От ошибок, конечно, никто не застрахован. И водители тоже. Но вот, много лет приглядываясь к людям за рулем, не новичкам даже, можно увидеть систематическое повторение одних и тех же нарушений. Откуда они, эти, ставшие уже типическими, просчеты? Видимо, однажды в определенной ситуации водитель действовал не совсем правильно, но так, как ему удобнее, и все обошлось. Потом ситуация повторилась, и он повел себя так же. В конце концов выработалось что-то похожее на привычный вывих, выражаясь языком медицины. У каждого водителя, к сожалению, если взыскательно присмотреться к его манере ездить, можно обнаружить несколько привычных ошибок. Он их уже не замечает, а вот со стороны они видны отчетливо. Поскольку водителей становится все больше, общее количество таких ошибок и нарушений прибавляется, а в условиях нарастающей интенсивности движения они становятся все более опасными. Чтобы конкретнее представить себе эту опасность, давайте присмотримся к тому, как ездят наши коллеги, чем они грешат. Для начала возьмем самую благодатную для шофера ситуацию. Широкая загородная магистраль с двух- или трехрядным движением в одном направлении. Машин на дороге мало, и вроде бы никто никому не мешает. А вот попробуйте определить, в каком ряду идут проносящиеся мимо машины. Вряд ли вам это удастся, особенно если это легковые такси или машины автолюбителей. И мало кто в такой спокойной обстановке считает нужным поглядывать в зеркало заднего вида. Водители благодушно беседуют с пассажирами или созерцают пейзаж. Кажется, ничего опасного не происходит. Однако попробуйте в этих условиях совершить обгон. Не так-то просто. Идущая впереди, хоть и одинокая машина занимает почему-то левый ряд, а водитель ее упорно не замечает вашего намерения обогнать его. Если не помогает и звуковой сигнал, остается только выходить на полосу встречного движения. А ведь это всегда опаснее, чем обгон по своей стороне проезжей части. Кстати, относительно обгонов. Нередко их совершают без надобности. Этим, к сожалению, грешат в большей части водители-профессионалы, и иногда достаточно высокого класса. Кто не наблю-дал такой картины. Вас обгоняет машина, перестраивается в правый ряд и почти тут же уходит на правый поворот, Спрашивается, что выиграл этот водитель? Несколько секунд? А сколько лишних забот для себя и других водителей! Весьма опасен обгон, когда не хватает запаса скорости. Здесь дело в расчете, которым, как правило, не владеют малоопытные водители. Именно такие медленные, я бы сказал, затянутые обгоны при плохой видимости или наНа первое место я бы поставил здесь пренебрежение сигналами поворота. Многие водители включают их с началом маневра, а не за 5 секунд до него, как этого требуют правила. Согласитесь, что сигнал ценен лишь тогда, когда он подан заблаговременно, когда он предупреждает еще только о намерении, о готовящемся маневре. Если маневр уже начат, все ясно и без сигцала. Ничего кроме удивления и досады не вызывает и такой стиль езды. Впереди вдали вспыхивает красный свет светофора, а некоторые машины продолжают идти на большой скорости, хотя водителям ясно, что до зеленого света они успеют к перекрестку и не торопясь. Перед линией «стоп» им приходится резко тормозить. Эта лихость пугает пешеходов, нервирует водителей. При стоянке на уклоне редкий водитель упирает колесо в бортовой камень. В то время как здесь просто необходимо двойное стопорение машины — упором колеса и включением передачи заднего хода. Другое дело при стоянке на ровном месте, да еще в тесноте городских улиц. В этом случае лучше стопорить автомобиль лишь не полностью затянутым ручным тормозом. В ваше отсутствие остается возможность при необходимости чуть сдвинуть его с места и освободить выезд или въезд на стоянку другой машине. Вот лишь несколько примеров неправильного поведения водителей, которые мне приходится наблюдать в течение многих лет. Серьезного, на первый взгляд, как будто ничего и нет. А насколько спокойнее и безопаснее было бы ездить, если избавиться и от этих ненормальностей. Проверьте себя. Не стали ли и вы обладателем некоторых из названных здесь привычек. Если это так, постарайтесь расстаться с ними. Пересилить себя бывает трудно, но это очень нужно, и для вас же самих в первую очередь. И еще. Замечая ошибки других, не молчите, указывайте на них вашему коллеге-водителю при каждом возможном случае. Таким образом вы начнете перевоспитывать не только себя, но и тех, с кем вам приходится взаимодействовать на дороге. А это обязательно принесет хорошие результаты. Л. МАЛЫХ, кандидат технических наукПРИВЫЧНЫЕ ОШИБКИф Автолюбитель размышляет о причинах аварий, ф Опасности создаем мы сами, ф В каком ряду Вы едете! ф «За» и «против» обгона. ф В потоке принимайте общий ритм, ф Прежде сигнал, потом маневр, ф Будьте взыскательнее к себе и другим.скользкой дороге часто завершаются столкновениями. Вроде бы простое дело выбрать правильную дистанцию между своей и впереди идущей машиной. В учебных пособиях имеется достаточно рекомендаций, касающихся величины этой дистанции в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Но автолюбителю иногда кажется, что рекомендуемая дистанция мала, и он на всякий случай увеличивает ее. А многие водители на дорогах с интенсивным движением вообще не обращают внимания на то, какую они держат дистанцию. Так в потоке транспорта появляются «провалы». Это приводит обычно к тому, что другие машины тут же «влезают» в этот неоправданно большой свободный промежуток. Разве не ясно, что в потоке автомобилей разумнее идти в общем ритме с нормальной дистанцией. А вот распространенные «городские» ошибки.КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИИ И ФИЛЬМГосавтоинспекция МВД СССР и Центральное правление НТО городского хозяйства и автомобильного транспорта объявили Всесоюзный открытый конкурс на лучший киносценарий и кинофильм по безопасности движения. В нем могут участвовать отдельные лица, творческие коллективы, общественные организации. Жюри будет рассматривать и кинофильмы, созданные на киностудиях страны по заявкам министерств, ведомств, предприятий. Цель конкурса — привлечь широкие круги общественности, творческих работников к пропаганде безопасности движения на улицах городов и автомобильных дорогах. Сценарии и фильмы могут быть посвящены любой теме, связанной с повышением безопасности движения пешеходов и транспортных средств, с улучшением работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и прежде всего в школах и других учебных заведениях, транспортных предприятиях, в дорожных хозяйствах. Какие требования предъявляются к сценариям? Будут рассматриваться только те из них, по которым не поставлены фильмы. Объем — не более 10 страниц текста, перепечатанного на машинке через два интервала. Сценарии следует посылать в запечатанном конверте под условным названием — девизом. В него вкладывается еще один, также запечатанный конверт со сведениями об авторе или авторах (фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, адрес). На конкурс могут быть представлены кинофильмы выпуска не ранее 1965 года, отснятые на пленке шириной 35 или 16 мм. И еще одно условие: время их демонстрации 5 — 10 минут. Кинофильмы надо пересылать в специальных ящиках, обязательно с описанием (монтажными листами). В отдельном конверте сообщаются сведения об авторах. Адрес, по которому надо направлять материалы (с пометной «На конкурс»): Москва, И-90, проспект Мира, 15, Отделение агитации и пропаганды ОРУД — ГАИ УВД исполкома Моссовета. Телефон — 294-65-37 . Для победителей конкурса установлены следующие премии. Авторам лучших сценариев: первая — 500 руб., две вторых — по 300 руб., две третьих — по 200 руб. и две поощрительных — по 100 руб. Для коллективов киностудий, создавших лучшие фильмы, установлены три премии: первая — 500 руб., вторая — 400 руб., третья — 200 руб., а для кинолюбителей — пять: первая — 400 руб., две вторых — по 300 руб., две третьих — по 100 руб. Конкурс проводится до 1 ноября 1969 года. Эта дата — последний срок отправки материалов, который будет определяться по почтовому штемпелю.23