184
185
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕАНАТОЛИИ БОГОМОЛОВВстране, где вместо дорог - направления, без хорошей карты за околицу не ходи - заблудишься. Штатные навигационные системы иномарок у нас ни к селу ни к городу: на их картах Россия - почти сплошное белое пятно. А вот появившиеся недавно отечественные электронные штурманы хоть и знают пока только «родные места» - крупные города да области, обещают хороший сервис. Проверим! Устанавливаем на автомобиль две системы, действующие в Москве и Подмосковье, и отправляемся в путь.Абонентской платы нет ни в той, ни в другой системе. А компьютер можно использовать и вне автомобиля для работы с другими программами - текстовыми, графическими и т.п. ЧТО В МЕНЮ? Установив компьютеры рядышком на приборной панели, пытаемся найти со «штурманами» общий язык. С московскими адресами все понятно, даже не требуется название целиком - по первым буквам уже можно выбрать нужную улицу из списка. В области каждая программа ищет по-своему: «Ариадна» - по населенному пункту (он указан на первом месте), «Навигатор» - по улице. Первый способ показался логичнее: всех улиц в городах и поселках области, пожалуй, не знает никто. Но всегда ли мы пользуемся точным адресом? Порой ориентиры другие: метро, вокзал, гостиница, аэропорт. В базе данных «Ариадны» объекты разбиты на шесть групп: станции метро, АЗС, сервис, запчасти, рестораны, гостиницы - не густо. А вот «Навигатор» полноценный справочник: он знает адреса вузов, судов, больниц, турфирм и т. п. - всего более 20 000 объектов. Несколько нажатий на экран - и на нем высветятся ближайшие к вам аптеки, рестораны, почтамты. Удобно. Очень полезным оказался список и при прокладке маршрута, особенно в области, где порой единственный ориентир железнодорожная платформа. Но об этом ниже.«Ариадна» запоминает до пяти выбранных маршрутов, любой из них можно вызывать в два касания экрана («горячая клавиша»). В «Навигаторе» действует система «закладок», вызываемых через меню, их число практически не ограничено. Записанный маршрут кому-то поможет найти обратную дорогу, а кому-то - проследить, чтобы водители не делали левых рейсов. ПОЕХАЛИ! Первый маршрут - по области. Например, до платформы Челюскинская Мытищинского района. Мы-то знаем, что проезд с Ярославского шоссе и со стороны стрельбища «Динамо» закрыт - водоохранная зона (необходим спецпропуск). Помогут ли «штурманы» найти объезд? Хорошо ли они ориентируются на местных дорогах, где провожатые нужнее всего? Запрограммировать «Навигатор» оказалось минутным делом: мы уже отмечали, что железнодорожные платформы он знает. А вот с «Ариадной» пришлось помучиться: привязавшись к автомобилю, уменьшать масштаб, перетаскивать карту, вновь увеличивать масштаб, чтобы увидеть детали, затем все повторять сначала. Да и управлять масштабом через экран не столь удобно, как в «Навигаторе», - отдельными кнопками на компьютере. Пользоваться им приходится часто, а целиться на ходу палочкой в крошечные поля на экране - увольте! Карта «Навигатора» показалась слишком пестрой. Более привычные,КТО ЕСТЬ КТО Система «Ариадна» (фото вверху слева) разработана компанией NAVSTREAM. В комплекте - карманный персональный компьютер (КПК), держатель и GPS-антенна (монтируется под стекло) . В держателе - разъем питания, подключаемый к бортовой сети. Цена комплекта с установкой - $1200-1500 (в зависимости от модели компьютера). Другая система - «Пилот-Навигатор» (фото справа) использует КПК и программу Pocket GPS pro Moscow. Помимо стационарной антенны в комплекте есть «мобильная». Она присоединяется к компьютеру через второй порт наверху, что несколько ограничивает выбор модели КПК. Зато «Навигатор» функционирует и вне автомобиля - преимущество на бездорожье или в походе. Кроме того, в комплект входит кабель к ноутбуку - карту можно смотреть на большом экране. Цена - от $990.184 За рулем 2/2004 РОССИЙСКИЕ НАВИГАТОРЫ В ДЕЛЕВ крупномасштабных картах общих систем ориентироваться легко, особенно хороши подсказки «легенды». Лишние «кнопки» на экране можно убрать. пер ЛУКОВ ||+|строгие цвета «Ариадны» воспринимаются легче. Да и движется карта плавнее. У «Навигатора» экран обновляется скачками. Впрочем, водитель должен смотреть на дорогу и как можно меньше отвлекаться на экран. Поэтому у обеих систем есть подсказки. «Ариадна» предупреждает о маневре приятным женским голосом примерно за 100-200 метров до поворота ив самом повороте. У «Навигатора» дикция хуже, но предупреждает он дважды (плюс подсказка в повороте), причем дальность можно запрограммировать. Но главная его изюминка - режим «легенды» (на фото слева), когда на экране появляются указатели ближайших поворотов с расстояниями до них. Вот это действительно удобно! На спокойные голосовые предупреждения «Ариадны» порой не успеваешь среагировать. Чтобы подстраховаться, приходится то и дело отслеживать траекторию на карте. С «легендой» - намного проще: «следующий поворот направо через 15 км» значит, можно не напрягаться. На сколько ходов вперед подавать «легенду» - зависит от настроек.ны» пару раз предупредили не до, а после него! Впрочем, стоило пересечь МКАД, как все дороги и обочины встали на свои места. УЛИЦЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА Едем в центр. На этот раз с постройкой маршрута проблем нет. Вдруг в пробке на светофоре проснулся «Навигатор»: «Вы ушли с маршрута - вы на маршруте!» И так, пока не поехали. Пробуем изменить настройки, перезагрузить систему: нудная тирада повторяется. Хм, с таким «штурманом» с ума сойдешь. Так, приехали. Но почему «штурманы» показывают разворот? А, понятно: нужный дом - на другой стороне улицы. Молодцы. Строим новый маршрут, но едем в другую сторону. Ага, «Ариадна» не знает, что разворот здесь убрали еще год назад. И здесь тоже. Зато «Навигатор», похоже, в курсе всех новшеств ГАИ. Разработчики «Ариадны» обещают обновлять базу данных бесплатно каждые два месяца в течение года. База для «Навигатора» стоит около $100 - но, скорее всего, понадобится не скоро.А вот в малом масштабе карта «Ариадны» почти нечитаема из-за обилия мелких деталей, да и прорисовывается долго.У «Навигатора» при уменьшении масштаба читаемость не ухудшается (красные стрелки на магистралях обозначают пробки).КОГО БЕРЕМ В РАЗВЕДКУ? Проведя за рулем целый день, мы сжились с нашими «штурманами». Да, они По Ярославскому шоссе подъезжаем порой были слишком надоедливы или к МКАД. Оба «штурмана» предлагают выбирали не самый оптимальный мари дальше ехать прямо, видимо, считая, шрут, но в целом положиться на них что водителю, у которого нашлись деньможно - не заблудятся. ги на навигацию, милицейский пикет Отдать предпочтение какой-либо из не помеха. Но мы сворачиваем на систем сложно. Тем, кто любит возитьМКАД к Осташковскому шоссе. «Вы ушся с настройками, наверняка понравитли с маршрута» - хором запели «штурмася «Навигатор» - их у него множество: ны». И через какие-то секунды: «Вы на что считать изгибом дороги, уходом маршруте». Выезжаем на Осташковское с маршрута и т. п. «Ариадна» попроще шоссе. «Ариадна» первая поняла наш заи порой надежнее, но с поиском конечмысел: поедем через Мытищи. Вскоре к ной точки маршрута, особенно в обласней присоединился и «Навигатор». Но ти, могут возникнуть проблемы. Мы не вот оказалось, что едем мы не по шосзаметили существенной разницы межсе... а по полям и огородам. Обе карты ду стационарной и мобильной антенпоказывали шоссе метрах в ста правее, ной, поэтому универсальность «Навино пока «Ариадна» молча вела нас к цегатора» - безусловный плюс. Зато он зали, «Навигатор» вслух строил воображанимает больше ресурсов компьютера, емые маршруты выезда на дорогу. и если памяти не хватает, может «заНа развязке в Мытищах мы «проехависнуть» при прокладке маршрута (так ли» по домам и вновь «ушли с маршрубыло у нас трижды). та». Тут мнения гидов разделились. Оба производителя вскоре планиру«Ариадна» быстро проложила новый ют модернизацию: уточнение карт, расмаршрут, словно бывала здесь тысячу ширение списка объектов, новые серраз, а «Навигатор» упорно звал нас на висные функции. Но в любом случае это Ярославское шоссе. В итоге «Ариадна», уже готовые помощники курьерам, «сконе знавшая названия ни одной улицы рой», МЧС. А владельцам КПК прямой в округе, умудрилась-таки привести нас резон расширить возможности своего задворками к нужной станции, а вещакомпьютера - ведь стоимость программ ющий названия улиц «Навигатор» спои дополнительного оборудования сравхватился лишь в самом конце! нима с ценой комплекта колес! Обратную дорогу оба проложили по кратчайшему пути. Но ехали мы опять Благодарим техцентр «АВТОПЛАНЕТА» по опушке леса, а о повороте «штурмаза помощь в подготовке материала.КУДА ТЫ ЗАВЕЛ НАС? НЕ ВИДНО НИ ЗГИ...За рулем 2/2004 185