«ТАТРАНСКИЙ РЕЙД»Международные многодневные соревнования в Польшеосле длительного советП ские мотоциклистыперерываприняли снова участие в популярнейшем международном многодневном соревновании — «Татранском рейде». В этом году он проводился в двадцатый раз, Международное значение «Татранского рейда», возрожденного в свободной Польше, непрерывно росло, особенно после 1955 года, когда был учрежден «Большой приз Татр», который разыгрывают национальные команды в составе 5 гонщиков на мотоциклах трех классов. Кроме главного приза, клубные команды оспаривают международный приз имени инженера Соколовского — инициатора «Татранского рейда», а заводские — приз заводской марки. Юбилейный «Татранский рейд» собрал очень сильный состав. В национальных командах Англии, ГДР, Польши, Чехословакии, Швеции мы увидели лучших гонщиков этих стран — участников многих шестидневных соревнований ФИМ , их победителей и призеров. За команду СССР выступали опытные гонщики ДОСААФ — В. Адоян, А. Руденко и В. Семин на чехословацких мотоциклах 43-175, А. Егоров (ИЖ-250) и С. Ястребоз (ИЖ-350). В личном зачете стартовал Б. Мальчиков (ИЖ-350, «Труд»). Четыре наших спортсмена завершили дорожные испытания без штрафных очков и получили золотые медали. Однако главная надежда команды — опытные В. Адоян и В. Семин выступили очень плохо и сошли с дистанции из-за неисправностей своих машин. В результате команда оказалась на последнем, шестом месте. Неудачу наших гонщиков никак нельзя объяснить ни случайностью, ни конструктивными недостатками машин. Ведь если бы Адоян и Семин закончили соревнования, наша команда все равно не могла рассчитывать на место выше пятого. Класс спортсменов, выступающих в многодневных гонках, сейчас поднялся, и успех решают уже не основные дорожные испытания (их завершает, как правило, подавляющее большинство участников), а дополнительные соревнования. А в них-то мы выступаем далеко не блестяще. Об этом говорят результаты нашей сборной на шестидневных соревнованиях ФИМв Австрии (1960 г.) и Англии (1961 г.), где по сумме положительных очков, набранных в таких дополнительных состязаниях, как «разгон — торможение», скоростной подъем и кросс, советские гонщики значительно уступали победителям — спортсменам ЧССР, австрийцам и другим. Еще хуже обстояли наши дела на «Татрзнском рейде». Здесь, в отличие от других многодневок, существует только один вид дополнительных соревнований — испытание на мастерство езды или, как его еще называют, «классическая езда». И выступления в дополнительных соревнованиях оцениваются не положительными, а штрафными очками. Учэстки «классической езды» представляют собой чаще всего русла высохших рек, идущие то под уклон, то в гору. Задача гонщиков заключается в том, чтобы преодолеть их, не касаясь ногами земли. Задача эта не из легких, если учесть, что участки обильно покрыты крупными камнями, выступающими корнями деревьев. Нужны большая натренированность, высоко развитое чувство равновесия, чтобы провести машину, не сбрасывая ног с подножек, по этим многочисленным препятствиям. Нзши гонщики не смогли справиться с такой задачей. Все они получили много штрафных очков и заняли последние места в своих классах. За три дня им предстояло преодолеть около 20 участков «классической езды» длиной до 300 метров, причем каждый из них был разбит на «подучастки» (от 30 до 150 метров), на которых судьи фиксировали нарушения правил. Если спортсмен касался ногой земли один раз, ему начислялось одно штрафное очко, два раза — 3 очка. Если он дотрагивался до земли двумя ногами или Одной, но более двух раз — ему записывали 5 очков. И так на каждом «подучастке». Чтобы судить об уровне подготовки наших спортсменов к этому соревнованию, приведем несколько цифр. Абсолютный победитель «Татранского рейда» в личном зачете англичанин Д . Харрис набрал 3 штрафных очка, его товарищ по команде Р. Пеплов, занявший второе место, — 8, а польский спортсмен Я. Щербакевич (третье место) — 12. Вся команда Польской Народной Республики, выигравшая «Большой приз Татр», имела 177 штрафных очков, меньше, чем мастер спорта А. Егоров, получивший 179 очков. У А. Руденко их было 150, у Б. Мельникова—120 иу С. Ястребова—117. Мы далеки от того, чтобы винить в проигрыше только спортсменов. Мастерство вождения, столь нужное и кроссменам, и просто мотоциклистам, должно вырабатываться с первых шагов мотоциклиста и мотоспортсмена. Оно не дает-Помещенные здесь снимки с «Татранского рейда» дают представление о том. к ак выглядят участки «классической езды».28