18
19
H tRMEСПбГТИВНЫЕ /ИвДЕЛШ.КОВРОВЦЫР оветские мотоциклостроители за последнее ** время добились известных успехов в создан ииспортивныхмашин . На зимнихи весенних кроссах , на международных соревнованиях выдерж али первые испытанияэкспериментальные кроссовые «Ковровцы». Некоторые конструктивные новшества, п римененные на опытных образцах, у жев этом году появятся и на спортивных маш инах массового производства. Ниже приводится описание конструктивных особенностей новыхсерийных «Ковровцев» для кроссов и многодневок, выпускаемых заводом иладимирского совнархоза.п ортивные « К овровцы » классов 125 и 175 см3 завоевали большуюпопу ­ лярность благодарясвоейуниверсально ­ сти. О нив равной мерехороши для зим ­ них и летних соревнований , для различ ­ ных по трудностиипрофилю трасс, и милегко управлять, они надежныв эксплуатации ипростывобслуживании . К онст ­ р укция новых моделей этих машин является очереднымэтапомвсоздании более совершенныхмотоциклов малой кубатуры для кроссовимногодневок . П ри их проектировании были учтены предложения наших ведущих спортсме ­ нов идостижениязарубежнойтехники . Большая часть основных узлов спортив ­ ных мотоциклов « К овровец СК» ( с пор ­ тивный кроссовый ) классов 125 и 175 см3и « К овровецСМ » (спортивный много ­ д невный ) тех жекубатурунифицирова ­ на, п оэтомумыбудем рассматривать их вместе по узлам . Вес новых мотоциклов значительно снижен : н апример , «Ковровца-175 СК» — до 97 кг , а «Ковровца-125 СК» — д о 88 кг . Д остигнуто это путемоблегчения седла, щ итков , э лектрооборудования , а на кроссовыхмоделях — и некоторыхдругих деталей, в частности, б ензобака . База увеличена до 1295 мм ; г ораздониже стал центртяжести , б лагодаря этом у улучшилась устойчивость мотоциклаиего управляемость, что одинаково важнои для зимних трасс, и для летних с нетвердым грунтом (особенно на виражах). Д орожный просвет немногоумень ­ шен. Остальные габариты остались преж ­ ними. ДВИГАТЕЛЬ. Главная задача, к оторую ставили передсобойконструкторы , — это повышениемощности , н адежностиидолговечности двигателя. Д умаем , что вопределенноймеренамсовместнос техн ологами удалось этого достичь. П реждевсего улучшена технология изготовления цилиндров и поршней. Тщательнее отделываются рабочая по ­ верхность цилиндраипродувочныека ­ налы, у меньшенобъемкривошипнойка ­ меры. Изменена также конструкция поршня , что предотвращает западание колец.СД ляулучшенияочисткицилиндра отр аботавшие газы отводятся снизу . В со ­ четании с новой конструкцией глушителя это позволило несколько увеличить мощность двигателя. Р асположение выпускных труб снизу ( о но стало возмож ­ н ымпотому , что вкроссовые трассы не включают теперь глубокие броды) однов ременно снизило центр тяжестимото ­ цикла, у лучшилопосадкуспортсмена . О собое внимание былоуделенопроб ­ л еме увеличения продолжительностира ­ боты двигателя смаксимальнойнагруз ­ кой. Для этого созданы более благоприятные условия смазкиподшипниканижнейголовки шатуна. Увеличена, п ри ­ м ерно на одну треть, п оверхностьоребренияголовкицилиндра , что положи ­ т ельнымобразом сказалось на измене ­ нии температурногорежима двигателя, у лучшило наполнение цилиндра иповы ­ сило надежностьработысвечи . В конеч ­ н ом счете удалось достичь того , что дви ­ гатель теперь стал лучше работать на напряженныхрежимахв условиях самых сложных соревнований. Конструкция егоп редусматриваетвозможность дальнейшей форсировкии увеличения степени сжатия. В целях болееравномерногораспре ­ деления температур применено центральное расположение свечи на головке ; для улучшения рассеивания тепла ци ­ л индрнамеченопокрыватьчерным лаком. Д вигателирабочимобъемом 175 см3 снабжены двухрядной моторной цепью. На новых мотоциклах вместо сетчатого применен более совершенныйиэффек ­ тивный воздушный фильтр сфильтрую ­ щ имэлементом из капроновойпутанки . Ф ильтрнадежнозащищен от влаги игрязи . Почти не влияя на мощностьдви ­ гателя, о н значительно удлиняет срок его службы . Измененная конфигурация раструбавоздуховода снизила гидравли ­ ческие потери. В результате модернизации двигатель спортивных « К овровцев » стал надежнее , д олговечнее ; улучшились его тяговые качества, стабильнее стали характери ­ стики. Р АМА . Рост мастерства спортсменов, изменение условий соревнований (использование скоростных трасс) п отре ­ бовали улучшения динамических качеств мотоцикла , а вместе стемисоз ­ дания более прочной рамы , У новых мотоциклов ее конструкция изменена. П рименениетруб из легированной стали значительно упрочило раму, при этом вес ее не повысился. У зелрулевойко ­ лонки, который был слабым местом, усилен косынками . К рометого , он раз ­ г ружен за счет увеличения вылета вилки. Одновременно это уменьшило нап ряжениев верхней балке ипереднем подкосе рамы.СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛОВ «КОВРОВЕЦ» ^ч^-^^^ Модель ^^~~-~-__^ м отоц икла Параметр ^~~"~--^^ База, мм Дорожный просвет, мм К-125 СК СМ К-175 «Ковровец125» «Ковровец175» СК СМСКсмСКСМ1240 ± 1 270 230 1960 800 970 92 90 7 (5600) 1 (4700) 8,5 85 2,5-19 3 — 19 94 103 95 11 (5500) 1,45 (4800) 105 881290 ± 132С 220 19 50 81)0 10 70 97 80Габаритныер азмеры , мм Вес (сухой), к гширинавысота104 104 11,5 (5600) 1,5 (4900)Максимальная скорость , км/час Максимальная мощность , л. с. (при п об/мин) Максимальный крутящий момент КГМ (при п об/мин) Степень сжатия Ход подвески , мм Шины передняя задняяв в7,5 (5700) 1,1 (4900) 8,5 95 3—192,5-19 | 3,25-19 Новая рама обеспечивает более рациональную компоновку узлов мотоцикла. Конструкторам удалось максимально приблизить ось маятника к оси ведущей звездочки. Это улучшило усГ7гр *ГГ7гвооямачтом*оввооЛ of/лицХарактеристика двигателя 175 СК».«Ковровец-ловия работы цепи, что особенно важно при наличии подвесок с большим ходом (о них пойдет речь ниже). Основание подножек удлинено, благодаря чему они стали короче, жестче и прочнее. Положение их можно регулировать. ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА И ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА. Большое внимание было уделено усовершенствованию амортизаторов. Прежняя конструкция их не удовлетворяла спортсменов: амортизаторы недостаточно гасили толчки при движении по кроссовой трассе, работали нестабильно, ненадежны были сальниковые уплотнения. У новых амортизаторов, имеющих хорошие рабочие характеристики, эти недостатки в основном устранены. Передняя вилка — телескопическая бесштоковая с ходом 150 мм. Такая конструкция на наших спортивных мотоциклах применяется впервые. Она значительно проще штоковой по устройству и изготовлению. Пружины сделаны более жесткими, чем раньше, а угол наклона вилки уменьшен. Вилка кроссовых мотоциклов не имеет традиционных металлических кожухов, поэтому она стала легче. Резиновый кожух, закрепляемый на корпусе сальников, защищает их от пыли и грязи ив то же время выполняет роль буфера, смягчающего удар при полном срабатывании вилки. Ход заднего амортизатора — 95 мм. Гидравлическая система его более развита — количество заливаемой жидкости увеличено до 75 см". При этом больше стала внутренняя полость нижней втулки амортизатора, что способствует лучшему охлаждению жидкости. Чтобы снизить вредное воздействие от вспучивания жидкости при работе подвески, применен пеногаситель. Стендовые и длительные эксплуатационные испытания на трудных трассах показали, что новые амортизаторы работают хорошо. Маятник задней подвески — трубчатый, сварной. Он прост по конструкции, легок, достаточно прочен" и жёсток, меньше подвержен перекосам.КОЛЕСА на спортивных «Ковровцах» не взаимозаменяемые, диаметр их — 19. Прочность и жесткость колес повышены, они легко снимаются. Для удобства монтажа и демонтажа покрышек и повышения жесткости обода профиль его сделан более глубоким. Конструкция обода позволяет ставить шины большего поперечного размера, чем указано в паспорте. При движении на ступицы колес попадает много пыли, грязи и влаги. Чтобы обеспечить долговечность и высокий коэффициент полезного действия подшипников колес, предусмотрено двухстороннее их уплотнение. На новых спортивных мотоциклах установлено мягкое седло-подушка, достаточно удобное для всех условий соревнований. Дистанции современных кроссов сравнительно невелики, поэтому на кроссовых моделях устанавливается легкий бак емкостью всего 8,5 л. Его можно быстро снять с рамы, он имеет красивую форму и обеспечивает удобную посадку водителя. Бак мотоциклов, предназначенных для многодневных соревнований, более емок — 12,5 л. Для поглощения вибрации он крепится на резиновых втулках. ЩИТКИ хорошо защищают водителя от грязи. Угол охвата переднего колеса —i около 100°, заднего — около 120°. Это соответствует международным требованиям. Передний щиток сделан неподвижным с целью уменьшения веса неподрессоренных деталей. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ безбатарейное с генератором переменного тока Г-401 — наиболее совершенным из генераторов этого класса. Выбор такой схемы обусловлен ее большой надежностью и простотой обслуживания. На кроссовых мотоциклах ставятся только генератор и катушка зажигания. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ мотоциклов для многодневных соревнований состоит из фары, переключателя, заднего фонаря, спидометра и инструментального ящика, Для наиболее полной проверки эксплуатационных качеств новых мотоциклов были проведены длительные и всесторонние испытания — на трассах и стендовые. Они сыграли большую роль в доводке мотоциклов. Инженер Г. ИВАНОВ.Двигатель раме.175 СК, установленный наБензобакПередний и задний щитки.Генератор Г-Ш 6v35v/ Схема электрооборудования с генератором Г-401. Экспериментальный кроссовый «Ковровец».