122
123
ТЕХНИКАГРУЗОВЫЕ ШИНЫ GOODYEARУМНЫЕ И НЕУЯЗВИМЫЕСЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ. ФОТО АВТОРА И «ГУДЬИР»Предложение взбудоражило и озадачило одновременно: мне представилась возможность ознакомиться с шинными новинками и современными технологиями на фирменном «гудьировском» полигоне, что на юге Франции, недалеко от курортного местечка Монпелье. Вот только шины на сей раз представляли грузовые. Надо сказать, в мире грузовиков, прицепов, карьерных самосвалов и автобусов царят не только иные названия моделей, размеры и величины рекомендованных давлений. Там по-другому расставлены приоритеты. Нет, конечно, учитываются сцепные свойства, акустический комфорт, другие привычные показатели. Однако их весомость регулируется еще и законами экономики. Здесь принято рассуждать о качестве той или иной шины только после анализа целого комплекса данных, в котором, например, снижение сопротивления качению или повышение ходимости не менее важны, чем улучшение тормозных свойств. Ведь от них напрямую зависят тонны сэкономленного топлива, десятки тысяч дополнительных километров пройденного пути. Давайте разберемся, над чем же сегодня работают создатели шин для грузовиков.ОДИНАРНЫЕ ВМЕСТО СДВОЕННЫХ«Супер сингл» (Super Single) - этот термин (кстати, введенный и зарегистрированный компанией «Гудьир») призван обособить новое поколение шин, проще именуемых одинарными. Сначала появившиеся на прицепах, сегодня «синглы» теснят сдвоенные покрышки на ведущих осях грузовиков и автобусов. Острые на язьж дальнобойщики тут же нарекли новинку сексуальной. Пухлые формы, выразительный протектор, надо признаться, заметно меняют облик тягача. Но, конечно же, это не главное. Утверждают, что с переходом на «Супер сингл» уменьшается не только количество колес, а еще и сопротивление качению (до 17%), что позволяет, например, на 2% сократить расход топлива. Снижение веса (а пара новых шин «Марафон» (Marathon) 495/45R22.5 на стальных дисках весит на 100 кг меньше четырех традиционных) позволяет в большинстве случаев увеличить нагрузку, не говоря уже об улучшении сцепных свойств, устойчивости и управляемости автопоезда. Подсчитано, что грузовик, полностью обутый в «супер синглы», экономит до 1000 евро в год. Следующее направление - прицепы. Для них важно понизить центр тяжести, общую высоту и при этом увеличить полезный объем. Ранее низкая рама могла использоваться только при размере колес R.19,5 . Ныне на рынок выпущена шина «Марафон-LHT» размерности 455/40R22,5, разработанная в содружестве с производителями трейлеров. Ее применение позволяет не только увеличить размер тормозов, что, естественно, повышает безопасность, но и снизить расход топлива, шум, обеспечить лучшую боковую устойчивость и ходимость. ДЛЯ ЗИМЫ И ДЛЯ НАТО Кто из нас не видел печальной картины, когда на скользкой зимней дороге тяжелый автопоезд вдруг становится беспомощным, а то и просто опасным. Результат - многокилометровые проб-122За рулем 2/2004 ГРУЗОВЫЕ ШИНЫ GOODYEARки, тяжелейшие аварии, гибель людей и потеря грузов. Сегодня потребителю предлагается новейшая разработка «Гудьир» - шина «Ультра Грип WTS», уже признанная одной из лучших зимних шин на рулевую ось грузовиков и на любую - для автобусов. Специальный состав резины, оригинальный рисунок протектора - эти покрышки уверенно держат мокрую и зимнюю дорогу, при необходимости могут быть даже ошипованы. При этом, как и любые другие, «Ультра Грип WTS» подлежат нарезке и повторному восстановлению. Не забыта военная и другая спецтехника, ориентированная на бездорожье. Среди вездеходов царствуют два размера: традиционный 14,00R20 и новый натовский 375/90R22,5, уже принятый на вооружение некоторыми странами. Первый из «гудьировских» оффроудов ориентирован на каменистые горные склоны и песок. Не зря эти покрышСогласитесь, дальнобойщики правы: «Супер сингл» смотрится куда симпатичнее. ки испытывали в том числе и на рейдах «Париж-Дакар» - их относят к категоустойчивостью к разрывам и работе общую систему управления, связываюрии самых жестких. Высокие технолос пониженным давлением, а также хощую потребителя со всеми сервисами гии обеспечивают покрышке не только рошей способностью к самоочищению в Европе. Результат - оптимальный выбор времени и места замены, профилаотменную прочность, но и хорошую запротектора. ктики. Я понимаю, что для большинстщиту от глубоких повреждений. ва отечественных дальнобойщиков эти «Военные» шины характеризуются УМНЫЕ И СТОЙКИЕ новшества, мягко говоря, неактуальотличным сцеплением с дорогой как К ПРОКОЛАМ в летнее, так ив зимнее время, высокой Полигон встречает прекрасными срены. Зато шины, неуязвимые для прокодиземноморскими пейзажами и резколов, несомненно интересны всем. Их ватым ветерком. Эх, здесь бы... Но нет, конструкцию отличает дополнительздесь нам наглядно продемонстрируют ный герметизирующий слой: он позвовсе перспективные разработки, а вот ляет не бояться колющих предметов. самим поездить не дадут. Обидно, коКаких? Для демонстрации послужили нечно, ибо дороги тестового шинного гвозди диаметром 2,5-3 мм, которыми центра притягивают коварными повопокрышку демонстративно нашпигоротами, поблескивают площадки, обравали с помощью пневмомолотка. Реботанные наисовременнейшими технозультат обнадеживает - после вытаскивания гвоздей давление в шине остаетлогиями полива. Для начала - демонстрация описанся неизменным. Естественно, нельзя ных выше преимуществ шин «Супер было не спросить, сколько проколов и сингл». Надо признаться, впечатляет, какого размера выдерживает колесо. когда пара грузовиков, едущих паралОказывается, испытания в самом разлельно, одновременно включает нейтгаре и инженеры пока не готовы отве«Ультра Грип WTS» и «Оффроуд ORD» ральную передачу - и один из них легко тить обстоятельно. Они лишь конставнушают уважение. укатывается метров на 20-30 дальше. тируют, что демонстрационная шина Выигрыш одинарной шины при тормоуже выдержала воздействие более 20 жении на мокром покрытии не столь гвоздей. велик - метр-полтора с 60 км/ч. Главное же действо разворачивается отнюдь не на дорогах. «Умные шины» - совместный проект «Гудьира» с компанией «Сименс». Его основная идея - встроенный в покрышку микрочип, содержащий о ней максимум информации. Маленький, размером с монету кружочек будет знать всю подноготную покрышки, включая ее размер, дату изготовления, месторасположение по осям, информацию о владельце, пробеге и т. д. Благодаря этому шины будут интегрированы через Интернет в Как водится, напоследок вопрос о российских перспективах. Естественно, наш рынок вызывает огромный интерес, беда только одна - хорошие шины слишком дороги для наших грузовиков. Зачастую их ходимость выше, чем срок службы того же КамАЗа. Возможно, выход из ситуации будет найден при создании совместного предприятия переговоры об этом ведутся. Будем надеяться, что современные технологии вскоре придут ик нам, принеся массу нужных и полезных новинок. пЗа рулем 2/2004 123Общение с «умной» шиной при посредстве сканера.