КАТАЛОГ И ПРЕЙСКУРАНТВ 1968 году в апрельском номере «За рулем» была опубликована заметка «Каталог — наложенным платежом», в которой сообщалось, что отдел технической информации Ирбитского мотозавода может выслать желающим «Каталог запасных частей и узлов мотоцикла «Урал-2» модели М-63». Как выяснилось, не все читатели правильно понимают назначение подобных изданий. В результате в адрес Ирбитского мотозавода стали поступать заявки с просьбой выслать запасные части по каталогу. Иллюстрированный наталог — это перечень всех запасных частей, узлов и деталей, выпускаемых заводом. Он может служить удобным справочником при изучении устройства мотоцикла, а также для определения точного названия и номерного шифра какой-либо детали. Но каталог не может служить основанием для заказа запчастей, т аккак завод-изготовитель не занимается торговлей. Это функции специализованных магазинов, а также баз Посылторга. В частности, запасные части к мотоциклам Ирбитского завода высылает Тульская база Роспосылторга, а для сельского населения Казахской, Киргизской, Узбекской, Таджинской и Туркменской союзных республик — Петропавловская база Главкоопкультторга Центросоюза. База Посылторга высылает желающим прейскурант, который содержит сведения о номерах и розничной цене на детали, которые выпускаются заводом для торгующей сети « поступают на базу ив специализированные магазины. Заказать на базе Посылторга можно лишь те детали, которые включены в прейскурант. Иллюстрированный же каталог лишь поможет вам сориентироваться в прейскуранте, но не заменит его.Двигатель и система питан ия . Удалите нагар в камере сгорания и выпускной системе. Проверьте (через выпускные окна цилиндра) подвижность поршневых колец. Снимите топливный кран и карбюратор. Удалите из них осадок и промойте бензином. После сборки продуйте все каналы карбюратора воздухом. Очистите глушитель шума впуска и фильтрующий элемент. Убедитесь в том, что в карбюратор не подсасывается неочищенный воздух. Силовая передача, органы управления . Промойте цепь задней передачи, смажьте и проверьте, как она натянута. Отрегулируйте сцепление и ход рычага ручного выключения сцепления. Проверьте состояние наконечников тросов, смажьте тросы и рукоятку управления дросселем. Ходовая часть. Снимите колеса, осмотрите камеры и покрышки. Промойте подшипники, проверьте их состояние и заложите в них свежую смазку. Промойте и осмотрите накладки тормозных колодок. Промойте и смажьте оси тормозных кулачков. Проверьте, в одной ли плоскости установлены колеса. Отрегулируйте ход тормозного рычага и педали. Проверьте и подтяните все болты и гайки на мотоцикле. Вот теперь можно спокойно отправляться в первую поездку.Для незначительного (в пределах 0,05 мм) увеличения зазора в подшипнике можно установить в разъеме крышки стальную или латунную прокладку. При этом она обязательно должна заходить на стык вкладышей и зажиматься не только плоскостью, но и стыком вкладыша. Устанавливать прокладку можно только со стороны фиксирующих выступов, а не с обеих сторон — возможна деформация одного из вкладышей изза неравномерного натяга. Шатуны четных (2, 4, 6) и нечетных 1, 3, 5) цилиндров невзаимозаменяемы. Переставлять их, просверлив дополнительные масляные отверстия, категорически запрещено.ПОЧЕМУ ПОДГОРАЮТ КОНТАКТЫ«На моем мотоцикле «Урал-2» двисатель работает с перебоями из-за подгорания контактов прерывателя. Зачистки контактов хватает ненадолго. Замена конденсатора и катушки не помогает. Как избавиться от этой неисправности?» — спрашивает А. Макридин из Саратовской области. Отвечает начальник лаборатории НИИавтоприборов Н. Якубик. Судя по письму, перебои в работе двигателя вызываются какой-то другой, более серьезной причиной. Поэтому сначала проверьте: состояние замка зажигания (не отходит ли ключ в замке); проводку; контакты прерывателя ПМ-302 (не шатаются ли); наличие вольфрамовых накладок на контактах; легкость вращения кулачка прерывателя на распределительном валу. Так нак Вы уже заменяли конденсатор икатушку зажигания, попробуйте заменить контакты прерывателя или весь прерыватель ПМ-302. Если это не поможет, то, чтобы уменьшить подгорание контактов прерывателя, можно сделать следующее: подсоединить второй конденсатор параллельно имеющемуся; увеличить зазор между контактами прерывателя до 0,45 мм; включить последовательно с катушкой зажигания дополнительное сопротивление 0,5 ом, рассчитанное на ток 3 — 4 а. Эти меры облегчат условия работы контактов.ЧТО ТАКОЕ СТАЛИНИТ?Каковы его свойства, как его обрабатывать, если будет необходимость? Об этом нас просят рассказать В. Кадушный из Никополя, В. Кропачев из пос. Хворостянка Кустанайской области и другие читатели. Сталинит — стекло, изготовленное по специальной технологии. Обычное утолщенное стекло нарезают по заданным размерам (в том числе и для автомобилей разных марок), обрабатывают по торцам наждачными кругами и закаляют. Термообработка (закалка) заключается в нагревании заготовки до 600 градусов (начало размягчения) и резком охлаждении струей воздуха. При этом в структуре стекла возникают большие внутренние напряжения, которые и придают ему нужные, в частности при установке на автомобиле, свойства — прочность и, в случае повреждения, — разрушение на мелкие, не ранящие человека частицы. -Обрабатывать закаленное стекло обычными способами в домашних условиях нельзя — оно неизбежно разрушится, если начать резать его или повредить поверхностный слой.КАК ПОДГОТОВИТЬ МОТОЦИКЛ К ЛЕТУН. Еремин из Воронежской области, К. Стороженко из Молдавии и другие мотолюбители спрашивают, нужно ли и, если нужно, то как готовить мотоцикл с двухтактным двигателем к летнему сезону после «зимней стоянки». Некоторые мотоциклисты - полагают, что если ко времени установки на зимнее хранение в машине не было неполадок, то весной достаточно заправить ее — и можно садиться в седло. Однако в этом случае нет никаких гарантий от неприятностей, поскольку состояние узлов и деталей остается неизвестным. Существует обязательный минимум работ, которые надо выполнить прежде, чем приступать к эксплуатации мотоцикла в новом сезоне. Система электрооборудования. Проверьте работоспособность аккумуляторной батареи и определите ее фактическую емкость. Для этого зарядите батарею полностью, доведите плотность электролита до 1,28, а затем разрядите ее током, равным 1/10 номинальной емкости батареи (0,6 а для батареи ЗМТ-6 и 1,2 а для ЗМТ-12), до напряжения 1,7 в на любом элементе. Время разряда, умноженное на разрядный ток (при средней температуре электролита около 30°), понажет примерно емкость батареи. После разряда батарею следует немедленно зарядить. Снимите генератор, очистите его от пыли и проверьте надежность всех контактов. На генераторе постоянного тока, кроме того, снимите щетки, проверьте состояние коллектора и длину щеток. Проверьте изоляцию всех проводов мотоцикла и надежность их соединений. Осмотрите контакты прерывателя и проверьте момент опережения зажигания.НЕВЫБРАСЫВАЙТЕ БАТАРЕЮ!ЗАМЕНА ВКЛАДЫШЕЙВ. Афанасьев из Красноярского края просит рассказать о способах подготовки вкладышей подшипников коленчатого вала и возможности перестановки шатунов двигателя ГАЗ-51. Вкладыши коренных и шатунных подшипников двигателя ГАЗ-51 заменяются без дополнительной подгонки благодаря высокой точности изготовления самих вкладышей и постелей для них в блоке и шатунах и одинаковым наружным диаметрам всех ремонтных и номинальных вкладышей. Конечно, оба вкладыша подшипника надо заменять одновременно. После любой замены вкладышей следует проверить диаметральный зазор в каждом подшипнике. Оптимальным следует считать зазор 0,04—0,05 мм. Если он превышает 0,08 мм — двигатель «застучит»; зазор менее 0,025 мм приводит к выкрашиванию и выплавлению заливки вкладыша. Требуемый зазор обеспечивается правильным сочетанием диаметра шейки коленчатого вала и толщины стенок вкладышей. Спиливать или пришабривать стыки у крышек подшипников или устанавливать прокладки между вкладышем и постелью (для уменьшения зазора) категорически запрещается. Спиливание крышек приведет к уменьшению или даже к ликвидации масляного зазора со всеми вытекающими отсюда последствиями, а прокладни между вкладышами и постелями увеличивают натяг вкладышей и ухудшают отвод тепла от них, что приводит к разрушению подшипника.«После четырех лет эксплуатации аккумуляторная батарея 6-СТ-42 потеряла емкость. Что лучше — отдать ее в ремонт (я слышал, что есть такие мастерские) или купить новую?» — спрашивает москвич Г. Куртазов. Основные причины, ограничивающие срок службы аккумуляторной батареи, — коррозия решеток положительных пластин, оплывание активной массы, короткие замыкания, необратимая сульфатация. После четырех лет эксплуатации батарея могла потерять емкость по любой из этих причин. Ремонт такой батареи заключается в замене сепараторов, положительных и отрицательных пластин аккумуляторов. Для этого в мастерских батарею полностью разбирают, тщательно осматривают полублоки положительных и отрицательных пластин, удаляют негодные. В промытый и проверенный на герметичность сосуд (норпус) устанавливают блоки, собранные из новых или годных (снятых с других батарей) пластин и соединяют их перемычками. Затем наносят мастику и испытывают батарею на герметичность и на отсутствие коротких замыканий. Заказчик получает батарею, залитую электролитом и полностью заряженную, то есть готовую к эксплуатации. Мастерская выдает паспорт на батарею с гарантийным сроком на год. К ак показала практика, батареи, отремонтированные в специальной мастерской г. Москвы (площадь Восстания, 46), по своим характеристикам, в том числе сроку службы, не только не уступают новым, но и зачастую превосходят их. Если н этому добавить, что ремонт обходится вдвое дешевле новой батареи, то совершенно очевидно, насколько выгоднее отдать батарею в ремонт, чем покупать новую.