КАЛЕНДАРЬ АВТОЛЮБИТЕЛЯрожающе скользким и стеклоочистители беспомощно елозят по стеклу, нисколько его не осветляя. Настоящих путешественников в мае немного. Автолюбители сбиваются в плотные стаи для поездки на юг значительно позднее, к разгару морского купания или к сезону арбузов и винограда. А ведь чуть минет весна, трава уже выжжена солнцем, вас встречают пропыленные лесополосы, переполненные кемпинги и гигантские очереди в столовых. Только весной солнце греет, а не изнуряет, все цветет, зеленеет и сверкает чистыми красками. Советуем нарушить традицию и хоть разок выехать в путешествие в мае. Честное слово, не пожалеете. Большое путешествие — большие заботы. Удовлетворительно работающий дома двигатель в длительной поездке может причинить неожиданные неприятности. Дома его чрезмерный аппетит к маслу вызывает лишь легкое раздражение да не очень большие дополнителньые расходы. В путешествии, при дневном пробеге в 500—700 километров, прожорливость мотора становится просто невыносимой.стным известием: кольца новые, а расход масла прежний. Хотя всю работу выполняли, вроде бы, по науке, на самом высоком уровне. Что же делать? В журнале «За рулем» (1968, № 3) писали об одном из способов уменьшения расхода масла у пожилого «Москвича». Под маслосъемным кольцом наискось спереди и сзади юбки надо сделать ножовкой пропилы, а нижний пояс юбки под пальцем спилить. Многие уверяют, что после такой операции аппетит двигателя приходит в норму. Но прежде чем прибегать к «хирургическому вмешательству», можно попробовать изменить «меню». Двигатель угощают вместо АС8 смесью 75 процентов масла МС-20 или МК-22 и 25 процентов веретенного масла АУ, вязкость такой смеси — 10—13 ест при 100°. А то просто смешивают пополам МС-20 и АС8, благо последнее подешевело. Расход масла резко уменьшается, двигатель снова работает бесшумно, а фильтр грубой очистки сохраняет подвижность, даже если вы спохватитесь его подергать только через 4000 километров пробега. Варьируя вязкость масла, автолюбители ухитряются удержать его расход в допустимых пределах. Иной раз только за день-два до стар та. горе-путешественник в ужасе вспоминает, что уже давненько не проверял углы установки передних колес. Знакомый приватный эксперт советует отправиться на станцию обслуживания, где функционирует специальный оптический стенд. Там, мол, к ак глянут в окуляр — все неисправности словно на ладони. И верно, это впечатляет — линзы, призмы, зеркала и объективы. В былое время даже справку о величине схода и развала вручали, и такая официальность придавала уверенности, что все в порядке. Теперь от справок отказались юак от излишней формальности, затягивающей время общения с клиентом. И действительно, вся операция сократилась минут на двадцать. Но вот беда: на проверку схода и развала иногда приходится записываться за неделю вперед, а когда приедете, еще полдня прождете, пока примут. Можно не сомневаться, недалеко время, когда проверить установку колес на оптическом стенде будет не сложнее, чем купить мороженое. Однако ехатьто надо сейчас... Поэтому и думайте о проверке заранее. Что касается развала, то его величину с достаточной точностью можно измерить при помощи отвеса, линейки и ватерпаса. Если при контроле схода ошибка более чем на полмиллиметра приведет к нежелательным последствиям, то погрешность развала в целый миллиметр существенного значения не имеет. А такую величину легко «поймать» на линейке. Ну а теперь с легким сердцем можно отправляться в весеннее путешествие. Счастливого вам пути!Месяц начинается с праздничных дней. У всех радость, а у автомобилиста еще и забота: куда бы съездить в эти теплые весенние дни? В давние времена москвичам, например, гадать не приходилось. Второго мая на шоссе Энтузиастов автомотоклуб устраивал традиционную «километровку», и все, в ком билось сердце истинного автомобилиста, устремлялись на старт гонок. Если, конечно, удава'лось завести двигатель и не спустили шины. Поговаривают о возрождении традиции, а пока... Некоторые, набив машину родственниками и знакомыми, отправляются полюбоваться празднично иллюминированным городом. Зрелище впечатляющее, что и говорить! Улицы и площади в сказочном сверкании огней. Бампер к бамперу, крыло к крылу медленно течет нескончаемый поток автомобилей. Едешь тихо и осторожно, об одном только заботишься — чтобы сзади и спереди двигались водитешм посолиднев. Любители блиц-путешествий жертвуют праздничным зрелищем и еще за две недели до Первого мая разрабатывают маршруты. Москвичи подсчитывают километры до Ленинграда, ленинградцы — до Риги, рижане — до Киева, а киевляне — до Москвы. Большинство, однако, на столь дальние путешествия не отваживается и отправляется в окрестности родного города за 100—120 километров. Многие едут к местам отгремевших боев. Туда, где, кажется, совсем недавно (а уж сколько лет прошло!) сражались и умирали бойцы за то, чтобы все мы увидели в мае радость победы... Блиц-путешествие в это время года полно спортивных переживаний и приятных сюрпризов. Разумеется, если не подводит погода. В общем-то мы любим «грозу в начале мая». Но лучше, когда она проходит стороной или хотя бы не сопровождается неожиданным снегопадом, при котором шоссе становится угЧрезмерный расход масла — чаще всего следствие различных недостатков поршней, их колец и цилиндров. Способы его уменьшения многократно описаны в книжках и пособиях. У «Волги» и «Запорожца* в крайнем случае можно заменить целиком всю цилиндро-поршневую группу. Хуже «Москвичу» — заменой деталей не отделаешься, а растачивать и шлифовать блок цилиндров не каждому любителю под силу. В книгах рекомендуется примерно между 45 и 60 тысячами километров пробега заменить поршневые кольца. Но все чаще владельцы «Москвичей» делятся гореМ. ГИНЦБУРГРис. М.Каширина14