28
29
Послесловиек зимнемусезону • Послесловиек зимнемусезонуУсловия журнального производства, к сожалению, таковы, что выход очередного номера отодвигается от того или иного спортивного события на два-три ме ­ сяца. Поэтому отчеты о летних первенствах попадают к читателям осенью, а о зимних чемпионатах журнал сообщает в канун лета. Но для настоящих любителей автомотоспорта соревнование не умирает с последним взмахом финишного флага. О но продолжает их интересовать и тогда, когда становится спортивной историей. На этих страницах общественные корреспонденты журнала мастер спорта В. Мартюк, сотрудники газет «Кузбасс» и «Красноярский рабочий» В. Моисеев и В. Топилин, член президиума Федерации мотоспорта СССР И. Старченко рассказывают о зимних первенствах этого года.ЧЕТЫРЕ ФИНАЛА ОДНОГО ЧЕМПИОНАТАВ 1959 году впервые были разыграны золотые медали чемпионов страны в мотогонках по льду. Вряд ли тогда даже самые большие оптимисты могли предполагать, что через каких-нибудь десять лет эти соревнования своей популярностью смогут сравняться с самим хоккеем и завоюют стадионы не только в традиционных центрах нашего мотоспорта, но ив городах Дальнего Востока, Сибири, Урала. Именно здесь, в новых опорных пунктах зимнего мотоспорта получили самое широкое распространение соревнования на мотоциклах классов 125, 175 и 350 смз, в подготовку которых спортсмены и их механики вносят много технических новшеств и изобретательности. И как следствие этого именно здесь появилась целая когорта талантливых молодых ледовиков, задающих сегодня тон на самых крупных соревнованиях. Наше послесловие к десятому чемпионату СССР какрази начинается с краткого обзора финальных встреч в младших классах. Кемерово. 125 смЗ. Чтобы убедиться в том, кто сегодня является законодателем мод в мотогонках по льду, надо было увидеть первенство в Кемерово. Любители мотоспорта все чаще слышат название этого города в отчетах о мотоциклетных состязаниях. Только в минувшем зимнем сезоне тут состоялось семь соревнований республиканского, всесоюзного и даже международного ранга. Это не считая встреч местного значения. Кемерово располагает сегодня хорошей ледяной дорожкой, квалифициро-Александр Павлов с призом — полумиллионной «Вяткой». Фото Е. Золотареваванными судьями и организаторами, сильными спортсменами, а главное влюбленными в мотоспорт заинтересованными зрителями. Два дня на стадионе «Химик» не умолкал шум моторов. Судьбу призовых мест решали мотоциклисты Кемерова и Новокузнецка. Свердловска и КаменскУральского. Верх на этот раз взяли уральцы. Представители Каменск-Уральского клуба Ю. Максимов и В. Тетерин стали обладателями золотой и серебряной наград. Надежда кемеровчан. братья Щегловы не выдерясали единоборства — лишь младшему из них. 24-летнему Петру удалось завоевать «бронзу». Зато все последующие места в первой шестерке — з а представителями Кемеровской области. Красноярск. 175 смз. Шестнадцать лучших гонщиков из двух полуфиналов — в Казани и Красноярске — встретились на 410-метровой ледяной дорожке центрального стадиона города. Среди них были восемь красноярцев, возглавляемых прошлогодним чемпионом СССР в этом классе фрезеровщиком Валерием Свинко. Надежды местных болельщиков, заполнивших, несмотря на 35-градусный мороз, трибуны стадиона, полностью оправдались. Их земляки заняли пять мест в .шестерке сильнейших, а Свинко, выиграв все заезды, подтвердил свой почетный титул. В чем причина успехов красноярцев? Здесь, так же какив Кемерово, любят мотоспорт, причем не только как захватывающее зрелище. Во многих первичных организациях ДОСААФ города действуют секции мотоспорта, часто проходят встречи. Перед ответственными соревнованиями у краевого автомотоклуба всегда есть широкий выбор достойных кандидатов. Вот один только пример. Мочодой перворазрядник Валерий Басалаев. Лишь недавно вышел он на ледяную дорожку. Однако уже в четвертьфинале нынешнего первенства, выступая запасным (I), на машине с двигателем собственной конструкции он завоевал третье место. Как и многие другие красноярские гонщики, Басалаев — воспитанник старшего тренера краевого автомотоклуба ДОСААФ Александра Лукьяновича Сметаниикова — опытного, знающего педагога. Немало сильных «ледовиков» вышло и из городской школы мотоспорта, руководимой общественным тренером, начальником малой железной дороги Виктором Иосифовичем Тарлюком, из мотосекцнй крупных предприятий города. Гонщики Красноярска последние три года прочно удерживают звание чемпиона СССР в классе 175 смз. Залогом их будущих успехов служит надежный резерв способных молодых спортсменов. Вятские Поляны. 350 смз. В настоящий праздник мотоспорта превратились финальные соревнования, проходившие в этом небольшом городе Кировской области. Их организаторы затратили много сил и энергии, показали себя горячими энтузиастами мотоспорта, который в их городе, родине мотороллеров «Вятка», завоевал сердца тысяч приверженцев.Праздничное оформление улиц, торжественная встреча и прием участников чемпионата, вручение памятных призов — все было тщательно продумано и подготовлено, не говоря уже о техническом обеспечении — гараже, дорожке и т. п. Самое деятельное участие в этом большом спортивном событии приняли руководители горисполкома и завода, выпускающего мотороллеры. Огромный интерес к соревнованиям объяснялся не только тем. что финал чемпионата страны впервые проводился в этом городе, но и сильным составом участников, среди которых были победители полуфиналов в Ульяновске, Прокопьевске и Вологде — мастера спорта, трехкратный чемпион страны уфимец Н. Чернов, чемпион СССР 1966 года в этом классе В. Сандульский из Владивостока. молодой гонщик кандидат в мастера спорта Николай Костювин из Вятских Полян и другие. Почти десять тысяч зрителей наблюдали в 30-градусный мороз за поединками «ледовиков». Два дня финала прошли под знаком упорной борьбы А. Павлова и Н. Чернова. Чемпион определился лишь в дополнительном, сорок первом заезде. Спортсмену из Владивостока была вручена золотая медаль, диплом и юбилейный, полумиллионный мотороллер «Вятка» — приз, установленный заводом. Александр Павлов — дебютант первенства страны. Гонками по льду в классе 350 смЗ занимается всего два года. Своим успехом он во многом обязан тренеру, известному гонщику Успенскому. а также мастеру спорта Сандульскому, которые помогали ему. делились опытом. Исключительно удачно выступал и третий призер, барнаулец В. Селихов, который попал в финал как запасной гонщик. Тем не менее он не только вышел на третье место, но и установил рекорд стадиона (четыре круга по 385 метровза 1 минуту 04.7 секунды). Любопытно, что среди шестерки сильнейших Селихов был единственным, кто стартовал на машине с двигателем ИЖ. Восемь спортсменов выступали на мотоциклах с четырехтактными моторами ЭСО или «Уфа», причем четверо из них вошли в первую шестерку. Высокие динамические качества двигателя ЭСО-350 бесспорны. Но он уже давно снят с производства. и число их из-за отсутствия важнейших запчастей с каждым годом уменьшается. Пора подыскивать этим моторам достойных преемников. Наверное, Ижевский завод, у которого за плечами более чем двадцатилетний опыт постройки спортивных мотоциклов, мог бы' изготовить для мотоклубов партию специальных «ледовых» машин с форсированными двигателями ИЖ-Юпитер. Десять лет назад представитель этого завода на двухцилиндровой машине занял второе место в чемпионате страны в мотогонках по льду в классе 350 смЗ. Сегодня же. к сожалению, этот вид соревнований незаслуженно забыт ижевцами. Уфа, Москва, Ленинград. 500 смз. Острая борьба за почетный титул развернулась, как и следовало ожидать, в классе «пятисоток». Финал чемпионата стартовал в Уфе. Следующий этап состоялся в Москве, а два завершающих — в Ленинграде. Места распределялись по наибольшей сумме очков, набранной в трех «лучших» этапах. Новая система проведения финальных соревнований в этом классе оказалась более справедливой, чем прежняя, и помогла объективно определить соотношение сил финалистов. Гонщик из города Луховицы (Московская область) Владимир Цибров после первых двух этапов возглавил таблицу первенства. Однако в Ленинграде на непривычной для него широкой дорожке со слегка наклонными поворотами он уступил 28-летнему уфимцу Габдрахману Ка-28 Послесловиек зимнемусезону • Послесловиек зимнемусезонудырову, который во второй раз стал чемпионом страны. Н апряженная борьба за третье место на всех четырех этапах шла между ветераном гонок по льду Б. Самородовым и москвичом А. Кучеренко. И хотя Александр в конечном счете оказался на четвертом месте, его результат надо расценивать как большой (но, к сожалению, единственный) успех столичных «ледовиков». Результаты 1969 года первенства СССР по мотогонкам на льдуЭНТУЗИАЗМ — ЧЕРЕЗ КРАЙЗимние мотокроссы имеют в Коврове давнюю традицию. Впервые такие соревнования состоялись здесь в 1957 году. Они быстро переросли городские рамки и приобрели всесоюзный характер. В значительной мере этому способствовал завод, производящий хорошо всем известные мотоциклы. На его специальных спортивных машинах выступали и выступают многие кроссмены, в том числе и заводские. Нынешний год не был исключением. Около ста спортсменов из девяти городов страны съехались на традиционный кросс. Среди участников немало ведущих кроссменов. чемпионов страны. Иногородних гонщиков привлекает здесь интересная трасса, отличная организации соревновании, огромное количество зрителей. К сожалению, на этот раз поведение некоторых чрезмерно «активных» болельщиков чуть было не испортило большой спортивный праздник. Естественно, ковровцы «болели» за своих кроссменов. Понятен и их энтузиазм. когда кто-либо из земляков вырывался вперед. Но совершенно недопустимо, что в гостей, опережавших местных гонщиков. летели комья снега, вслед им неслись неодобрительные выкрики. Такое проявление спортивных страстен не имеет ничего общего с нашим традиционным спортивным гостеприимством, с духом уважения к соперникам. Видимо, местным общественным организациям стоит подумать о воспитании зрителей, повести решительную борьбу с чуждыми нам явлениями. И. ДУДКО, спец. корр. «За рулем»125 смЗ; 1. Ю. Максимов — 28 очков (14-14)*; 2. В. Тетерин (оба КаменскУральский, Свердловская обл.) — 27 (15-12); 3. П. Щеглов (Кемерово) — 22 (12-10); 4. В. Шпилевой (Новокузнецк. Кемеровская обл.) — 22 (12-10); 5. В. Щеглов (Кемерово) — 19 (7-12); 6. М. Егошин (Новокузнецк, Кемеровская обл.) — 19 (8-11). 175 смЗ: 1. В. Свинко — 30 (15-15); 2. В. Логинов — 26 (14-12); 3. В. Басалаев (все Красноярск) — 26 (13-13); 4. И. Антонов (Курск) — 22 (10-12); 5. В. Иванов — 20 (8-12); 6. В. Лепин (оба Красноярск) — 19 (12-7). 350 смЗ; 1. А. Павлов (Владивосток) — 26 (12-14); 2. Н. Чернов (Уфа) —26 (15-11): 3. В. Селихов (Барнаул) — 24 (14-10); 4. Н. Костюнин (Вятские Поляны, Кировс кая обл.) — 23 (11-12); 5. В. Сандульский (Владивосток) — 19 (11-8); 6. Л. Ерохин (Ульяновск) — 19 (9-10). 500 смЗ; 1. Г. Кадыров (Уфа) — 42,5 очка (14-14-14.5-0); 2. В. Цибров (г. Луховицы. Московская область) — 41 (15-14-12-12); 3. Б. Самородов (Уфа) —36,5 (12-13-9-11,5); 4. В. Кучеренко (Москва) — 36,5 (11-1210-13,5); 5. В. Леонов (Ленинград) — 29,5 (9-5-5.5-15); 6. Ю. Ламбоцкий (Ленинград) — 29 (7-9-13-6).Мастер спорта Иван Астафьев чемпион страны. Фото В. Хватова. готовиться в короткий промежуток времени к двум ответственным выступлениям — задача нелегкая. Вот почему на московском ипподроме не оказалось сильнейших гонщиков Эстонии, Литвы, Украины и других республик. А это, безусловно, повлияло на спортивный уровень чемпионата. Третье ипподромное первенство проводилось в двух классах машин. «Москвичи», которые были представлены только моделью 412, показали отличные ходовые качества. По времени прохождения кругов они не только не уступали «Волгам», но и подчас превосходили их. Может быть, это дает повод в будущем объединить оба класса? Говоря о минувшем первенстве, нельзя не упомянуть об одной любопытной детали — здесь не допускалось использование шипованных покрышек. На ралли применение их, несомненно, способствует повышению безопасности. Иное дело ипподромные ганки. Обгон на поворотах, где шипы прокапывают в снегу и льду глубокие колеи, становится опасным. Видимо, и в будущем надо отказываться от применения шипов в этом виде соревнований. И последнее. Зимние автогонки пользуются известностью не только у нас. В Швеции и Финляндии регулярно устраивают крупные соревнования на кольцевых трассах, проложенных по льду озер, на заснеженных площадках. Очевидно, пришла пора организовать встречу с зарубежными спортсменами, провести у нас в стране международные автогонки на зимнем ипподроме. В. МАРТЮК. мастер спорта Результаты первенства СССР 1969 годапоавтогонкамна ипподроме Класс III-A («Моснвнч-412»): 1. И. Астафьев; 2. Л. Фомин; 3. В. Ржечнцкнй (все IUocKBa); 4. А. Дамбис (Рига); 5. В. Бубнов: 6. Ю. Лесовский (оба Москва). Класс V-Б («Волга-М21»): 1. В. Мосолов (Горький); 2. В. Добров; 3. А. Якушев; 4. В. Барковский; 5. В. Ацамскнй; 6. С. Колесник (все Москва).ВОЗРОЖДЕНИЕ«ИППОДРОМА»г. КовровПосле двухлетнего перерыва вновь был разыгран чемпионат страны по зимним автомобильным гонкам на ипподроме. Само по себе это событие в нашем автоспорте знаменательно. Кажется, оно положило конец спорам о нецелесообразности «зимнего ипподрома» и окончательно утвердило его в ранге всесоюзного чемпионата. Большой интерес, проявленный к соревнованиям со стороны автозаводов, таксомоторных парков, спортклубов, заполненные болельщиками трибуны Московского ипподрома, — все это как нельзя лучше свидетельствовало о признании новой разновидности автоспорта. В то же время минувший чемпионат поставил перед Федерацией автоспорта ряд новых проблем, без решения которых трудно рассчитывать на то. что ипподром быстро завоюет признание на Дальнем Востоке, в Поволжье. Сибири, на Урале, то есть там, где существуют самые лучшие условия для организации таких соревнований. Пока эти гонки «прижились» лишь в немногих городах страны. Для популяризации их стоило бы провести следующий чемпионат не в Москве и не в Риге, как это бывало прежде, а в Ижевске. Свердловске или любом другом уральском или сибирском городе, где в последнее время начал развиваться автоспорт. Следует подумать ио времени проведения первенства, учитывая возможности спортивных коллективов. В этом году оно состоялось за неделю до старта всесоюзных зимних командных ралли. Под* Цифры в скобках — очки, набранные по дням соревнований.Результаты традиционного мотокроссав г. К оврове Личный зачет. 175 смЗ; 1. П. Рулев (Ленинград); 2. В. Тюрин (ГСВГ); 3. Г. Мерлин (Москва); 4. А. Дежинов (Ленинград); 5. Г. Севастьянов (Ленинград); 6. В. Сабуров (Москва). 250 смЗ: 1. Е. Петушков (Москва); 2. В. Краснощекое (Ковров); 3. Г. Моисеев (Ленинград): 4. В. Донис (Рига); 5. М. Растворов (Ленинград); 6. А. Кудимов (Москва). Командный зачет. 175 смЗ: 1. А МК г. Ленинграда; 2. ГСВГ; 3. ЦСКА. 250 смЗ; 1. МАДИ; 2. ЦСКА; 3. «Иыуд».НА ЧЕМПИОНАТАХ РОССИИФинальные соревнования на первенство РСФСР 1969 года по мотоциклетным гонкам на льду проходили в четырех городах республики. Приводим результаты финалов. 125 смЗ (Каменск-Уральский): 1. Ю. Максимов; 2. В. Тетерин (оба — КаменскУральский); 3. В. Щеглов (Кемеровская область). 175 смз (Красноярск) : 1. В. Свинко; 2. В. Логинов: 3. Б. Семенов (все — Красноярск). 350 смЗ (Куйбышев): 1. В. Сандульсний; 2. А. Павлов (оба — Владивосток); 3. В. Селихов (Барнаул). 500 смз ( У фа ) : 1 . В. Цибров (Московская область); 2. Б. Самородов (Уфа); 3. В. Кононович (Салават).29