20
21
ШЕСТЫЕ ВСЕСОЮЗНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО АВТОМОДЕЛЬНОМУ СПОРТУП) ожалуй, никогда еще автомодельный корд, оборудован* * н ый перед Малой спортивной ареной стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках, не был местом столь острой и напряженной борьбы между представителями "самого молодого в стране вида технического спорта — автомоделистами. Сюда съехались для участия в Шестых всесоюзных соревнованиях на гпервенство СССР по автомодельному спорту пятнадцать команд союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Состав участников — а их в нынешнем году собралось больше ста двадцати — был весьма сильным. И что особенно приятно — среди вышедших на старт было немало способной, прогрессирующей молодежи. Много интересного принес осмотр моделей, сделанный технической комиссией. Он показал, что конструкторы ряда моделей тщательно готовились к соревнованиям этого года. Высокие поощрительное баллы получили многие конструкторы радиоуправляемых моделей, с которыми, кстати сказать, впервые выступили все команды. Наибольшее количество очков (90) набрал перворазрядник москвич В. Линкин, сконструировавший модель грузовика ЗИЛ. Представитель Российской Федерации мастер автомодельного спорта П. Кузнецов представил миниатюрную «Чайку», которая впервые в автомоделестроении управлялась посредством радиоаппаратуры, собранной на полупроводниках. Первыми приняли старт гоночные модели класса 1,5 смЗ. Лидеры определились уже в первой попытке. Модель мастера автомодельного спорта С. Казанкова (Москва) развила скорость 104,651 км/час. Почти вплотную приблизилась к ней модель перворазрядника Г. Сербина (РСФСР), показавшая скорость 102,272 км/час. Третьим был мастер автомодельного спорта Г. Дзенытыс (Латвийская ССР) — 97,826 км/час. Вторая попытка не внесла изменений в положение этой тройки. Команда Москвы получила первые 400 очков. Появились и первые аутсайдеры — это были команды Ленинграда, Литовской, Армянской и Грузинской ССР. На старт гонок автомоделей класса 2,5 смЗ вышли мастера автомодельного спорта В. Якубович, А. Давыдов, В. Мустафаев, чемпион РСФСР 1962 года перворазрядник А. Крылов, выступавший в личном зачете. Уже в одном из первых заездов судьи зафиксировали скорость 130,434 км/час. Это В. Якубович (РСФСР) повторил свой рекорд и прочно утвердился на первом месте. Приятной неожиданностью было успешное выступление молодого казахского спортсмена-третьеразрядника Н. Ямашева. Гоночная модель, развив скорость 115,364 км/час, вывела Ямашева на второе место. Его успех сильно повысил шансы команды Казахстана в борьбе за призовое место. Третье время показала модель мастера автомодельного спорта А, Давыдова (Москва) — 111,111 км/час. Штрафных очков в этой кубатуре не получила ни одна команда. В первый день соревнований состоялись и заезды гоночных моделей класса 5 см 3 . Здесь наибольшего успеха добились спортсмены, выступавшие в личном зачете. Перворазрядник Р. Кулиев (Азербайджан) повторил результат Якубовича (правда, с той разницей, что для пятикубовок это далеко не рекордная скорость). Вторым с результатом 128,571 км/час был его земляк В. Мустафаев. На первое командное место вышел украинский спортсмен, мастер автомодельного спорта Е. Аржанов — 128,571 км/час, на второе — Б. Ефимов (Москва), на третье — азербайджанец второразрядник А. Колтаков. На результатах заездов этих моделей, видимо, в значительной степени сказалась погода, не дававшая двигателям «калилок», несмотря на все старания моделистов, «вработаться» в режим. В соревнованиях полумокетов класса 1,5 см" первенствовала модель ленинградца-перворазрядника В. Сакуна. В классе 2,5 см 3 победу завоевал полумакет В. Лоткова (РСФСР). Итак, перед решающими стартами — ходовыми испытаниями радиоуправляемых моделей по обязательной программе — положение лидеров было таково: Москва — 1394 и РСФСР — 1325 очков. Казалось, положение москвичей довольно прочное. Эта команда представила на соревно- вания уже проверенную модель, получившую на техническом осмотре наивысший поощрительный балл. Но в первой попытке маленький ЗИЛ отказался повиноваться В. Линкину, а во второй... Впрочем, все по порядку. На старт соревнований моделей, управляемых по радио, вышли 16 спортсменов. Вне конкурса здесь выступал мастер автомодельного спорта П- Кузнецов (РСФСР). На техническом осмотре его модель набрала 71 поощрительный балл. Этот результат смог перекрыть, кроме Линкина, лишь перворазрядник В. Овсянников (УССР), выступавший с моделью гусеничного вездехода. Кузнецов провел свою «Чайку» по сложной извилистой трассе быстрее всех и занял личное первое место. На первое командное место уверенно вышел молодой спортсмен из Подмосковья третьеразрядник В. Рослов (РСФСР) со своим «Москвичем». Вторым призером в командном зачете был казахский спортсмен В. Ефремов и лишь третьим — Линкин. Таким образом, команда РСФСР, набрав 1725 очков, завоевала звание чемпиона СССР 1962 года, а ее представители заняли пять призовых мест в соревнованиях моделей различных кубатур. На втором месте, как ив минувшем году, команда Москвы, на третьем — Казахстана. Помимо соревнований, входящих в командный зачет, в этом году состоялись заезды на регулярность движения (личное первенство). В своеобразных автомодельных ралли участвовали 33 спортсмена. Наименьшее отклонение от заявленной скорости дала модель спортсмена I разряда А. М о ­ розова (Таджикистан). По решению судейской коллегии, все спортсмены, показавшие в ходе соревнований высокие скорости, могли принять участие в заездах на установление рекордов. Эти соревнования не стали особенно «урожайными». Лишь С. Казанкову на дистанции 10 000 метров для гоночных класса 1,5 смЗ и В. Мустафаеву с гоночной 5 смЗ на дистанции 10 тысяч метров удалось превысить прошлогодние и весенние достижения. Какие же выводы можно сделать из результатов встречи, как бы подводившей итог работе моделистов за год? Следует отметить, что автомодельный спорт в наших республиках развивается пока крайне неравномерно. Кое-где к нему нет достаточного внимания со стороны комитетов ДОСААФ . Чем, например, объяснить, что моделисты Эстонии ни разу не принимали участия в соревнованиях на всесоюзное первенство? Почему на этих соревнованиях так слабо выступают из года в год команды Белоруссии, Таджикистана, Молдавии? По-в.идимому, комитеты Общества здесь мало еще делают для того, чтобы автомодельный спорт пошел в гору. Наконец, на наш взгляд, нельзя не коснуться положения, которое сложилось в связи с решением о проведении зональных встреч, по результатам которых будут отбираться лучшие команды для участия IBO всесоюзных соревнованиях. Идея проведения таких встреч правильна и полезна. Конечно, и зональные соревнования и матчевые встречи городов должны иметь место, практиковаться как можно чаще и шире. Но они должны все же быть дополнительными, промежуточными соревнованиями, а не заменять для большинства команд союзное первенство. I юдводя итоги прошедшего всесоюзного первенства, не лишне еще раз напомнить, что для широкого развития автомоделизма необходимо проявить больше заботы об укреплении материальной базы лабораторий и кружков, о снабжении моделистов деталями, инструментом, строительстве постоянных кордодромов. Таковы некоторые выводы, которые хотелось бы сделать из результатов Шестых всесоюзных соревнований по автомодельному спорту. К. ТУРБАБО, зам. главного судьи соревнования, судья республиканской категории.На снимках (сверху вниз): на корте чемпион СССР мастер спорта В. Якубович (РСФСР); чемпион СССР 1962 года в классе гоночных моделей 1,5 см' мастер спорта С. Казанков (слева) и мастер спорта А. Давыдов (оба — Москва) готовят модель к заезду; чемпион СССР 1962 года по радиоуправляемым моделям В. Рослов (РСФСР) демонстрирует своего «Москвича» школьникам. Фото А. Канашевича.