КАЛЕНДАРЬВ бездорожьеUвступила осень. Все чаще и чаще ••моросит мелкий дождь, превращая проселочные дороги в трассу, преодолеть которую можно порой только на автомобилях повышенной проходимости, таких, как ГАЗ-69, «Москвич-410». Но автолюбители, как правило, не располагают такими машинами, поэтому в очередной страничке календаря мы хотим рассказать о том, как можно на «Москвиче», «Победе», «Волге» успешно ездить в трудных дорожных условиях. Для этого приходится применять особые способы вождения, а в некоторых случаях специальные средства, повышающие проходимость автомобиля. Основные приемы вождения в условиях бездорожья освещены достаточно подробно в заводских инструкциях ив специальной литературе, поэтому здесь рекомендуются читателям лишь некоторые приемы вождения и приспособления, применяемые опытными водителями и спортсменами. Если есть возможность выбора трассы, то предпочтительнее двигаться по песчаной дороге. В этих условиях машину лучше не загружать полностью, чтобы колеса не зарывались в песок. Увеличения площади сцепления шин с грунтом можно достигнуть путем уменьшения давления воздуха в шинах. Техническая характеристика современных бескамерных шин размером 5,60 -< 15 («Москвич-407») допускает снижение давления с 1,7 до 1,4 атмосферы при соответствующем уменьшении нагрузки с 330 до 290 кг на каждую шину. Бескамерные шины «Победы» допускают еще большее уменьшение давления — с 2,2 до 1,5 атмосферы, но нагрузка при этом должна быть уменьшена на 120 кг на каждую шину (с 460 до 340 кг). Так как последующая подкачка шин до нормального давления ручным насосом — Дело довольно трудоемкое, можно рекомендовать применение специальных баллонов со сжатым воздухом, подобных тем, которые используют мотоциклисты, участвующие в многодневных соревнованиях. При отсутствии баллонов можно применить обычный углекислотный огнетушитель, на подводящую трубку которого, после отвинчивания конического раструба, надевается резиновый шланг. На втором конце этого шланга желательно иметь стандартный наконечник, применяемый со шлангом ручного насоса. Еще лучше использовать легкосъемный наконечник, изготовить который можно, руководствуясь заметкой Н. Мальцева в № 12 нашего журнала за 1961 год. При использовэнии этих приспособлений подкачка шин не вызывает затруднений и практически выполняется за две-три минуты. С помощью одного огнетушителя, как показывает практика, можно полностью накачать четыре-пять шин «Москвича». Кроме того, его применение решает вопрос накачки бескамерных шин после их монтажа, когда требуется повышенное давление, достичь которого ручным насосом очень трудно. Следует отметить, что наличие огнетушителя в машине, если и не придется накачивать шины, отнюдь не лишне. Располагать огнетушитель следует в легкодоступном месте. Для удобства контроля за давлением воздуха желательно подключить с помощью тройника стрелочный манометр с круглой шкалой. Установка такого прибора позволит непрерывно контролировать давление в шине во время процесса подкачки. Такую систему контроля можно применять ис обычным шинным насосом. Следует помнить, что эти манометры весьма чувствительны к превышению давления. Поэтому, чтобы избежать повреждения манометра, следует очень осторожно открывать вентиль баллона, а при пользовании шинньгм насосом не допускать резких качков. Исходя из этих же соображений, лучше применять манометры, рассчитанные на максимальное давление 5—6 атмосфер, хотя точность измерений при этом несколько снизится. Снижение давления в шинах можно также рекомендовать при движении по заболоченной местности, рыхлому грунту, пашне или сырой луговине, а в зимних условиях — по снежной целине. В то же время при движении по дорогамс твердой и глубокой колеей, а также с выбоинами, давление воздуха в шинах должно быть равно верхнему допустимому для данного типа шин пределу, так как в противном случае возможно повреждение шины. Помните, что ни в коем случае нельзя допускать буксования колес, так как при этом они еще сильнее зароются в грунт и ваш автомобиль застрянет окончательно. На песчаном грунте необходимо расчистить лопатой колею для передних колес, а под задние колеса подложить доски, ветки и т. п. Если есть возможность полить песок водой в достаточном количестве, то можно прибегнуть к этому способу. Если колеса начали буксовать при движении по мокрому глинистому грунту, надо попытаться отъехать назад, а затем повторить попытку преодолеть трудное место. Когда необходимо пересечь заболоченный луг, пройдите предварительно пешком, наметив путь следования, затем постарайтесь по возможности на высокой скорости без остановки преодолеть опасный участок. Если же машина потеряла скорость и остановилась, целесообразно сразу же подложить под колеса сучья, солому. Хорошо также выстлать путь впереди машины на несколько метров. Проходимость автомобилей, имеющих тросовый привод от ручного тормоза к тормозным колодкам («Москвич» 400, 402, 407, М-20), можно повысить следующим образом: если одно из колес начало буксовать, то натягивая трос, идущий к буксирующему колесу, то есть притормаживая его, можно будет стронуть автомобиль с места. В заключение следует напомнить, что при движении по плохим дорогам происходит повышенный износ деталей рулевого управления, подшипников, амортизаторов, пружин, рессор, резиновых буферов. При сильных ударах может произойти деформация деталей передней подвески, а также могут быть погнуты полуоси заднего моста. Не следует переезжать глубокие кюветы, выбоины, канавы и т. д. под прямым углом, так как возможно задевание нижней части кузова, бензобака, выхлопной трубы, а также клыков бампера за грунт. Помните, что подвеска современных легковых автомобилей для обеспечения комфортабельности имеет большой ход и мягка, поэтому при сильных толчках, которые нередки на ухабах, рытвинах, буграх, могут быть повреждены поперечная балка передней подвески, рулевые тяги, картер двигателя, а также коробки днища кузова и карданный вал.Редакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), В. В. БОГАТОВ, Г. В. ЗИМЕЛЕВ, В. И. КАРНЕЕВ, А. В. КАРЯГИН, Ю. А. КЛЕЙНЕРМАН (зам. главного редактора), М. И. КОЛПАКОВ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, В. И. НИКИТИН, В. В. РОГОЖИН, В. Я. СЕЛИФОНОВ, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ Художественно-технический редактор И. Г. Имшенник. Корректор Т. Л. Легостаева.Адрес редакции: Москва, И-51, Рахмановский пер., 4. Тел. К 5-52-24, Б 9-61-91. Сдано в набор, 28.08.62 г. Г-82480. Бум. 60 X 90'/а 2,25 бум. л 4 печ. л. Тираж 360 000 экз. Цена 30 коп. Подп. к печ. 17.09.62 г. Зак. 423.-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР.