12
13
У ВАС НОВЫЙЛобовое и заднее стекла. Их особенности, способы заменыНевозможным оказалось сохранить и прежние уплотнители стекол. У старых и новых моделей они не взаимозаменяемы. Уплотнители ветрового и заднего стекол «Москвичей-408» и «412» одинаковы по профилю и различаются только длиной. Поэтому все, что будет говориться дальше о ветровом стекле, относится ик заднему. Если при ремонте кузова надо снять и опять поставить гнутое стекло или же вставить новое взамен разбитого, рекомендуем такой порядок операций. Прежде всего снимаем щетки и рычаги стеклоочистителя и декоративную рамку из двух половин, соединенных в средней части скобками. Для этого отодвигаем в сторону скобки, закрывающие стыки. Чтобы не помять рамки (они сделаны из тонкой алюминиевой ленты), с ними •следует обращаться осторожно. Теперь при помощи отвертки вытаскиваем из паза уплотнителя (изнутри кузова) один конец замочного вкладыша 3 (рис. 2), а затем и весь вкладыш. Выдвигаем наружу правый или левый верхний угол стекла. Все стекла «Москвичей-408» и «412» закалены и не боятся небольших деформаций и ударов мягкими предметами. Поэтому, вынимая стекло, можно без опасений довольно энергично стучать по нему рукой. Для страховки — чтобы выдвинутое наружу стекло не упало — кто-то должен поддерживать его. Снятый со стекла уплотнитель тщательно очищаем от остатков мастики, протерев его пазы сперва смоченной в бензине тряпочкой, а потом насухо. После этого снимаем остатки мастики с кромок стекла ис фланца его проема на кузове (мастику У20А светло-зеленого цвета с фланца и из паза уплотнителя можно не удалять, если она це высохла). Устанавливаем стекло в такой последовательности. Надеваем на стекло уплотнитель и вкладываем в его паз, охватывающий фланец проема на кузове, замочный вкладыш 3 (рис. 2, I) так, чтобы концы вкладыша оказались примерно в середине нижней кромки стекла. Эти концы (длиной 150—200 мм) выводим внутрь кузова. Вкладыш смазываем глицерином или тормозной жидкостью — в случае необходимости его тогда будет легче вынуть. Прикладываем и прижимаем стекло (с надетым уплотнителем) к проему кузова. Помощник должен вытягивать поочередно концы вкладыша внутрь таким образом, чтобы гребень уплотнителя полностью перешел через фланец проема (рис. 2, II). Вставленное стекло нужно плотнее посадить в проем, постучав по его краям рукой или резиновым молотком. Уплотнитель стекла можно не менять, если только он не поврежден. При замене концы нового уплотнителя, имеющие запас по длине, после того как наденете на стекло, обрежьте и соедините в стык (с небольшим натягом) посередине нижней кромки стекла, так, чтобы они плотно прилегали один к другому. Герметизируют стекла до установки замочного вкладыша и декоративной рамки — пока уплотнитель еще неплотно прижат к кузову. На заводе для этого применяют специальные мастики. В паз уплотнителя, между ним и проемом кузова, вводят мастику У20А. Стекло в резиновом уплотнителе герметизируют мастикой № 213 (она черного цвета), вводимой специальным шприцем. В «домашних» условиях герметизацией лучше заняться, уже установив стекло в проем кузова (иначе мастика будет выдавливаться и пачкать руки, детали, обивку потолка). Мастику вводим в паз стекла снаружи по нижней и боковым сторонам, отводя постепенно кромку уплотнителя от стекла. Для этого проще всего пользоваться плоской тонкой лопаточкой или заостренной дощечкой. Потом таким же образом вводим мастику под внешний гребень уплотнителя — между ним и кузовом — по верхней и боковым кромкам стекла. Намного удобнее делать эту работу вдвоем. Если у вас нет мастики № 213, можно в крайнем случае заменить ее резиновым клеем, асфальтобитумным лаком № 177, их смесью или клеем № 88. В заводских условиях уплотнитель в стыке склеивают клеем № 88 (изготовитель — Казанский завод РТЙ). За неимением его можно применить обычный резиновый клей или же тщательно промазать мастикой. А вместо мастики У20А можно использовать невысыхающую оконную замазку, которая продается в магазинах бытовой химии. Ею же заменяют и мастику № 213. Важным условием эффективной герметизации является полное удаление влаги из пазов уплотнителя. Для установки декоративных рамок нужен специальный крючок 6 (см. рис. 2), причем паз для рамки и гребень уплотнителя, который удерживает рамку, должны быть смазаны глицерином или тормозной жидкостью. Чтобы паз уплотнителя не сжимался, помощнику нужно слегка нажимать изнутри кузова на стекло по мере введения рамки в паз. Сначала заправляем торец верхней части одной из половин рамки в паз уплотнителя и двигаем ее, пока боковая часть рамки не 'совпадет с пазомР ис . 1. «Полупанорамное» стекло для «Мооквичей-408», «412».| | а «Москвичах-408» и «412» значительно увеличена площадь остекления .всего кузова и кривизна стекол (в особенности заднего). Это существенно улучшило освещенность внутреннего помещения и обзорность, а верхняя часть машины приобрела «зрительную легкость». Если на «Москвичах-402», «407», «403» переднее и заднее стекла были просто гнутыми, то на новых машинах они «полупанорамные» (рис. 1). Увеличение кривизны стекол повлекло изменение конструкции крыши. На «Москвичах-408» и «412» по этой причине, а также в связи с усложнением формы верхней части кузова уже не удалось объединить проемы обоих стекол — ветрового и заднего — в одной штамповке, а глубину посадочных мест пришлось значительно уменьшить.ЗАСЕДАНИЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЕ12 IIВ январе этого года мы познакомили членов «Клуба» с приварными задними крыльями новых «Москвичей». Сегодня продолжаем разговор об этих машинах. Почему и как изменилась конструкция лобового и заднего стекол? Чем различаются стекла разных заводов? Как правильно вынуть и вставить стекло, уплотнить и герметизировать его соединение с кузовом? Для ответа на все эти вопросы, интересующие многих автолюбителей, слово вновь предоставляется начальнику бюро кузовов ОГК завода С. Д. Чуразову. боковой части уплотнителя. После этого вводим крючок 6в паз, как показано на рис. 2, III, начиная с незаправленного в паз участка на верхней части рамки. Придерживая рамку и постепенно продвигая крючок, заправляем в уплотнитель бортик рамки по всей длине, слегка прижимая ее и приглаживая куском войлока. Так же ставим вторую половину рамки и соединяем их концы у .стыка накладками. Стучать по рамке нельзя, чтобы не смять ее поверхность, но если внешние кромки рамки плохо прилегают к уплотнителю, их можно немного поджать, слегка ударяя молотком через деревянную планку. Последний этап — заправка вкладыша в предназначенный для него паз уплотнителя. Предварительно смазываем и вкладыш и паз глицерином (или тормозной жидкостью). При заправке вкладыша, для облегчения его установки, помощник должен поджимать стекло с наружной стороны. Удаляем остатки мастики тряпочкой, слегка смоченной в бензине, и протираем уплотнитель насухо снаружи и изнутри. При этом следует иметь в виду, что излишнее количество бензина вредно. Закаленные стекла по техническим условиям должны выдерживать удар от падения стального шара весом 800 гс высоты 1,2 м. Для них опаснее удар острым предметом (в особенности по кромке). Поэтому на гравийной дороге старайтесь держаться на безопасном расстоянии от идущего впереди автомобиля, из-под колес которого может вылететь камень. Бывают случаи (хотя они и довольно редки), когда на стоящем автомобиле, без каких-либо видимых причин, внезапно разрушается ветровое или заднее стекло. Это явление известно под названием саморазрушения; оно связано только с нарушениями внутренней структуры стекла при закалке, но никоим образом не с условиями его монтажа на автозаводе, как склонны иногда думать владельцы автомобилей, у которых это произошло. Стекла для «Москвичей-408» и «412» поставляют стеклозавод им. Дзержинского (г. Гусь-Хрустальный Владимирской области) и стеклозавод им. Горького (г. Бор Горьковской области). Стекла обоих заводов, конечно, полностью взаимозаменяемы, но несколько различаются характером помосквичIIверхности из-за особенностей технологии изготовления. Стекла Гусевского завода имеют маркировку «Закаленное. СЗД». Они изготовляются прессованием. Подвешенная на конвейерную цепь заранее вырезанная стеклянная заготовка разогревается до нужной температуры, затем прессуется — обжимается между матрицей и пуансоном и закаливается (обдувом воздуха). На верхней кромке стекла, закрываемой уплотнителем, остается несколько углублений (зенковок) для захватов подвесок, которыми оно удерживается на конвейерной цепи. Стекла Борского завода имеют маркировку «Закаленное. Горького». Их делают способом «моллирования». Они значительно более выпуклы, у них нет углублений, а есть только слабо заметные следы от штырей по всему периметру .кромки. Если произошло «саморазрушение» стекла, то, зная особенности технологии, можно даже без маркировки, по осколкам определить, где оно сделано, и предъявить претензию заводу-изготовителю. Автозавод рекламации на стекла не принимает. Следует знать, что запасные части и различные материалы (клей, мастика и прочее), 1нужные владельцам автомобилей, завод не отпускает, да и посылки с опасными в пожарном отношении веществами (красками, мастиками) почтовыми отделениями не принимаются. Все названные выше материалы для герметизации стекол автомобиля надо приобретать только в специализированных магазинах Главхимсбыта или в магазинах, продающих хозяйственные товары.Производство легковых автомобилей в нашей стране в ближайшие годы резко возрастет. Поэтому совершенно необходимо уже сейчас организовать выпуск в достаточных количествах и широкую розничную продажу специальных клеев, мастик и других материалов, необходимых и владельцам автомобилей и автотранспортным предприятиям. Эти заключительные слова мы обращаем к Министерству химической промышленности СССР и Министерству торговли СССР.,Р ис . 2. Приемы установки стекла: I — IV — последовательность операций установки стекла и уплотнителя; V — установленное стекло; 1 — стекло; 2 — уплотнитель; 3 — замочный кладыш; 4 — проем окна; 5 — рамка; 6крючок для установки рамки.