В КЛУБЕ — °" ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕсделать уйму дел, каждая минута невольно покажется короче воробьиного носа. И надо ли дивиться тому, что на лицах распорядителей соревнований начертана деловитая озабоченность, а "у подъезда автомотоклуба нетерпеливо урчат машины? Пожалуй, даже по некоторым внешним признакам можно себе представить уровень будущих гонок. Не так-то это просто — взобраться быстрым автомобильным аллюром на крутолобые холмы Вышгорода, расторопно получить в штабе все необходимое и ринуться опрометью по узким извилистым улочкам старого Таллина вниз, к поселку Локса, где расположен плацдарм предстоящих состязаний харьюских спортсменов. Впрочем, мастерства начальнику Харьюского автомотоклуба Феликсу Кивямяги и его ближайшим сподвижникам не занимать. Но даже им не поспеть всюду в эти насыщенные предстартовые часы. Как же быть? В клубе утверждают, что это очень просто. Недаром Харьюский автомотоклуб славится чуть ли не на всю Эстонию своим боевым составом общественников. Вот и сейчас мы можем увидеть на любом ответственном участке энтузиастов автомобильного спорта. Но прежде чем мы расскажем о том, как актив клуба готовится к очередным авто- .и мотористалищам, позвольте на минуту заглянуть в штаб соревнований. Вопреки ожиданиям, в штабе нас встретила не ошеломляющая суета, а спокойная тишина. В не очень просторной классной комнате клуба шло занятие. Подле схем, изготовленных руками самих слушателей, стоял инструктор и будничным голосом объяснял урок. Двое курсантов со школьным прилежанием перетирали в углу части мотоцикла. Матово поблескивали на свету «наглядные пособия» — собранные своими руками коробки передач, двигатели. Клуб жил своей повседневной жизнью. Начальник клуба Феликс Кивямяги, только что возвратившийся из Локса, усмехнулся, приметив наше недоумение: — Жизнь клуба, как вы сами понимаете, состоит не только из соревнований,.. Учимся, учимся каждый час... Впрочем, после уроков и курсанты превратятся в организаторов завтрашних гонок. Учатся, учатся каждый час... И недаром — автомотоклуб может похвастать немалыми успехами. В качестве свидетельства позвольте привести некоторые цифровые выкладки. Они представлены на четкой таблице в кабинете начальника клуба и доступны для поучительного обозрения каждому. В нынешнем году Харьюский клуб взялся обучить вождению машин и мотоциклов четыреста пятьдесят человек. Разве не порадует членов клуба, что уже к августу двести семьдесят восемь челоогда остается всего К дцать до стартачаса, а предстоит двачгтыре еще век получили на руки желанные права шоферов-любителей?! В нынешнем году Харьюский клуб решил подготовить в помощь селу двадцать пять трактористов. Разве не стоит доброго слова тог факт, что двадцать три из них уже способны вести по полям республики мощные ЧТЗ' и ХТЗ? Теперь бросим любознательный взгляд на так называемую спортивную часть таблицы. Из десяти «запланированных» общественных инструкторов десять уже обрели дерматиновые книжечки дипломов. Добавим еще, что два члена клуба получили второй спортивный разряд, семнадцать — третий, и картина станет еще более впечатляющей. Но довольно цифр. Ведь времени до начала соревнований осталось так немного. Как же его распределить наиболее рационально? Едва преподаватель Ринальдо Карль произнес свое заключительное: «Урок окончен. Все свободны!», как класс стал походить на растревоженный улей. Захлопали крышки парт, защелкали замки портфелей... Не правда ли, в повадках учащихся — независимо от возраста и общественного положения — всегда есть что-то школярское?..Реп рт жТе, кого после занятий ждала работа на предприятии или в учреждении, поспешили на улицу. Оставшиеся сгрудились в тесной комнате начальника клуба в ожидании штабных распоряжений. Мы неспроста повторяем это слово. Клуб в эти часы напоминал подлинный штаб. Трасса гонок, начертанная на полотне кальки, походила на штабные кроки. Начальник клуба становился командующим. Активисты превращались в младших начальников. — Дза человека, — слышен короткий приказ Феликса Кивямяги, — захватите афиши. Вы и вы... И два члена клуба, подхватив кипу плакатов, популяризирующих автомотоспорт, через минуту уже мчатся вниз к поселку Локса. Главный судья, работник гаража Эстонского радиокомитета Херберт Селглайт уже давно держит собственную машину в боевой готовности. Последнее напутствие — и, усадив в кабину своих коллег, он отправляется на место соревнований. Предстоит последний инспекторский осмотр трассы. Еще несколько минут, и в путь отправляются все активисты. Одному предстоит выступить по местному радио, чтобы произнести несколько темпераментных слов о значении предстоящих гонок, другому — расставить знаки, третьим, четвертым, пятым — проверить готовность районных филиалов к этому турнир у мастерства, умения, знаний. В утреннем старте примут участие десятки автомобилистов. Рядом с молодежью встанут многие ветераны. Секция ДОСААФ колхоза «Терас» выставляет не только новообращенных спортсменов, но и такого многоопытного бойца, как комбайнер Роодла Аре. Куусалский ремонтный завод поручил возглавить группу своих спортсменов разряднику Эйнарту Вильпиксу. Словом, есть с кем помериться силами членам клуба и новичкам из Харьюской округи! Но что же это за такой особый клуб, сумевший поднять на ноги, а точнее на колеса всю округу? Чем он отличен от других? Чем знаменательна его кипучая деятельность? Харьюский самодеятельный автомотоклуб объединяет автомобилистов и мотоциклистов нескольких сельских районов, смежных со столицей Эстонии — Таллином. Сто восемьдесят восемь его членов являются не просто любителями увлекательнейшего вида спорта, но и теми «дрожжами», которые будоражат, заставляют кипеть, "пениться, жить сельские и поселковые организации ДОСААФ. Призыв последнего съезда патриотического Общества здесь получил, пожалуй, наиболее зримое, ощутимое, весомое выражение в той части, которая касается создания массового и действенного актива общественности. «Ни шагу без общественности!» — этот девиз положен в основу всей работы клуба. И, может быть, поэтому там, где иным клубам надо приложить титанические усилия для организации спортивных соревнований и учебных занятий, здесь все делается быстро и споро. Суметь за первое полугодие провести два автокросса, три мотокросса, пять соревнований по фигурному вождению машин — суметь это можно было только при помощи добровольных помощников, энтузиастов. Создать автомотосекции при ремонтном заводе в Куусалу, на целлюлозно-бумажном комбинате в Кехре, электромеханическом заводе в Раазику, Маардуском комбинате, Локсаском судоремонтном заводе, в колхозе «Терас» — для этого надобно не только множество автомобилей и мотоциклов, но и непрестанная работа активистов. ...Ранним утром на трассе соревнования застыла тишина. Еще не видны на обочинах волнующиеся ряды зрителей, еще не слышны рулады оркестра, предшествующие началу захватывающего зрелища, еще только подбираются к месту старта машины спортсменов, — но всюду можно увидеть бодрствующих судей и инструкторов. Многих из них мы приметили в штабе Харьюского клуба. Тогда они выслушивали твердые и ясные распоряжения членов совета клуба. Сейчас они самостоятельно готовятся к старту. Еще несколько минут, и актив автомотоклуба начнет свой боевой смотр. Ян ПОЛИЩУК.S