ЗЫВДЕТВ канун 50-летия Советской власти в историю завода . была вписана одна из замечательных страниц. С конвейера сошел миллионный автомобиль. Ц ККПССи Совет Министров СССР, поздравляя коллектив с этой трудовой победой, отметили вклад, который завод внес в развитие советского автомобилестроения. Чтобы лучше представить себе иоце ­ нить путь к этому миллиону, давайте вспомним героические годы первых пя ­ тилеток. В 1929 году на пустырь, п римыкаю ­ щ ийк нынешнему Волгоградскому проспекту (тогда это была окраина Москвы), пришли люди. Большинство из них были комсомольцами . О ни обязались построить автосборочный завод. Одеты были не слишком тепло, ели не слишком сытно. Но работали люто, д неми ночью, в морози метель. Еще совсем свежи были в их памя ­ ти вдохновенные слова В. И. Ленина, который, заканчивая свою речь на III съезде комсомола , сказал: «...только спрашивая себя, все ли мы сделали, чтобы быть объединенными сознательными трудящимися, Коммунистический союз молодежи сделает то, что он полмиллиона своих членов объединит в одну ар ­ м ию труда и возбудит всеобщее уваж ениек себе». 6 ноября 1930 года завод вступил в строй. В этот день с главного конвейера сошли первые десять автомобилей. На митинге, п освященном пуску завода, было единогласно принято предложение дать ему имя Московский автосборочный имени КИМ . Есть в заводской библиотеке любопытная книжка , изданная в 1933 году под названием «Как и где собирается советский форд». Это про «КИМ». В ней рассказывается, как вчерашние зем ­ лекопы, грузчики, ч ернорабочие наращивали выпуск автомобилей. Л учшиера ­ бочие самозакреплялись (было такое выражение) на заводе до конца пятилетки. В конце тридцатых годов вжурнале «За рулем» была напечатана статья инж енера Г. Зимелева, б удущего ученого, специалиста по автомобилям. В ней говорилось о необходимости скорее наладить у нас в стране массовый выпуск дешевых малолитражных легковых автомобилей. И такая машина была спроектирована коллективом конструкторов завода иНАМИ . Ее производство решено было организовать на заводе имени КИМ . Так состоялось второе рождениеза ­ вода. К омсомол призвал молодежь на строительство нового автомобильного. И через полтора года на базе автосборочного имени КИМ , опередив намеченный срок, встал новый завод — малолитражных автомобилей. Его первенец — м алолитражкаКИМ - 1 0рядомс нынешними «Москвичами» выглядит неказистой. Но как же она доро ­ га каждому ветерану-автозаводцу. Тогда она казалась им чудом совершенства. Первый сошедшийс конвейера автомобиль вел Иван Пономарев . За рул ем он сидел нарядный иторжествен ­ ный. А заводские девчата бросали цветы. Это был праздник. Автозаводцы уже строили новые планы. Картина будущего представлялась великолепной. Только им не суждено было сбыться, этим планам. К огдаскон ­ вейера сошла пятисотая малолитражка, началась война. О дин за другим уходили добровольцами те, кто закладывал здесь первые кирпичи и устанавливал первые станки. У шелСергей Рябцев, главный комсомольский заводила. У шли , прощаясь второпях, главный технолог завода Г. С а ­ фонов, и нженеры С. Вигдорчик, И. П о ­ номарев, М . Шувалов, А. Фрумкин, сборщик В. Пономарев, монтажник М . Гладких, наладчик С. Царев... А пот ом стали провожать десятками в день. Те, кто остался, спали тут же , у станков. И ели немудреный паек здесь же . На завод обрушились бомбежки . Глубокой осенью 1941 года, когда угроза нависла над столицей, п редприя ­ тие эвакуировали на Урал. Д емонтиро ­ вали станки, грузили на платформы. А на новом месте стали выпускать военную продукцию — узлы ктанками самоходкам. В корпусах завода имени КИМ был организован ремонт автомобилей для фронта. Но вот салют Победы возвестил начало долгожданноймирнойжизни . Где же вы теперь, друзья автозаводцы? М но ­ гие, очень многие не вернулись. И надо было начинать все почти заново. Работать, строить, обучать кадры. Автозаводцы восстанавливали разрушенные корпуса, вводили в эксплуатацию новые производственные мощно ­ сти. И опять рядомс коммунистами, помогая им, впереди шли комсомольцы. Новое поколение, воспитанное на тех же традициях. Свое третье рождение завод отметил вдекабре 1946 года. С конвейера сошел «Москвич-400». П о сравнению сКИМ - 1 0 это была более комфортабельная инадежная машина. Четырехцилиндровый двигатель, скорость 90 км/час, 9 литров бензина на 100 ки ­ лометров пробега . К 1952 году была освоена в производстве новая коробка передач, усилено сцепление, у совершен ­ ствован двигатель, улучшена пылезащита кузова. Это была уже модель «401». З апервое послевоенное десятилетие завод добился многого. Но и требования к автомобилям изменились. Коллектив стал готовить кпроиз ­ водству новую модель. Кто знакомс автомобилестроением, знает, к акая это напряженная работа. «Четыреста второй» — с ледующаямо ­ дель «Москвича» — отличался более сов ременнымиформами , двигателем мощ ­ ностью 35 л. с , новыми передней подвеской и рулевым механизмом . На этом автомобиле были установлены обогре ­ ватель, р адиоприемник . К аждый кадровый автозаводец пом ­ нит дни рождения новых автомобилей, к ак дни рождения своих детей. 1958 год. «Москвич-407». Новый шаг в малолитр ажном двигателестроении. Верхние клапаны, увеличена степень сжатия, м ощ ­ ность достигла 45 л. с , а расход топлива остался почти тот же — 10 л на 100 километров. А потом переходная мо ­ дель — Москвич-403». М ашинанадеж ­ ная, заслужившая добрую славу.На фотосве ' р ху вниз: Готовые Машины сходят с конвейера Московского автосборочного завода им. КИМ (обложка журнала «За рулем» № 23 за 1930 год). На конвейере — первые «Москвичи-400». Сборка «Москвичей-407».