30
31
ОТЧИТЫВАЕТСЯ ФЕДЕРАЦИЯЗа два года в Латвии состоялось свыше 450 мотоциклетных соревнований. В них приняло участие почти 9500 человек. За это время подготовлено 26 мастеров спорта, 64 кандидата в мастера и 956 разрядников. Мотоспортом в республике занимается свыше 4700 человек. Такие цифры были приведены в отчетном докладе на IV Пленуме федерации мотоспорта Латвийской ССР. Мотоспорт становится здесь все более массовым. Об этом говорит и рост количества клубов. Два года назад их было 18, а сейчас — 32. Активно работает юношеская спортивная школа при республиканском спортивно-техническом клубе, в которой занимается 140 человек. В Латвии ныне 629 судей по мотоспорту. В Риге, в Бикерниеках, построена одна из лучших в стране трасс для кольцевых гонок. Постоянные кроссовые трассы созданы в Тукумсе, Талсах, Вентспилсе, Салдусе и других районных центрах. Но еще много нерешенных проблем. О них говорили участники пленума. Необходимо значительно пополнить парк мотоциклов, добиться создания во всех районах спортивных трасс.Техника за1Р ис . 1. Иорк».Общий видавтомобиля «Ныо-ИНСТИТУТ — СПОРТУВесной этого года для студентов четвертого курса Московского автомобильно-дорожного института начато чтение специального курса «Автомотоспорт». Он включает лекции по особенностям конструкции и расчета гоночных автомобилей и мотоциклов, основам судейства и проведения автомотосоревноваКурс лекций, рассчитанный на два семестра, позволит будущим инженерамавтотранспортникам получить серьезные знания, которые помогут им в дальнейшем как организаторам моторного спорта.БЕЗОПАСНЫЙНа дорогах СШАв автомобильных катастрофах с начала XX века погибло более полутора миллионов человек иеще сорок миллионов получили ранения. Зловещий счет растет. По мнению сенатора от штата Нью-Йорк Э. Спино, погоня фирм за наживой привела к тому, что конструкция современных автомобилей не только способствует учащению несчастных случаев, но и отягощает их последствия. В 1962 году Комитет по вопросам автотранспорта и безопасности движения вСША поручил заводу «Репаблик авиейшн» сконструировать безопасный автомобиль. В конце 1967 года модель, названная «Нью-Йорк» (рис. 1), была представлена на обсуждение. Описание этой машины приведено в одном из номеров журнала «Мотор Рундшау» за 1968 год. «Безопасный автомобиль» взял от предыдущих конструкций все, что может служить его назначению. Более тысячи устройств, многие из которых введены в автомобилестроении впервые, должны, по замыслу авторов проекта, охранять жизнь пассажиров и пешеходов. Понятие «безопасность автомобиля» включает следующие пять пунктов, взятых за основу при создании модели «Нью-Йорк». 1. Предупреждение несчастных случаев. 2. Уменьшение опасных последствий, если авария произошла. 3. Защита пешехода. 4. Мероприятия, облегчающие оказание помощи и эвакуацию пострадавших. 5. Безопасность стоящего автомобиля. Коротко расскажем о проекте такого автомобиля и некоторых конструктивных решениях, заложенных в нем. «Нью-Йорк» — четырехместный автомобиль. Габариты его 5600 X 2000 XX 1470 мм , колесная база 3120 мм. Двигатель V-образный, восьмицилиндровый, рабочим объемом 5ли мощностью 260 л. с. Привод системы «Фергюсон» на все четыре колеса, что значительно снижает опасность заноса (о трансмиссии «Фергюсон» см. «За рулем», 1967, № 12 — «Полноприводный автомобиль»), Межосевой дифференциал. Коробка передач полностью автоматизирована. Машина имеет хорошую динамику (разгон с места до скорости 100 км/час занимает 11 сек), но максимальная скорость ограничена 80 милями (130 км/час). Р ис . 2. Конструкция дверей, безопасные сиденья, щиток приборов.«КАТЕРА И ЯХТЫ» — АВТОЛЮБИТЕЛЯМПутешествие на автомобиле может стать вдвое интереснее, если к четырем колесам добавится легкая лодна, которую можно везти на крыше (или на прицепе). При движении по шоссе влияние маленькой лодки на поведении машины почти не сказывается, — пишет автолюбитель из Чернигова Е. Ф. Беляев (его вы видите на снимке). «Москвич» устойчиво идет на поворотах и при обгоне. Скорость обычная — 7 0 — 8 0 км/час». Как построить таную лодку? Как сделать приспособление для ее перевозки на автомобиле? Что надо знать о подвесном моторе? Как управлять парусом? Ответы на эти и другие подобные вопросы вы найдете в сборнике «Катера и яхты». Научно-популярный и спортивный сборник «Катера и яхты» выпускается издательством «Судостроение» шесть раз в год — в конце канадого четного месяца и продается всеми газетными киосками «Союзпечати». Цена номера — 70 копеек. В сборнике регулярно освещаются вопросы, интересующие любителей водного туризма и спорта, всех владельцев и строителей малых судов. МОПЕДЫ «ХОНДА)Острая конкуренция на рынках Европы и Америки, куда сбывается большая часть продукции японских мотоциклетных фирм, вынуждает их почти ежегодно обновлять конструкции своих машин. Недавно «Хонда» выпустила четыре новых модели мопедов класса 50 смз различного назначения. Оставаясь верной традициям. «Хонда» и на этих мопедах применила четырехтактные короткоходные двигатели с распределительным валиком в головке цилиндра. Наиболее оригинальны двигатель и компоновка мопеда модели Р50 (рис. 1). Двигатель вместе с задним колесом закреплен на раме неподвижно. Цилиндр расположен под углом 10 градусов. Его диаметр больше хода поршня — 4 2х 35,6 мм. Степень сжатия 8.7. Двигатель развивает мощность 1,38 л. с. при 5000 об/мин. Максимальный же крутящий момент соответствует 2800 об/мин. Такая характеристика обеспечивает большую маневренность мопеда и легкость управления, тем более что он имеет всего одну передачу. Автоматическое сцепление включает привод от двигателя при определенном числе оборотов коленчатого вала.Р ис . 3. Устройства, п овышающие безопасность; 1 — выдвижной бампер с гидр авлическими противоударными амортизаторами; 2 — перегородка, поглощающая энергию удара (защита ног); 3 — передняя стойка с дугой жесткости- 4 — перископическое зеркало заднего вида: 5 — линия оптимального расположения глаз по высоте; 6 — средняя дуга жесткости; 7 — регулируемые педали и опоры для ног8 — устройство для регулировки высоты расположения сиденья; 9 — промежуточная стенка жесткости с упругой облицовкой: 10 — дуга жесткости задней части автомобиля; 11 — о ткрывающаясяв сторону крышка багажника; 12 — з ащитная задняя стенка (броня); 13 — безопасный топливный бак.АВТОМОБИЛЬЖесткая перегородка, отделяющая салон от моторного отсека, способна поглотить энергию удара при ускорениях до 30 g (294 м/сек 2 ). Бамперы снабжены гидравлическими амортизаторами. Передний при скорости автомобиля 60 км/час автоматически выдвигается на 300 мм . В случае удара бампер резко сдвигается в сторону, отбрасывая препятствие от автомобиля или сдвигая самое машину. Эта система эффективно действует при столкновениях на скорости до 80 км/час. Несколько дуг жесткости препятствуют деформации кузова при переворачивании автомобиля. Рулевое колесо может перемещаться по оси вала, изменять угол наклона и откидываться вверх или в сторону, облегчая посадку водителя. Положение педалей и подставки для ног можно изменять в зависимости от роста водителя, что в сочетании с регулируемой высотой неподвижного сиденья обеспечивает оптимальный обзор. На «безопасном автомобиле» вместо обычного зеркала заднего вида применен перископ с широкофокусной оптикой. Он установлен на крыше и проектирует неискаженное изображение дороги сзади и по сторонам машины на экран щитка приборов. Поверхность капота, щиток приборов и панорамное стекло не дают бликов. Лобовое стекло трехслойное, трехсекционное, секции скреплены прозрачным силиконовым клеем. Средняя часть почти плоская, стеклоочистители очищают 95 процентов поверхности. Необычна конструкция сидений. Каркас из алюминия жестко связан с полом. Сами сиденья очень глубокие, раковинообразные. Наружная боковина спинок и подлокотники составляют часть внутренних панелей дверей (рис. 2). Проемы обтянуты толстой упругой обивкой. На всех сиденьях есть Х-образные плечевые ремни. Багажник открывается сбоку, со стороны тротуара. На крыше, на кронштейне перископа установлен своеобразный светофор. Зеленый свет фонаря показывает, что автомобиль движется с постоянной скоростью, желтый ГОВОРИТ о движении накатом, красный — о торможении. В сочетании с большими рефлектирующими поверхностями — белыми спереди и красными сзади — это дает возможность водителям другого транспорта хорошо ориентироваться при маневрировании. Автомобилю придана плавная форма, нет выступов или углов, опасных для пешеходов. Кроме того, человек при наезде не будет подмят машиной: бампер отбросит его в сторону. Основные устройства, повышающие безопасность, видны на рис. 3. На «НьюЙорке» применен также ряд противопожарных средств. Бензобак отделен от салона герметической перегородкой; при наполнении его до горловины включается звуковой сигнал; горловина имеет обратный клапан. Бензопровод — гибкий, с оплеткой (что должно предотвратить его разрыв при ударе). Кроме того, даже если он разорвется, несколько специальных клапанов воспрепятствуют свободному вытеканию бензина. В моторном отсеке установлен автоматический огнетушитель с четырьмя соплами. Опытный образец проходит испытания. Проверка покажет, стал ли безопаснее автомобиль, заранее названный его создателями «безопасным». К. СЫТИН, кандидат технических наук Рис. 1. Общий вид и габаритные размеры мопеда Р50.J~Рис. 2. Силовой агрегат мопеда. Крутящий момент от коленчатого вала к валу заднего колеса, который встроен в блок двигателя, передается через промежуточный вал цепями. Также цепью приводится распределительный валик. Смазываются все движущиеся детали разбрызгиванием (рис. 2). Рама стальная штампованная. Передняя вилка рычажная с пружинными амортизаторами. Тормоз заднего колеса приводится от педалей, переднего — тросом от рычага, расположенного на руле. При собственном весе 45 кг мопед развивает скорость до 40 км/час.31