ся «натаскиванием» за несколько тренировок. За рубежом — в Польше, Чехословакии, Финляндии, Англии, Франции — очень распространены всевозможные соревнования типа «классической езды». В них участвуют тысячи рядовых мотоциклистов и спортсменов. Проводятся многочисленные первенства (в том числе и юношеские) на специально созданных трассах, Думается, этот опыт нужно перенять и нам, причем как можно скорее. Не трудно себе представить, какие большие перспективы сулит это нашему мотоспорту. Мы часто думаем над тем, как вовлечь в занятия спортом многочисленных владельцев мотоциклов и мотороллеров. Соревнования типа «классическая езда» (они были подробно описаны в № 5 «За рулем» за 1961 г. в статье «Мотоциклетное многоборье») открывают путь в мотоспорт массе мотоциклистов. Они предельно просты в смысле организации и судейства. Подыскать участок для таких соревнований или даже соорудить его своими силами можно в каждом населенном пункте. И, что особенно важно, участие в таких соревнованиях не угрожает поломкой мотоциклов. «Классическая езда» должна войти в программу многодневок и однодневок, которые проводятся у нас. Поэтому следует взяться за развитие нового вида мотоциклетных соревнований и сделать так, чтобы в будущем сезоне они нашли место в спортивном календаре каждого автомотоклуба, каждой секции и команды. Для этого, конечно, потребуются немалые усилия Федерации мотоспорта СССР, местных федераций и секций, всего нашего общественного актива. И последнее: очевидно надо более четко определить круг международных многодневных соревнований, в которых постоянно будут принимать участие советские спортсмены. Выступление наших гонщиков в «Татранском рейде» было бы более успешным, если бы они стартовали в нем ежегодно. Тогда мы смогли бы учесть и особенности дополнительных соревнований (в таком виде, как сейчас, они проводятся недэвно), и то, что на тяжелых «Ижах» очень трудно пройти участки «классической езды». Ведь одно колесо мотоцикла ИЖ-250, не котором стартовал А. Егоров, весит 21 килограмм, в то время как вес некоторых машин этого класса (лучших зарубежных марок) не превышает 80—85 кг. Не случайно подавляющее большинство участников рейда стартовало на легких машинах классов 125, 175 и 250 см 3 . Даже англичане, известные своей приверженностью к большой кубзтуре, не включили в состав национальной сборной машин выше класса 250 см 3 . Лучше всех подготовились к юбилейному соревнованию хозяева трассы — польские гонщики. Пройдя «на нулях» все три этапа общей протяженностью 713 км, они стали обладателями главного приза. Без штрафных дорожные испытания выдержали сборные Чехословакии, ГДР и Швеции, но они имели больше штрафных очков в дополнительных соревнованиях. Международный клубный и заводской призы завоевали гонщики Чехословакии. П. РАЗЖИВИН, тренер по мотоспорту.У пущенн победашосТрадиционные международные«Больсейно-кольцевые мотогонки шой Приз», проведенные в Будапеште, были самыми крупными по сравнению со всеми предыдущими. 82 сильнейших спортсмена представляли спортивные флзги 14 государств. Среди участников были такие известные гонщики, как Ф. Срна, П. Славичек, К. Боер (ЧССР), X. Фишер и В. Музиоль (ГДР), Г. Милани (Италия) и др. В составе команды Советского Союза были заслуженные мастера спорта Н. Севостьянов и В. Пылаев и мастер спорта Э. Кийса, выступавшие на мотоциклах конструкции ЦКЭБ мотоциклостроения. Соревнования проводились на трассе «Нэплигете» длиной 3,2 км. Эта трасса, принесшая так много неприятностей гостям, была единодушно признана «коварной». Она. представляет собой короткую кривую с множеством поворотов и только одной стартовой прямой. Профиль трассы на многих участках кольца резко выпуклый посредине и не позволяет на большой скорости проходить повороты по внешнему радиусу. День тренировок для наших спортсменов явился многообещающим. Н. Севостьянов в заезде мотоциклов класса 250 см 3 показал лучший результат. Смелое преодоление самых трудных участков трассы,' отличная скорость на прямой выдвинули его в ряд основных претендентов на победу. Уверенно провели тренировочные заезды В, Пылаев и Э. Кийса. И вот наступил день соревнований. Последние предстартовые минуты. Оживление, царившее на трибунах иу стартовой линии, сменяется томительным ожиданием. Но вот судья взмахнул трехцветным флажком — дан старт мотоциклам класса 250 см'. Наше внимание приковано к мотоциклам под номерами 29 и 27. Хорошо взял старт Пылаев, немного задержался Севостьянов. Около зосьМи гонщиков уже развили довольно высокую скорость, когда заработал мотор его мотоцикла. Это в какой-то степени и предрешило исход борьбы. Пытаясь «достать» лидеров, он резко входит в правый поворот и... мотоцикл на боку. Сломана подножка, соскочила цепь — непредвиденный финал! А борьба на трассе продолжается. В первой пятерке круг за кругом идут Л. Сабо-второй, Г. Милани, Ф . Срна, П. Славичек и В. Пылаев. Вот советский спортсмен обходит Славичека и идет четвертым. Но за восемь кругов до конца гонки из-за перебоев в работе двигателя скорость мотоцикла резко снижается и он финиширует восьмым. Первым закончил дистанцию Л. Сабовторой, одну секунду ему проиграл Г. Милани, и на третьем месте был чехословацкий гонщик Ф. Срна. В заездах на мотоциклах 125 см 3и 500 см 3 наши спортсмены не учзствовали. В обоих классах первыми на финише были хозяева трассы Л. Сабо-второй и Г. Куруч. На мотоциклах класса 350 см 3 от нашей команды стартуют Н. Севостьянов и Э. Кийса. Но теперь Севостьянов проходит дистанцию осторожнее. Первый круг заканчивает одиннадцатым. Вот он перемещается на шестое место, а затем... опять досадный промах: «проскочил» "поворот — потеряны драгоценные секунды. К концу дистанции (80 километров) Севостьянову все же удается обойти Хенека, Канаса, Черкути. Он финишировал четвертым. Первые три места заняли соответственно Милани, Рихтер и Куруч. Не повезло и второму нашему гонщику — Э. Кийса. Удачно стартовав, он несколько кругов прошел в группе лидеров, но неисправность двигателя заставила его вернуться в закрытый парк. Каков же главный итог соревнований? Они послужили хорошим уроком для наших спортсменов и еще раз доказали, что высокое спортивное мастерство — это сочетание отличного знания техники, смелости, воли и точного расчета. Упущенная победа, особенно в классе машин 250 см 3 , является прежде всего результатом излишней горячности. Нашим гонщикам необходимо более серьезно тренироваться, а организаторам подбирать для соревнований в шоссейно-кольцевых гонках самые разнообрэзные трассы, близкие к международным, Вместе с тем выступления советских спортсменов в международных гонках еще раз показали, что отечественные гоночные мотоциклы не уступают иностранным образцам, а наши гонщики могут успешно бороться за призовые места с сильнейшими спортсменами мира. А. ХОХЛАЧЕВ.™ТгеТРТ^aNepl,se9^us5-^9.3cdrakorШШьш$20