U ерез год минет четверть века со • дня победы над фашистской Германией. Сотнями книг, ж урнальных очерков ежегодно пополняется наша лит ературао Великой Отечественной войне, героизме и мужестве советских воинов, с окрушивших гитлеровскую военную машину, освободивших человечество от коричневой чумы. И все же среди художественных, мемуарных, военно-исторических изданий о военных автомобилистах, о роли нашего автотранспорта в обеспении войск написано сравнительно мало. Вышедшая недавно в свет книга 3. И. Кондратьева (литературная запись А. И. Филатова) «Дороги войны» * в определенной мере восполняет пробел. Это, пожалуй, первый столь объемный труд, посвященный воинам-автомобилистам и дорожникам. Автор новой книги генерал-лейтенант технических войск Захар Иванович Кондратьев, активный участник гражданской и Великой Отечественной войн. близко стоявший у истоков автомобилизации страны, немало сделавший для организации иповышения боеготовности автомобильных войск и дорожного хозяйства в военные годы, в живой форме раскрывает новые, не известные или мало известные страницыв истории Великой Отечественной войны. Опираясь на личные впечатления и многочисленные документы, автор рассказывает о беспримерном мужестве, у мелых действиях водителей, воинов дорожной службы.Ф. И. Земляных. Снимок 1945 года.9 маяПраздник ПобедыС [ Н Н hi IЛЛ At VА I» hi3. И-КОНДГАТЬЕБ40F0IM ВОЙНЫНередко водители и дорожники брились за винтовки, автоматы и шли в бой. Так, бойцы и командиры 14-го и 85-го отдельных дорожно-строительных батальонов упереправ под Нарой и Истрой зимой 1941 года отразили яростные контратаки противника: на Минском шоссе группа шоферов одной из автоколонн вступила в схватку свражеским заслоном и истребила его. Таких боев на военных дорогах было немало. Нельзя без волнения читать страницы, р аскрывающие бессмертный подвиг .людей легендарной трассы, проложенной по льду Ладожского озера. Большое мужество требовалось от шоферов , доставл явших грузы войскам, с ражавшимся на берегах Волги. История Великой Отечественной войны, пишет 3. И. Кондратьев, до этого времени не знала таких массовых и интенсивных автомобильных перевозок, к акв Сталинградской битве. Только с9 августа по 25 октября 1942 года по дорогам одного Сталинградского фронтапрошлов ту и другую сторону 700 тысяч машин. Ярко показанав книге роль воиновавтомобилистов на заключительных этапах войны — в боях за освобождение народов Польши, Болгарии. Венгрии, Румынии, Албании, Чехословакии. Югославии. Автор проникновенно пишет о военных дорожниках, чьими руками под огнем врага строились мосты, прокладывались новые коммуникации. Воинам помогали сотни тысяч жителей городов и сел. З аканчивая чтение мемуаров, глубоко осознаешь, что вполне оправданы заключительные строки, о бращенныек воинам-автомобилистам и дорожникам: «Труженики войны, родные, вы заслужили "низкий поклон Родины. Потомки не забудут ваш подвиг». Б. АНДРЕЕВ * 3. И. Кондратьев. Дороги войны. Военное издательство Министерства обороны СССР. М., 1968. 100 000 экз., цена 78 коп.К ак - т овечеромв беседе своинами - в одителямияупомянулфамилиюфронто ­ вого шофераГероя Советского СоюзаЗемляных . В другиззаднихрядовподнял ­ ся младший сержант Анисимов: — Ф илимонИосифовичЗемляных — м ойземляк . П о соседству, н аодной улице вБердюжьеживем . Д опризываячастоснимвиделся . Он ившколеунас выступал. П ровожал нас на военную службу. Сейчас работает шофером в райкоме партии. Н есколькоднейспустявсибирскоеселоушломоеписьмо . Оно иположило начало знакомству с человеком, о котором раньше я знал только по архивным материалам. От Орлювско-Курской дуги до БалтийскогоморяпролегратныйпутьФилимо ­ на Земляных — ш офера 1620-го легкогоартполка 20-й артиллерийскойОршан ­ с койдивизиипрорыва . Много жестоких боев былонаэтомпути . З емляных воев алнаЗападномфронте , Б рянском , 3-м Белорусском , 1-м Прибалтийском , Л енин ­ г радском . В перерывемеждубоями его приняливпартию . В это времяшофер уже был награжден двумя орденами Красной Звезды. ...В концеиюля1944 года, освободив Шяуляй , в ойска 1-го Прибалтийского фронтадвинулисьнаРигу . Ю го - з ападнее Добеле удеревниБогачинапозиции артиллеристов враг обрушил мощный огневой удар. Подбита одна нашапушка , в торая . . . Н ужно скорее вывезти их, ч тобыисправить . И вот ужеиз - з авысотки выскакивает машинаФилимонаЗемляных . Под непрекращающимся огнем он цепляет пушкии увозит их в тыл. Загрузив машину снарядами, снова спешит шофернаогневую , где сражаютсятоварищи . — К огдаявозвратилсятуда , — р ассказываетФилимонИосифович , — то увидел, что стрелятьпофашистампочтинекому : м ногиеизбатарейцевубитыили ранены. Первое, о чем подумал, — вывезти раненых. Но тут вижу, гитлеровские танкиужезаходят во фланг . К тоихостановит ? Ч тобудетдальше ? Р ядом исправное орудие. Ну, Филимон, — р ешиля , — пришел твой черед рассчитаться с гадами. Ш офервсталкорудию . З арядил — и прямойнаводкой по танку . Первым снарядом не попал . П огорячился . Снова зарядил , п оймалголовнойтанквперекрестьепанорамы . Е сть ! В самыйраз ! Вслед завыстреломувидел , к ак ост ановилсятанкиокуталсядымом . У второго двумяснарядамисорвалбашню . А третий, пятясь, ушел за холм. — Д ажеи не верилось , ч то это моя работа, — в споминаетЗемляных . Только некогда было радоваться. Р ядомлежалитяжелораненныетоварищи . К ак мог, о сторожноположилихвкузов — и вмедсанбат . Это было21августа . А наследующийдень , к огдадивизионотбивал очередную танковую атаку противника в районе деревни Крустини, Филимон Земляных, оставив машинув укрытии, вновь стал у исправной пушки, расчет которойвышелизстроя . Это был его второй бой, у жесчетырьмявражески ­ м итанками . З апятнадцатьминутЗемляныхподжег (два изних , т ретьемураз ­ воротил башню и перебил гусеницу. Четвертый повернул назад. Высоко оценила Родина подвиг шофера. У казомПрезидиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года емубылоприсвоенозваниеГероя Советского Союза. З апомнилосьЗемляныхидругое событие. Это было 24 июня 1945 года. В Москву на исторический Парад Победы съехались советские воины — представител и всех фронтов . И впервойшеренге сводного полкаЛенинградскогофронта прош ел по брусчаткеКраснойплощадитридцатилетнийсибиряксзолотойЗвездой Героя — шофер-артиллерист Филимон Иосифович Земляных. С тех пор минуло почти четверть века. У ветерана войны выросли и стали взрослымидети . С ынАлександротслужилвармии , р аботает на заводеиучитсяВ политехническом институте. Дочь Галина заканчивает пединститут. Дружит старый воин спризывниками . Н австречах , в беседах сбудущимивоинамиФили ­ м онИосифовичрассказываетосвоих боевых товарищах, помогает ребятам осмыслитьзначениесвятогословаРодина , к оторую он защищалсоружиемв руках. Н КИРИЛЛОВ, г. Рязань подполковникПОЕДИНОК6