30
31
«ДЕЛЬФИН». 1962 / # * ^ > * ^ * / > t £ ^ * ^ АВТОМОБИЛЬ ДАФ С УСИЛЕННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ| / а к сообщалось в журнале «За руб лем » (№№ 6 и9 за 1958 год), в Голландии освоен выпуск микролитражных автомобилей ДАФ-600 с автоматической передачей, так называемым вариоматнком. Передача крутящего момента осуществляется здесь при помощи клиноременной передачи. соответствующих центробежных регуляторов и сцепления в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Эта конструкция является до сих пор единственной малолитражной машиной с автоматической передачей, поскольку известно, что для осуществления подобной передачи требуется определенный запас мощности двигателя. Действительно, опыт показал, что по динамике разгона автомобиль ДАФ-600 значительно уступает другим автомобилям с таким же рабочим объемом двигателя. Это нетрудно понять, если учесть, что вариоматик должен быть отрегулирован на средние режимы мощности и крутящего момента двигателя во избежание его чрезмерного износа. Новые сообщения из Голландии говорят о том, что конструкторы вариоматика не отказались от своей идеи и ищут ее решение в выборе оптимальной мощности двигателя. Так, на новую модель автомобиля ДАФ в 1962 году устанавливается двигатель с рабочим объемом 750 смЗ, развивающий мощность 26 л. с , то есть на 7 л. с. более высокую, чем старый 600-кубовый двигатель. Эксплуатационные испытания показали, что такого увеличения мощности оказалось вполне достаточно для обеспечения вполне удовлетворительной динамики малолитражного автомобиля с автоматической передачей. Двухцилиндровый, четырехтактный двигатель ДАФ-750 выполнен с противонаправленными поршнями (типа «боксер»). Характерной чертой его конструкции является выраженная короткоходность: диаметр цилиндров — 85,5 мм, ход поршня — 65 мм. Цилиндры выполнены из серого чугуна, головки их алюминиевые, с запрессованными гнездами клапанов, изготовленными из специального сплава. Впускные и выпускные клапаны поворачиваются при каждом ходе поршня в своих бронзовых направляющих гильзах, благодаря чему исключается лригорание клапанных тарелок. Для улучшения охлаждения цилиндры и головки цилиндров снабжены облицовкой из листового железа, обеспечивающей интенсивно направленный поток воздуха от маховичного вентилятора. Насаженное спереди на коленчатый вал колесо вентилятора снабжено с обеих сторон лопатками аэродинамической формы « работает бесшумно на всем диапазоне оборотов. Охлаждающий воздух засасывается спереди прямо в вентилятор: У обратной стороны колеса расположен • кольцеобразный концентрический масляный радиатор, выступающий в задний венец лопаток и находящийся, таким образом, в центре воздушного потока: этим обеспечивается равномерное охлаждение обоих цилиндров, чему способствуют также и установленные несколько далее в воздушном потоке направляющие пластины. Максимальный крутящий момент двигателя равен 5,8 кгм при 2800 об/мин. Он передается на трансмиссию через полностью автоматизированную коробку передач <вариоматик), в которой изменен диапазон передаточных чисел, составляющий в новой модели от 16,4: 1 до 3,9 : 1. Задний мост автомобиля ДАФ с вариоматиком. Ц ародное предприятие Людвигсфель" де (ГДР) модернизировало выпускаемый им в течение ряда лет двигатель «РМ-175 Дельфин» для скутеров класса СИ. В новой модели 1962 года существенному изменению подверглась силовая часть двигателя и полностью изменена конструкция цилиндра. При прежней размерности (диаметр — 60,5 мм, ход поршня — 60,5 мм) цилиндр имеет трехканальную продувку вместо двухканальной возвратнопетлевой. Два боковых продувочных канала выполняют основные функции при очистке цилиндра от продуктов сгорания. Третий, дополнительный короткий канал способствует улучшению продувки, а также повышает надежность работы поршня, удаляя перегретую смесь из-под днища поршня. Проходное сечение основных продувочных каналов увеличено, улучшена их конфигурация. Вместо двух выпускных каналов сделан один с узкой перемычкой в окне для предотвращения западания и поломки поршневого кольца. Соответственно изменена и конструкция мегафона, который выполнен в виде одной трубы. Фазы продувки и выпуска очень широкие: высота продувочных окон равна 16 мм, выпускного окна — 27 мм. Поршневая группа также существенно изменена. Поршень имеет всего лишь одно стальное кольцо (высота его 1 мм) вместо двух в более ранних моделях. Ухудшения компрессии вследствие этого не происходит, так как двигатель работает на высоких оборотах. Благодаря использованию нового алюминиевого сплава повышена твердость поршня, в результате чего исключена опасность прихвата поршневого кольца. Подвергся модернизации и коленчатый вал двигателя: верхняя цапфа его усилена, шатун облегчен и выполнен в виде двутаврового сечения, а не овального, как в первых моделях. Значительные изменения внесены в конструкцию золотникового устройства. Крышка золотника имеет большую высоту. благодаря чему достигнута плавная форма выпускного канала и его сечение увеличено до 32 мм. Вращающийся золотник выполнен из листовой пружинной стали толщиной 0,5 мм. На двигателе установлен новый карбюратор большего размера (диаметр диффузора — 30 мм), отрегулированный для работы на бензине. Модернизации подверглась подводная часть двигателя, прежде всего за счет улучшения конструкции крепления к дейдвудной трубе. На подводной части установлен гребной винт полупогруженного типа левого вращения с увеличенным по высоте пером.Новый двигатель автомобиля ДАФ. Вакуумная регулировка автоматической передачи осуществляется теперь с помощью введенного в конструкцию дополнительного резервуара, благодаря которому значительно облегчается автоматический выбор нужных передаточных отношений. Необходимое разрежение определяется, следовательно, уже не только положением педали газа, то есть разрежением во впускных коллекторах, но также и запасом вакуума в дополнительном резервуаре, снабж-:шом возвратным клапаном. Этим достигается то, что при равномерном сопротивлении качению вариоматик уже больше не дает обратного включения, когда педаль газа нажимается медленно, а .выбирает всегда несколько повышенную передачу, благодаря чему автомобиль приобретает ускорение при постепенном возрастании мощности и числа оборотов. Другим преимуществом нового вакуумного регулятора является возможность внезапно и сильно ускорять автомобиль при всякой скорости, если педаль акселератора полностью отжата до пола. Водитель может, таким образом, пользуясь только педалью газа, добиться сильного ускорения при максимальном числе оборотов или нормального экономичного ускорения при постепенно возрастающих оборотах. Чувствительность вариоматика к изменениям сопротивления качению сохраняется в тех же пределах, как и раньше, и обеспечивает благоприятный выбор передаточных отношений при любых числах оборотов и нагрузке двигателя. Благодаря установке нового двигателя и другим, описанным выше конструктивным изменениям, максимальная скорость автомобиля ДАФ повысилась с 98 до 10о км/час, а динамика разгона улучшилась почти вдвое. Так, для разгона с места до 80 км/час автомобилю ДАФ-750 требуется всего лишь 20 секунд, в то время как у ДАФ-600 время разгона на той же дистанции превышало 35 секунд. Автомобиль преодолевает подъемы до 30 процентов. Расход топлива сохраняется в прежних пределах — от 6 до 7.5 литров на 100 км пробега.НОВЫЙ ГЛУШИТЕЛЬ| а метившаяся за последние годы в •зарубежном автомобилестроении тенденция к уменьшению клиренса (просвета между низшей точкой автомобиля и дорогой) сделала актуальной проблему размещения глушителей. Наряду с этим определенную роль играют также и соображения, связанные с влиянием атмосферных условий на состояние глушителя, который является одним из наименее износостойких элементов автомобиля. Новейшие исследования показали к тому же, что явления коррозии обусловливаются не только влиянием внешней среды, но в еще большей мере термическими напряжениями, способствующими скоплению в элементах глушителя кислот и остатков воды. Шум выхлопа представляет собой с точки зрения акустики пульсирующий поток звуковых волн переменной силы. Существуют в основном два действенных метода глушения этого шума — либо путем отвода энергии и завихрения газов, либо посредством устройства различных акустических сопротивлений. Последний метод, в частности, н использован одной из американских фирм, разработавшей новую систему глушения шумов выхлопа, которая устраняет ряд недостатков,тсвойственных применявшимся до сих пор глушителям горшкового типа. Новый глушитель, получивший наименование «арвинод», не представляет собой единого целого, а как бы распределен по всей длине выпускной трубы в виде нескольких элементов. Специально подобранные цилиндрические тела со сферическими окончаниями располагаются внутри выхлопной трубы на верхней части ее внутренней стенки и выполняют функции резонаторов. Диаметр выпускной трубы с этой целью несколько увеличен. но зато отпала необходимость в самом горшке глушителя. Звуковые волны от двигателя, доходя до резонаторов, приводят их в возбуждение, в результате чего последние создают собственные звуковые волны, пульсирующие в направлении. противоположном первоначальному потоку выпускных газов. Благодаря креплению резонаторов на верхней части внутренней стенки выпускной трубы, ко торая к тому же имеет гладкую поверхность и покрыта специальным защитным слоем, продукты сгорания, могущие вызвать коррозию, беспрепятственно проходят сквозь всю систему, не оседая в трубе и не имея, таким образом, возможности начать свою разрушительную работу,30 как это происходит в обычных глушителях. Другим преимуществом новой системы является то, что она в состоянии поглощать гораздо больше звуковой энергии, чем обычные глушители. Достаточно сказать, что «арвинод» с рабочим объемом в 3000 смЗ обеспечивает глушение шумов с той же эффективностью, как обычный глушитель объемом 9830 смЗ. Хотя новая система отличается значительно меньшими рабочими объемами, она не требует размещения поглощающих звуковую энергию элементов в определенном месте. Их можно ' размещать в произвольном порядке, подбирая каждый раз наиболее эффективное для данного глушителя сочетание. Важно также, что в разных местах трубы создаются различные температурные условия, благодаря чему постоянно изменяется частота звуковых колебаний. Расположенные непосредственно в потоке газа резонаторы способствуют этой перемене частот гораздо интенсивнее, чем элементы обычных глушителей. В кругах американских автомобильных специалистов новая система поглощения шумов выхлопа вызвала большой интерес. однако в связи с производственнотехническими трудностями серийного выпуска новых глушителей нельзя ожидать раньше 1964 года.УСИЛИТЕЛЬ РУЛЯ НА ЛЕГКОВОМ АВТОМОБИЛЕа автомобилях высшего класса «Даймлер-Бенц-300» (ФРГ) в 1962 году устанавливается рулевое управление о гидравлическим сервомеханизмом, значительно облегчающим вождение на улицах больших городов и на магистралях с интенсивными потоками транспорта. Рулевое управление этого автомобиля состоит из рулевой передачи, масляного насоса, распределительного устройства и рабочего поршня. Рулевая передача, распределительное устройство и поршень объединены в один блок, который может быть легко установлен вместо обычной механической рулевой передачи. При этом сохраняются все основные части рулевой передачи, и в частности винт с шаровой гайкой и автоматическая регулировка. Связанный с рулевым колесом. червяк рулевой передачи передает усилие через винт на гайку рулевой передачи, которая действует не непосредственно на рычаг поворотной цапфы, а установлена в рабочем поршне так, что может вращаться, но не имеет осевого -сдвига. По всей длине гайки рулевой передачи проходит линейка, входящая в паз размещенного в картере золотника управления. Последний ходит в гильзе. ограничивающей поворот гайки, благодаря чему при прекращении давления масла возможно и механическое управление. Прилагаемое к рулевому колесу усилие рук водителя разлагается на гайке рулевой передачи на две составляющие: осевую, которая способствует повороту колес. н тангенциальную, воздействующую на золотник. Тангенциальная сила постоянно соответствует, следовательно, усилию, прилагаемому к рулевому колесу. На золотнике имеются кромки, регулирующие давление поступающего из насоса масла и направляющие его каждый раз на соответствующие стороны рабочего поршня. Это давление воздействует также и на лобовые поверхности золотника. Поскольку давление масла всегда пропорционально сопротивлению поворота, водитель точно чувствует это сопротивление на рулевом колесе, хотя ив несколько уменьшенной степени. На обоих торцах золотника имеются поршеньки, которые упираются через пружины в стенки картера и имеют внутри золотника ограниченный ход. Если потребное для поворота давление масла превысит силу этих пружин, то оба поршенька выходят до упора кнаружи, благодаря чему золотник начинает работатьНМ+ш^4£*С44*&иний рычаг поворотной цапфы на вал сошки руля. В отличие от известных сервоприспособлепий, способствующих полной «разгрузке руля», описанная конструкция имеет целью обеспечить не только легкость управления, но и сохранение при этом «контакта» между водителем и дорогой при быстрой езде на извилистых трассах. Как показали длительные испытания, наилучшей регулировкой является такая, когда водитель ощущает на рулевом колесе около 30 процентов сопротивления повороту. При этом на виражах не приходится перехватывать руль, а при постановке автомобиля на стоянку и маневрировании вращение рулевого колеса от упора до упора весьма невелико.Сравнительно с обычным глушителем (вверху), «арвинод» (внизу) более компактен и менее подвержен коррозии.МИКРОЛИТРАЖНЫЙ КРОССОВЫЙ мотоциклU ародное предприятие Симеон в Зуле " (Германская Демократическая Республика) подготовило к спортивному сезону нынешнего года выпуск новых спортивных мотоциклов класса до 50 смЗ, предназначенных для кроссов и многодневных соревнований. На новом мотоцикле устанавливается одноцилиндровый двухтактный двигатель с рабочим объемом 49 смЗ (ход поршня — 39,5 мм, диаметр цилиндра — 40 мм). Двигатель, имеющий алюминиевый цилиндр с втянутой гильзой, развивает мощность 4,5 л. с. при 7500 об/мин. Трехступенчатая коробка передач имеет дополнительный редуктор, специально предназначенный для движения по пересеченной местности; в общей сложности, следовательно, на мотоцикле имеется шесть ступеней передачи. Подвеска передних и задних колес — маятниковая, с длинноходовой амортизационной стойкой; размер шин — 19 дюймов. После всесторонних испытаний нулевой серии описанных микролитражных мотоциклов будет осуществлена доводка конструкции с тем. чтобы уже к началу будущего года начать их серийный выпуск.Р ис . 1. Рулевое управление легкового автомобиля «Даймлер-Бенц-300» выпуска 1962 года: 1 — насос с резервуаром; 2 — гайка рулевой передачи; 3 — рабочий поршень; 4 _ червяк рулевой передачи; 5 — золотник управления; 6 — вал сошки руля; 7 — рулевая сошка.Р ис . 2. Элементы сервомеханизма рулевого управления автомобиля «Даймлер-Бенц-300»: 1 — картер рулевой передачи: 2 — рабочий поршень; 3 — гайка рулевой передачи; 4 — винт с шаровой гайкой; 5 — рулевой вал; 6 — червяк рулевой передачи; 7 — рычаг поворотной цапфы; 8 — вал сошкн рутолько против пружин. Такое устройство ограничивает максимально прилагаемое к .рулевому колесу усилие до определенной. заранее установленной величины. Рабочий поршень, закрывающий червяк и гайку рулевой передачи, передает как механическую часть усилия на поворот (то есть осевую составляющую гайки), так и гидравлическую через внутрен-ля; 9 — рулевая сошка; 10 — поршень; 11 — пружина для ограничения усилий на поворот; 12 — поперечный штнерт; 13 — управляющие кромки золотника; 14 — реактивная поверхность золотника' 15 — упор для линейки гайки рулевой передачи; 16 — гильза; 17 — линейка; 18 — золотник управления. Описанное сервоуправление способствует также и безопасности движення, поскольку в случае прокола шины рулевое колесо не будет вырываться из рук водителя и он сумеет легко сохранить контроль над автомобилем. Легкое рулевое управление снижает, кроме того, усталость водителя и способствует повышению комфортабельности езды.31