(Армения), во втором — И. К рючков (Центральный морской клуб), Н еудачнодлямногих участников слож ился ход гонкивсерии2X10км . Из 38 стартовавших лишь 14 претендовали на призовые места, остальные из-за неп огоды не сумели пройти ни однойди ­ станции. С портсменыМолдавии , У збеки ­ стана, Казахстана и Белоруссии не при ­ несли своимкомандамвэтом классе судов ни одного очка. Это лишний разубеждаетвтом , что при подготовкексоревнованиямнужно рассчитывать не на идеальные услозия , а на возможные осложнения и трудности, возникающие в ходе гонки. С реди тех, к ого подвел мотор , был опытный гонщик мастер спорта Б. Ник итенко ( М осква ) . Четыре кругалиди ­ ровал он в третьей гонке , но за 150 метр овдо финиша отказал двигатель. И здесь спортсмен проявил настоящее му ­ ж ество . Не раздумывая , он бросился в воду и вплавь привелскутеркфинишудо истечения контрольного времени. К оманда получила зачетные очки . О бразцом товарищества может служить поступок В. Ж укова (Украина) и М . Гусева ( А рмения ) , к оторые , поступившись собственнымуспехом , сошли сди ­ станции, чтобы оказать помощьгонщи ­ к ам из Армениии Латвии, суда которых перевернулись. В гонках скутеров СА-250 приняло участие 28 спортсменов . А бсолютное большинство их имело на « в ооружении » отечественные моторы «Москва», поэтому результаты были стабильные. В команд ­ ных соревнованиях лучший результат по ­ казала команда Эстонии, за ней — лен инградцыиукраинцы . В личном зачете места распределились следующимобра ­ з ом : А. Раудва (Эстония), И. Суходольский ( Л енинград ) , А. М ашарин (Украина). Результат победителя — 154,880 км/час. Все три дистанции вэтом классе судовсмогли пройти лишь восемь Гонщиков. Очень острая борьба разгорелась в гонках мотолодок МА-250. Здесь успех в значительной мере зависел от мастерства экипажей . На всех трех 10-километровых дистанциях борьба шла восновноммежду эстонцами Ю. Вакман и Ю. Лиль идвумясупружескими парами латышами — Л . Озолиншь иД . Озолиня и представителями РСФСР А. К узнеченкои И. К узнеченко . Победили гонщики Эстонии (126,792 км/час). «Узким местом» у водномоторников ДОСААФпока является класс глиссеров. Хотя в первенстве участвовало 13 судов , д истанцию 50 км закончили лишь три . С восхищением наблюдали зрители и участники за В. С линковым , который, пройдя менее половины дистанции, оторвался уже на 8км от своих сопер ­ н иков . Все ждалирекорда , н о случилось непредвиденное : на 11-м круге от вибр ации лопнул бензопровод . Над глиссер ом взвился столб пламени . Правда, Слинков погасил пожарогнетушителем , но гонкупродолжить не смог . В этом классе судовпервоеместоза ­ нял призер первенства СССР 1961 годамастер спорта Е. К рашенников ( Л енин ­ град) с результатом 55,411 км/час; за ним следуют В. Войновский (Латвия) — 47,306 иМ . Мамалашвили ( А рмения ) — 37,854 км/час. В VIIIВсесоюзном первенстве дебюти ­ ровал целый класс судов — катера К-02. С редисемиэкипажейлучшуюско ­ рость показали Н. Труфанов и Н. Ф омин -Вольский (Центральный морскойклуб ) — 45,227 км/час, выступавшие вне конкурса . За ними были А. С ерови К. Винников ( М осква ) — 43,690 иЛ . Буниатян иМ . Гев оркян ( А рмения ) — 37,656 км/час. Последний день соревнований был по ­ священ заездам на установление рекор ­ дов. В. Слинков на глиссере «Мечта», восстановленном черезсутки после по ­ ж ара , показал на 1кмскорость 98,901 км/час, побив рекорд , установленный им же за 10 днейдоэтоговКазани ; а спортсмен И. Богданов на скутере СС-500 развил скорость 105,882 км/час, п ревы ­ сив исходный норматив для регистрации рекорда СССР, установленный в 1961 го ­ д у (100 км/час). Таким образом , досааф овцы внесли еще две поправкив таблицу высших достижений . О бщеепервое место вкомандном зачете ипереходящийприз завоевала хор ошо подготовленная команда Эстонии, на второе место вышлиспортсменыАр ­ м ении , третье досталось ленинградцам . О традно отметить значительный рост спортивно-технических результатов вод ­ н омоторников Прибалтики иАрмении . Чемпион ДОСААФ 1962 года — к оманда Эстонии впрошломгоду была лишь де ­ сятой. Но ее победув этом году никто не воспринял как случайность: с портсме ­ ны по-настоящему потрудились, готовясь к ответственной встрече. Сплоченная команда Армении вновь подтвердила, что является одной из сильнейших в Обществе. Очень стабильно выступает командаЛенинграда — в течение нес кольких лет она входит впервуютрой ­ ку. Заметно улучшилась работа вводномоторных секциях Азербайджана , Белоруссии иГрузии . Н иже своих возможностей выступили спортсмены Российской Федерации, М олдавии , Узбекистана и Казахстана. Н о самой серьезнойкритики заслуживают москвичи и украинцы, которые плохо подготовились к первенству. Т ренерамируководителям этих команд следует тща ­ тельно разобраться, в чем причина рез ­ к ого падения спортивных результатов коллективов, считавшихся сильнейшими в Обществе. Наверно, не случайно коман ­ да Украины , занявшая в 1960 году 1-е место, а в 1961 году — 3-е, сейчас откатилась на 8-е, а москвичи оказались еще дальше — на 12-м! Пусть их печальный опыт послужитуроком всем. Успех не приходит сам собой . Итак, V IIIводно - м оторное первенство ДОСААФзавершено . Что женужносде ­ лать, чтобы этот увлекательный вид спор ­ та получилещебольшееразвитиевор ­ ганизациях Общества? М ы считаем, что необходимозакре ­ пить за каждойкомандой опытных тре ­ н еров , расширить состав участников, в ключивв них способнуюмолодежь , и обеспечить спортсменовсовременнымимоторамиикорпусами . Надо в то жевре ­ м я всячески поддерживатьипоощрять инициативу всамостоятельномстрои ­ тельстве моторовмспортивныхсудов . Будет полезно чаще проводить соревно ­ вания в разных метеорологических условиях. А главное — н ужно создавать нов ыесекцииводно - м оторногоспорта при первичных организациях ДОСААФ , п о ­ мочь им , чтобы рядыспортсменов - в од номоторниюов все время росли ипопол ­ нялись молодыми силами. Н. СКВОРЦОВ, зам. главного судьи соревнований.На зарубежных трассахНА ОЗЕРЕ ПАНЧАРЕВОD Софии одновременно проходили " цва крупныхсоревнования : X пер ­ венство Народной Республики Болгарии по водно - м оторномуспортуимеждуна ­ р одныесоревнования скутеристов ряда стран. В них приняли участие командыоборонных обществ СССР, П ольши , Болгарии (две) и командаВсеобщегосоюзамоторных видов спорта ГДР. В международных соревнованиях командноеи личное, первенства разыг ­ рывались всерии из двух гонок по во ­ семь километров. В состав каждой команды входило по два гонщика , с тар ­ товавших на скутерах класса СА-250. К рометого , в гонках участвовало четыре «личника» — с портсмены Болгарии. В составах команд были заявлены сильнейшие гонщики: неоднократные чемпионы Польши ирекордсмены Евр опы Станислав МазнериЭдмунд Гутенс, ч емпионыирекордсмены Болгарии Иван Манолов , Николай Миланов , Л эзар Иончев и Ованес Такворян, н еод ­ н ократныечемпионыирекордсмены Евр опынемецкиегонщики Ганс ШульциЭрикКубе . За командуДОСААФ выступали мастера спорта Е. Ш ипинови И. К рючков . Соревнования проводились по между ­ н ародным правилам, предусматривающ им зачет по очковой системе. Д истан ­ ция была очень сложнойи напоминала по формеусеченнуюпирамиду . Советские иболгарские спортсмены стартовали на корпусах немецкогопро ­ изводства выпуска 1961 года смоторами «Кёниг-250». Польские спортсмены выступали на отечественных скутерах «Свифт» с моторами «ГАД-250». В распоряжении немецких гонщиков были экспериментальные образцы гоночных «Кёнигов» и « Ц иммерманов » . Борьба ивпервом , и во втором заезде была очень упорнойи закончилась победой гонщиков .немецкой команды. О ни стали победителямиивличном , и вкомандном зачете. Б ольшого успеха до ­ бились и наши водномоторники . К омандаДОСААФ заняла второеместо среди всех коллективов и ' первое — с редикоманд оборонных обществ. В личном зачете победителем стал Г. Ш ульц . П о ­ с ледующие места заняли Э. К убе , Е. Ш и ­ пинов и И. К рючков . У спешные старты советских скутери ­ стов на озере Панчарево говорят отом , что наши спортсменыприобретают нео бходимый опыт для выступления в ответственных международныхсоревнова ­ ниях. Н. НИКОЛАЕВ.27