10
11
ПЕРВЕНСТВО СССР ПО МОТОКРОССУ СРЕДИ ЮНОШЕЙПРАЗДНИК МОТОСПОРТАдень Х олмы Климовской балки в этотамфипревратились в своеобразный театр. Задолго до начала соревнований врайон шахты № 2-бис устремились болельщики. Посмотреть состязания приехали не только краснодонцы, но и жители соседних поселков и городов. Свыше 30 тысяч любителей спорта С интересом наблюдали за борьбой мотогонщиков, собравшихся со всех «концов страны на свое юношеское первенство —- мотокросс, посвященный 20-летию со дня основания подпольной организации «Молодая гвардия». Такой успех юношеского мотокросса не случаен. На родине героев-молодогвардейцев умеют ценить спорт, требующий смелости и мужества. Немалую роль в популярности кросса сыграл и тот факт, что честь Краснодона впервые защищала команда городского автомотоклуба. Успеху соревнований способствовала и удачно выбранная трасса: расположенная недалеко от города, она хорошо просматривалась почти с любой точки. День соревнований стал для краснодонцев настоящим праздником мотоциклетного спорта. Он начался по традиции торжественным парадом участников на площади у памятника молодогвардейцам. Спортсменов приветствовали первый секретарь Краснодонского райкома партии тов. Руденко, бригадир проходческой бригады имени Олега Кошевого шахты № 1-Таловская тов. Лобко, бывший молодогвардеец тов. Юрхин. Под звуки Государственного гимна Советского Союза победители прошлогоднего юношеского кросса Али Сикамов и Александр Замыслов подняли флаг соревнований. Юношеский мотоспорт у нас еще очень молод. Только в 1960 году впервые было проведено первенство СССР среди юношей. И вот снова в Краснодон съехались представители молодого поколения мотогонщиков, которым предстоит сменить старых мастеров и защищать спортивную честь нашей страны в международных встречах. Каким будет результат на этот раз? Улучшилась ли подготовка юной смены по сравнению с прошлым первенством? Ответ на эти вопросы должен был дать краснодонский кросс. Встреча в Краснодоне явилась экзаменом на зрелось и спортивное мастерство юных кроссменов. В то же время это состязание подводило итог работы клубов ДОСААФ, добровольных обществ и ведомств по воспитанию спортивной смены. За обладание почетными призами боролись 68 гонщиков — тридцать девять в классе мотоциклов 125 см 3и дваРАСЧЕТ 8И МАСТЕРСТВО — дцать девять в классе 175 см . В каждом из трех заездов им предстояло ЗАЛОГ УСПЕХА пройти по семь кругов протяженностью 2,2 км каждый. Общая длина дистанции составила 46,2 км. Организаторы соревнований подобрали трассу, в основном отвечавшую требованиям современного кросса, — резкие спуски и подъемы (перепады высот доходили до 20°), крутые повороты, естественные трамплины. Гонщикам было где показать свое искусство. В современном скоростном кроссе выигрывает тот, кто хорошо владеет техникой «мастерской» езды, научился пользоваться сложными приемами вождения машин, умеет разум-но рисковать. Соревнования показали, что молодые мастера хорошо прыгают с трамплина, многие из них правильно преодолевают подъемы и спуски. Однако мотокросс вскрыл изъяны в тактической подготовке и особенно в индивидуальном мастерстве некоторых гонщиков. Анализ результатов свидетельствует о том, что для завоевания победы, кроме энергии и смелости, необходимы расчет и мастерство. Показателен в этом отношении второй заезд в классе 125 см3. Вначале лидерство захватили Е. Еремеев (ДОСААФ, Ленинград) и В. Соколов («Трудовые резервы», Ленинград). Затем гонку возглавили А. Васильев («Трудовые резервы», Ленинград) и С. Сомкин (ДОСААФ, РСФСР), которые долго шли, как говорят, бок о бок. Но вот гонщики проходят последний круг. Вперед вырывается Сомкин. Оставалось лреодолеть еще один крутой спуск, и он был бы у финиша, но... спортсмен развил очень высокую скорость и не учел, что до поворота уже не будет возможности сбавить темп. В результате — падение. Для большинства участников первенства была характерна чрезмерная горячность. Она подводила некоторых даже на прямых участках. Например, москвич Али Сикамов, долго лидировавший во «тором заезде, резко повернул ручку газа, и мотоцикл опрокинулся. Отсутствие расчета и хладнокровия особенно проявилось на старте. Стремление во что бы то ни стало вырваться вперед и захватить лидерство дорого обошлось многим спортсменам. Большинство из них пыталось выйти вперед со старта посредине трассы. Но скучивание приводило к столкновениям. После старта шять-шесть гонщиков падали. Тактическое мастерство проявил в этих условиях шестнадцатилетний краснодонец Иван Никулин (класс 125 см*). При жеребьевке ему «не везло»: во всех трех заездах на старте приходилось довольствоваться вторым рядом. Но он не «жался» к середине, не стремился пройти первый поворот по малому радиусу. И это позволило ему на старом мотоцикле обойти гонщиков, стартовавших раньше, и выйти в пятерку лидеров, оставив позади более опытных кроссменов. Наблюдая за гонкой, можно было без труда заметить, что многие спортсмены не научились еще брать подъемы. Одних подводил слишком резкий разгон, отчего мотоцикл бросало в сторону, другим мешало отсутствие расчета — «забраться» на вершину холма им удавалось со второго захода. Не овладели в совершенстве юные мастера и таким важным приемом, как умение правильно падать. Некоторые не могли закончить дистанцию из-за падений, которые приводили к повреждениям машин, а порой ик травмам. Большинство спортсменов-подростков оказались хорошо подготовленными физически к борьбе на трудной трассе. Но были и такие, для которых .пройти семь кругов оказалось сложной задачей. К концу гонки они чувствовали себя утомленными. Лидеры обходили их на несколько кругов. Борьба на краснодонской трассе выявила сильные и слабые стороны в подготовке юных гонщиков. Среди участников, которые выделялись своим мастерством, прежде всего надо отметить А. Васильева, В. Тюрина (ДОСААФ, РСФСР), занявших соответственно первые места а классах 125 и 175 см3, Б. Малахова, В. Рябинина («Трудовые резервы», Ленинград), Ю. Семененко (ДОСААФ, Ленинград), Ю. Сухова («Трудовые резервы», Москва). Хорошо проявили себя на соревно-10 ваниях юные гонщики И. Никулин (ДОСААФ, Краснодон), Ю. Паршин (ДОСААФ, Узбекская ССР), а также И. Барда и Э. Дунсдорф (Спортивный клуб Армии, Рига), не имющие спортивного разряда. Двум из них — И. Никулину и Ю. Паршину — были вручены призы журнала «За рулем» за лучшие результаты, показанные среди самых юных спортсменов (1946 года рождения). При систематической и правильной тренировке через несколько лет из этих ребят вырастут отличные мастера. Мотокросс «Молодая гвардия» был организован Федерацией мотоспорта «АНТРАКТ» СССР и Центральным советом ДСО «Трудовые резервы». Организационный комитет и судейская коллегия многое сделали для того, чтобы соревнования прошли успешно. Зрителям некогда было скучать. Мотогонщики на протяжении всей дистанции были у них на глазах. Соревнования проходили в острой борьбе, в высоком спортивном темпе. Только между первыми заез3 3 дами мотоциклов класса 125 см и 175 см произошла довольно длительная пауза — секретариат не успел подготовить стартовую ведомость следующего заезда. К сожалению, это не единственная оплошность, допущенная судьями. Они отменили полуфинал, мотивируя это тем, что некоторые команды не приехали на соревнование. Несмотря на это, спортсменов не разбили на группы. В каждом классе машин стартовали сразу все участники. Все это при резком сужении трассы после старта и недостаточной опытности гонщиков привело к массовым «завалам». Но никаких мер до конца соревнований так и не было принято. Между тем нужно было хотя бы проинструктировать спортсменов перед стартом. Большим упущением было и то, что организаторы соревнований не провели итоговое собрание участников, которое особенно необходимо для молодых спортсменов. На этом собрании можно было поговорить о многом, и в частности о беспрецедентном случае, вызвавшем справедливое возмущение зрителей. Мотогонщик Е. Минаев («Трудовые резервы», Москва) ударил ногой по колесу мотоцикла Б. Малахова, когда тот пытался его обойти. В ответ на замечание судьи Минаев нагрубил ему. За поведение, позорящее звание советского спортсмена, гонщика сняли с соревнований. Думается, что судейская шоллегия поступила слишком мягко: за подобные поступки следует не только снимать с соревнований, но и ходатайствовать о дисквалификации гонщика на тот или иной срок. В мотокроссе участвовали спортсмены из восьми союзных республик. Как и два года назад, не было гонщиков из Литвы, Молдавии. СИСТЕМУ и Казахстана. Не приехали сборные команды ЗАЧЕТА Туркмении, Киргизии, Грузии, Латвии. Настораживает также тот факт, что количество спортсменов оказалось на 20 человек меньше, чем в 1960 году. Почему «екоторые союзные республики не прислали свои команды? Чем можно объяснить резкое снижение количества участников? Думается, тремя причинами, Первая. Большинство автомотоклубов ДОСААФ все еще стоит в стороне от воспитания юной смены. Вторая. Система параллельного зачета (когда один гонщик выступает одновременно и за сборную команду республики и за автомотоклуб) на юношеских соревнованиях себя не оправдывает. Эта система не способствует увеличению количества участников. Недаром из 150 гонщиков, которых ожидали организаторы, в Краснодон прибыла только половина. Следует установить отдельный зачет для команд республик, клубов, ведомств и ДСО. Это будет стимулировать рост юных разрядников не местах, заставит клубы серьезнее работать с молодежью. И, наконец, третья. Всесоюзному мотокроссу предшествовал ряд крупных соревнований. Некоторые встречи состоялись почти в одно время с юношеским первенством. Все это создало для клубов известные трудности при подготовке юных гонщиков к данным соревнованиям. При составлении спортивного календаря на будущий год, видимо, следует предусмотреть проведение кросса в более удобное время. Несмотря на отмеченные недостатки, итоги кросса свидетельствуют о бесспорных успехах, достигнутых в подготовке команд к соревнованиям. Блестяще выступила узбекская команда. Хорошо показали себя спортсмены из Москвы, Риги, Ленинграда и Таганрога, Возросшее мастерство продемонстрировали также украинские и армянские гонщики. Особо хочется отметить команду Краснодонского автомотоклуба, занявшую первое место в клубном зачете, Хорошо наладили работу с молодежью в республикан2*ском автомотоклубе Узбекской ССР. Серьезно занимаются с подростками в Ереванском клубе. Там организована юношеская мотошкола, к молодым гонщикам прикреплены опытные мастера. Со спортом здесь знакомят ребят, начиная с четырнадцатилетнего возраста. Три раза в неделю подростки занимаются физической подготовкой (волейбол, бег, езда на велосипеде), изучают устройство мотоцикла. И не удивительно,'что за семь месяцев подготовлено 13 юных разрядников. Заметные сдвиги в воспитании молодых мастеров имеются в «Трудовых резервах» (Ленинград, Москва), автомотоклубе ДОСААФ Таганрога, республиканском клубе Украины и других. Однако сделаны лишь первые шаги. V съезд ДОСААФ поставил перед комитетами Общества, автомотоклубами задачу настойчивее прививать школьной молодежи любовь к технике, шире привлекать юношей и девушек к занятиям спортом, к изучению мотора. В известном Обращении Совет витебского автомотоклуба взял на себя повышенные обязательства по подготовке юных разрядников. Их примеру последовали многие другие клубы, включившиеся в борьбу за подъем юношеского спорта. Тот, кто дорожит честью советского мотоциклетного спорта, не должен оставаться в стороне от этого важнейшего дела. Долг каждого активиста клуба, первичной организации — сделать все возможное, чтобы начать спортивную работу с подростками там, где она еще не проводится. В любом автомотоклубе, Доме пионеров, станции юных техников можно организовать группы молодых спортсменов, мотосекции или юношеские мотошколы, Хороший пример показал недавно совет Витебского областного автомотоклуба. Витебцы создали юношескую мотошколу, в которой будут овладевать спортивным мастерством юноши и девушки. Активисты привлекают в качестве преподавателей мастеров спорта СССР, спортсменов-перворазрядников. Тренировки будут проводиться на специально выделенных для этой цели спортивных мотоциклах. Ф орм работы с подростками можно найти много. Одной из них являются, например, спортивно-технические клубы при средних школах. Если комитеты ДОСААФ совместно с комсомолом возьмутся за создание таких клубов, то они могут стать опорной базой для развития спорта среди школьников. И, наконец, надо устранить препятствия на пути молодежного мотоспорта. Сейчас к соревнованиям допускаются юноши, достигшие 16-летнего возраста и имеющие удостоверение на право управления мотоциклом. По юношеской категории они выступают всего два года. За этот короткий период трудно вырастить хороших спортсменов. Задача воспитания классных гонщиков намного облегчится, если к мотоспорту подростков будут приучать с 12—14 лет, как это делается в гимнастике, фигурном катании и др. Для этого нужно разработать положение о соревнованиях школьников. Если комитеты ДОСААФ , автомотоклубы, крупные первичные организации будут шире использовать такой резерв, как школьники, то в ближайшие годы юношеский мотоспорт добьется новых успехов. Н. ВАСИЛЬЕВ,, наш спец. корр. Момент соревнований. Гонщики проходят крутой поворот,Фото М. Краснова