспомним принцип действия реечного механизма с гидроусилителем. В корпусе - распределительный клапан с чувствительным элементом - торсионом, связанным с рулевым валом. Водитель поворачивает баранку, торсион, закручиваясь, перемещает золотник. Тот приоткрывает отверстия масляных каналов, идущих к силовому цилиндру гидроусилителя. Последний подталкивает рейку, снижая усилие на руле. Едва водитель перестает крутить штурвал, торсион возвращается в исходное положение, а жидкость перепускается обратно в бачок. Производительность насоса, приводимого ремнем от коленвала, должна быть такова, чтобы при работе мотора на холостом ходу водитель мог крутить руль без «закусываний» со скоростью не меньше 1,5 оборота в секунду. Избыточное давление стравливает перепускной клапан. Сделать управление комфортным как при парковках, так и на скоростной трассе,рулевая колонкаго действия. Один из перепускных клапанов открывается, возникает разница давлений, и поршень, опускаясь, ограничивает ход золотника. Давление в силовом цилиндре гидроусилителя падает, а усилие на руле, напротив, возрастает. Когда водитель перестает крутить баранку - золотник и обратный клапан закрываются. При повороте влево открывается другой перепускПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ной клапан, а поршень подЭЛЕКТРОНИКИ нимается, вновь корректиДополнительный комфорт и руя передвижение золотнибезопасность привнесли сиска, давление стравливается темы, регулирующие усилие в другой части силового цина руле в зависимости от линдра. скорости. Пример - «СервоПри парковке и движении троник», устанавливаемый черепашьим шагом (прина «Ауди». мерно до 20 км/ч) электроВ верхней части распредемагнитный клапан, огранилителя находится так назычивающий подачу жидкости ваемая камера обратного в камеру обратного дейстдействия. В ней двигается вия, закрыт - руль можно попоршень, связанный с золотвернуть одним пальцем. С ростом скорости клапан ником. Представим, что водитель постепенно открывается и поворачивает направо. Зоусилие на штурвале возраслотник открывает путь жидтает. кости к силовому цилиндру, Устройство работает эфпомогающему рейке поворафективно и надежно. Но чивать колеса. Одновременгидравлический насос забино масло через электромаграет силы у двигателя, а знанитный клапан (им управлячит, тот съедает лишнее топет электронный блок, полуливо, вредит экологии. Осочающий информацию от бенно нежелателен такой датчика скорости) начинает «нахлебник» маломощным поступать в камеру обратно- моторам. Конструкторы напомогают рулевые механизмы с переменным передаточным отношением: в центре рейки зубья нарезаны с маленьким шагом, на концах - шаг больше. При незначительных углах поворота машина не так остро реагирует на действия рулем, что очень важно на больших скоростях, зато, разворачиваясь, крутить баранку приходится меньше.блок управления датчик угла поворота рулядатчик ускоренияреечный рулевой механизм Рулевое управление с гидроусилителем. 68 За рулем 2/2004датчики скорости Активное рулевое управление.планетарный редуктор с электромотором На правах рекламыСОВРЕМЕННОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕзолотник камера обратного действияПЕЖО ПО КАРМАНУэлектромагнитный клапан Распределитель гидроусилителя с электронным управлением.шли иное решение: давление рабочей жидкости нагнетает электрический насос. Блок управления получает информацию от датчиков вращения руля и скорости автомобиля. Производители скрупулезно подсчитали, что благодаря электрогидравлическим усилителям автомобиль экономит около 0,2 л/100 км. Немаловажно, что инженерам проще подбирать характеристики, настраивать устройство для конкретной модели. РУЛЬ... С КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ Следующий шаг - так называемое активное управление (Active Steering). Главблок управленияное преимущество - возможность изменять передаточное отношение между рулем и колесами. На пути от баранки к рулевому механизму с гидроусилителем встроена планетарная передача с электромотором. Когда вы отъезжаете от тротуара, передаточное отношение минимально, а количество полных оборотов руля не более двух. С ростом скорости машины управление становится менее чувствительным, а стоит вырваться на загородную трассу электромотор, подкручивая водило планетарного редуктора, увеличит передаточное отношение. Активное рулевое управление, сотрудничая с другидатчик угла поворота руляактуаторы(095) 101-31-31www.lion-peugeot.ruдатчик ускорений датчик угла поворота колесЧ^датчики скорости Управление по проводам. ТЕХНИКАСОВРЕМЕННОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕреечный механизмШирокое распространение электро- и гидроусилителей сдерживает нынешний 12-вольтовый стандарт электрооборудования. Поэтому пока они встречаются лишь на небольших автомобилях. Кстати, такой планируют устанавливать на ВАЗ-2110 и «Калину». БЕЗ... БАРАНКИ И все-таки будущее, видимо, не за хитрой механикой или гидравликой, усложненными электроникой. Гранды автомобилестроения вовсю работают над системами без механической связи между рулем и колесами - так называемым управлением по проводам (steering by wire). Вращение руля отслеживает специальный датчик. Электронный блок, получая информацию о скорости, боковых и вертикальных ускорениях, посылает сигнал на актуаторы - электромоторы, поворачивающие колеса. Преимущества такой системы очевидны. В критической ситуации автомобиль сможет самостоятельно (причем быстрее человека!) повернуть колеса на нужный угол. Допустим, системе стабилизации не удалось предотвратить занос, и машина, как волчок, закрутилась на обледеневшем шоссе. Быстродействующая электроника,электроусилитель Рулевое управление «ФИАТ-Стило». шестерня ру левого вала датчик поворота рулевого вала шестерня усилителяэлектродвигательблок управленияКрутить руль на «Фольксвагене-Туран» помогает электромотор, установленный непосредственно на рейке.ми системами, способно помочь ив сложных ситуациях. Например, машину занесло. Компьютер, опросив датчики угла поворота руля и скорости вращения колес, включит электромотор. Тот уменьшит передаточное отношение, чтобы водителю было легче удержать автомобиль на нужной траектории. Активный руль полезен и при экстренном торможении с ABS: если остановиться вовремя не удается, шоферу проще уйти от столкновения. Первыми из серийных моделей подобное устройство примерили новые «пятерки» БМВ (ЗР, 2002, № 10; 2003, № 7, а также тест в этом номере). Вероятно, вскоре такие системы пропишутся на многих автомобилях, пока70 За рулем 2/2004им на смену не придет так называемое управление по проводам. БЕЗ ЖИДКОСТИ Успешные попытки вытеснить гидравлику из рулевого управления предприняли в конце прошлого века. Сегодня на некоторых автомобилях уже работают электромеханические усилители. Принцип действия электро- и гидроусилителя во многом схож. Поворачивая штурвал, водитель закручивает торсион - чувствительный элемент, посылающий сигнал компьютеру. Тот отдает команду электромотору, который подкручивает рулевой вал, снижая усилие на руле (подробнее см. ЗР, 2002, №3).опросив датчики, повернет руль, куда и на сколько нужно, и притормозит одно или пару колес. Самостоятельность автомобиля намного упростит жизнь водителю: например, компьютер ловко припаркуется. А когда машины научат хорошо «видеть», они смогут даже объезжать препятствия. Такие системы выгодны и технологически: протянуть провода куда проще, чем вал с шарнирами. Рулевая трапеция получает отставку - разные углы поворота колес задают сами электромоторы. Кстати, и с точки зрения пассивной безопасности такая конструкция лучше. Концептов без традиционного управления уже немало. Видимо, серийные автомобили появятся в обозримом будущем. А потом, глядишь, привычный руль заменит многофункциональный джойстик - им водитель будет корректировать не только направление, но и скорость. Возможно, тем, кто просидел за баранкой десятки лет, придется привыкать к новому управлению. А молодые наверняка без труда освоят джойстик. Ведь у многих из них большой опыт вождения компьютерных машинок. •На автомобилях будущего джойстик заменит не только руль, но и педали.кнопки указателей поворотаэлектродвигатель