ВОДИТЕЛЬ и ПЕШЕХОДпроезжую часть из-за стоящего автобуса или троллейбуса, и переход улицы на красный сигнал светофора, и многое другое, что мешает водителям работать, действует им на нервы, угрожает жизни и здоровью самих пешеходов. Не всегда, однако, пострадавшим оказывается сам виновник происшествия. Нередко водители, когда уже поздно тормозить, чтобы спасти внезапно возникшего перед машиной прохожего, резко сворачивают в сторону, и под колеса попадают ни в чем не повинные люди. Может возникнуть вопрос — почему это автор взывает к пешеходам в автомобильном журнале, который они вряд ли читают? Одна причина в гом, что сплошь и рядом водитель, оставив машину и превратившись в пешехода, ведет себя так же безответственно, как вызывавшие только что его возмущение сограждане. А потом, говорят, как аукнется, так и откликнется. Мы всегда говорим о взаимности. Так насколько предупредителен сам водитель к тому же пешеходу, велосипедисту, наконец, к своему коллеге, сидящему в другом автомобиле? Часто ли от него можно услышать слово «пожалуйста» или увидеть приглашающий жест? Нет. И это уже не от незнания норм поведения, а от неуважения к ним. На экзамене по Правилам движения в ГАИ вряд ли кто-нибудь не скажет, что шофер должен быть предупредительным к другим участникам движения, не создавать помех движению, оберегать жизнь и здоровье окружающих людей. Это на экзамене. А вот в жизни, товарищи водители, профессионалы и любители, получается не так1 Зачастую можно видеть, как водитель, выезжая на главную улицу, мешает идущим по ней машинам. Как, трогаясь от тротуара, не обращает внимания на движущиеся в том же направлении транспортные средства. Как, изменяя занимаемый ряд, заставляет других снижать скорость. А отношение « велосипедистам? Большинство шоферов их «не замечает», не признает за равноправных участников движения, с полным пренебрежением к ним совершает повороты и другие маневры, зачастую ставя велосипедистов в затруднительное положение, «прижимая» к тротуару, заставляя резко тормозить. Сейчас все шире применяется разметка проезжей части улиц и дорог. Разметкой предусмотрен «островок безопасности» — место для остановки пешеходов. Известно, что водители не имеют права заезжать на «островок», даже если на нем никого нет. Но многие ли придерживаются этого правила? Например, в Москве на улице Горького любители быстрой езды, норовящие держаться в крайнем левом ряду, пытаются даже «отжать» пешеходов с их площадки. А часто ли можно видеть, чтобы водитель приостановил машину и жестом пригласил пешехода перейти улицу? Очень редко, хотя необходимость в этом возникает в весьма острых ситуациях. Нередко шоферы прямо нарушают правило, обязывающее их пропускать тех, кто не успел закончить переход улицы к моменту смены сигнала светофора. Наш дорожный кодекс требует, чтобы на переходах, где движение регулируется, водители пропускали переходящих улицу при разрешающих сигналах. Иначе говоря, пешеход, идущий на зеленый сигнал светофора, имеет преимущество перед автомобилем или мотоциклом, поворачивающим направо. Но многие ли водители учитывают это? Очень немногие. Пешеходы стоят на проезжей части, и ни один водитель не сделает приглашающего жеста: «Идите, пожалуйста, я пропущу вас». И не случайно многие пешеходы ориентируются не на правила и сигналы светофоров, а на случайную возможность в уличных ситуациях. Вы сами, товарищи водители, приучаете их к этому. Другой пример. Пешеходы идут по тротуару широкой улицы и должны пересечь выходящий на нее переулсхк. По переулку приближается автомобиль. Обстановка на улице, и водитель это видит, складывается так, что повернуть направо в данный момент невозможно и приходится остановиться. Где же водитель остановит машину? Логично думать, что перед мысленной линией, соединяющей углы зданий. Ничего подобного. Он встанет у линии, соединяющей углы тротуара, загородив машиной путь пешеходам. А сколько жалоб поступает на водителей, которые, не обращая внимания на лужи, не пытаясь объехать их, не снижая скорости, проносятся мимо людей, обдавая их фонтанами грязи. Какая уж тут взаимная предупредительность. Да, товарищи водители! Пешеходы зачастую ведут себя неправильно, но мы и сами не без греха. Так давайте вспомним хорошее слово «пожалуйста» и будем пользоваться им постоянно. Поверьте, что это нисколько не уронит ваш авторитет в глазах пешеходов, никто не обвинит вас в слабохарактерности, а в выигрыше будут все участники движения, будут сохранены жизнь и здоровье многих людей, и вы сами будете спокойнее чувствовать себя за рулем. Л. КУЗНЕЦОВ, полковник милиции Рис. В. СтепановаКакое это хорошее слово — «пожалуйста»! Как объясняют словари, оно употребляется в качестве вежливого обращения при выражении просьбы и для вежливого выражения согласия. Заметьте: в обоих случаях речь идет о вежливом обращении друг с другом. Жаль, что слово это очень редко звучит в обращении между участниками движения — водителями и пешеходами. Более того, иногда создается впечатление, что эти высокие стороны всеми возможными средствами стараются помешать друг другу на улице, не щадя ради этого ни здоровья, ни даже самой жизни, преимущественно чужой. Большинство пешеходов считает, что во всех бедах на улице виноваты водители. И наоборот, шофер первопричину многих неприятностей видит в поведении пешехода. Я не собираюсь оправдывать ни тех, ни других. Так или иначе, но на территории РСФСР в 1967 году пострадали тысячи пешеходов, многие из них поплатились жизнью, и только в одной трети этих трагедий можно усмотреть вину водителей. Факты говорят сами за себя. Недисциплинированность пешеходов в наших городах, их пренебрежение элементарными правилами уличного движения и личной безопасностью общеизвестны. У водителей есть много оснований быть недовольными пешеходами — тут и попытки перебежать дорогу «под носом» приближающегося автомобиля, и выход на21